В статье рассматриваются нормативные и методические основы формирования системы воспитания гражданской позиции школьной молодежи. В тексте автор с помощью сравнительного метода анализирует современное состояние законодательной базы, проверяет гипотезу о недостаточной проработанности нормативно-правовой базы в сфере гражданского воспитания школьников. Система гражданского воспитания школьной молодежи исследуется в качестве необходимого аспекта образовательного процесса.
Ключевые слова: гражданская позиция, молодежная политика, молодежь, школьное воспитание, образование, гражданственность.
Keywords: civil position, youth policy, youth, school education, education, citizenship.
В XXI веке в России возникла очевидная необходимость создания системы гражданского воспитания школьной молодежи. Однако, данный процесс невозможен без наличия соответствующей законодательно-нормативной базы. Особенность сформированного в настоящее время правового поля в области формирования системы гражданского воспитания состоит в следующем. Во-первых, нет четкого и однозначного определения понятий гражданское воспитание и гражданская позиция. Во-вторых, результаты системы гражданского воспитания представлены в документах различного уровня весьма размыто и обобщенно. Способы проверки достигнутых результатов не определены. В-третьих, не определена структура возможных направлений деятельности (за исключением патриотизма и волонтерства), а также не уточнен состав участников и их возможные формы и методы взаимодействия. В-четвертых, в законодательных и нормативных документах, посвященных воспитанию гражданской позиции молодежи, не описаны особенности формирования системы гражданского воспитания молодежи в процессе обучения в школе, а какое-либо обобщение или анализ подобного опыта пока очень редки в педагогической литературе.
Объектом анализа выступили нормативно-правовые документы, регулирующие сферу гражданского воспитания. Нами была сформулирована гипотеза о недостаточной проработанности нормативно-правовой базы в сфере создания системы гражданского воспитания школьной молодежи, что в свою очередь, снижает эффективность системной работы в школе по формированию гражданской позиции. Далее определены параметры анализа, отвечающие на вопросы:
1) разграничивает ли правовая норма систему гражданского воспитания школьников и систему гражданского воспитания молодежи;
2) актуализирует ли правовая норма интеграцию воспитания и образования;
3) определены ли на законодательном уровне состав участников процесса формирования гражданской позиции и порядок взаимодействия между субъектами.
Таким образом, систему гражданского воспитания школьников возможно построить только на основе работающего законодательства. Сегодня назрел вопрос о соответствии правовых норм задачам системы гражданского воспитания, ведь «воспитание, развивающее образ мышления, привычки, навыки, понимание, необходимо для сохранения и процветания существующего политического устройства общества» [8]. Обратимся к рассмотрению законодательной и нормативно-методической базы формирования гражданской позиции школьников на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Ключевые гражданские ценности и ориентации декларируются в основном законе страны, на который опираются все остальные акты [1]. Для удобства сравнения приведем следующую таблицу, отвечающую на вопросы, поставленные выше.
Таблица 1
Сравнительные характеристики законодательной и нормативно-методической базы для формирования гражданской позиции молодежи
Нормативно-правовые акты |
Параметры анализа |
|||
Разграничение системы гражданского воспитания школьников и молодежи |
Актуализация вопроса интеграции воспитания и образования |
Закрепление перечня субъектов |
||
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ |
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3]. |
Не разграничивает. |
Актуализирует в следующем: «Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в ОО, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим ФЗ» [3]. |
Обозначено в статье 10. Структура системы образования [3]. |
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [2]. |
Разграничения нет. |
Стратегия развивает механизмы, предусмотренные ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением. |
Субъекты системы воспитания (семья, общество, государство, образовательные, научные, религиозные организации, учреждения культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообщества). |
|
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [4]. |
Разграничения нет. |
Воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом ОУ, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях [4]. |
Субъекты, задействованные в процессе формирования гражданской позиции молодежи: участвует непосредственно сама молодежь, семья, работники образования и социальной сферы, представители общественных объединений. |
|
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ |
Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020–2025 годы «Петербургские перспективы» [6]. |
Правовая норма разграничивает по возрастному цензу. |
Концепция ориентирует на реализацию идеи государственно-общественного управления образованием как механизма развития открытой воспитательной системы, в которой иерархия и целостность уступают первенство связности и разнообразию, работающим на интересы личности ребенка, семьи, общества и государства [6]. |
Да. Концепция определяет способы активизации и согласования усилий субъектов воспитания разного уровня, обновление воспитательного процесса на основе личностного, системного, и полисубъектного подходов с учетом отечественной историко-культурной традиции и эффективного современного опыта. |
Закон Санкт-Петербурга «О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге» [5]. |
Разграничения нет. Патриотическое воспитание — целенаправленная деятельность органов власти, организаций и граждан, связанная с реализацией мероприятий, направленных на формирование у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей [5]. |
Правовая норма не актуализирует вопрос интеграции воспитания и образования. |
Состав субъектов четко не обозначен. |
|
МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ |
Программа развития ГБОУ гимназии № 107 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2016–2021 годы [7]. |
Некоторые разграничения присутствуют (по методам). |
Актуализация в следующем: «В современных социально-экономических, культурных условиях для создания положительной мотивации обучающихся на образование, ориентации их на духовно-нравственные ценности, важны все составляющие процессов обучения и воспитания — цели-результаты, содержание, формы и методы, технологии и рефлексия собственного продвижения в образовании» [7]. |
В программе обозначены такие участники, как: обучающиеся и педагоги; родители; ОУ; государство. |
Выделенные параметры позволили провести сравнительный анализ нормативно-правовых документов и сделать следующие выводы по трем параметрам, подтвердив гипотезу.
По первому параметру научного сравнения оказалось, что большинство нормативно-правовых актов, которые мы исследовали, не разграничивают возрастные категории молодежи, хотя воспитание младших школьников и школьников старших классов, студенческой молодежи и работающей — должно, как минимум, вестись по различным методическим принципам и рекомендациям. Более того, документы либо не указывают возраст, либо указывают разрозненные цифры, нарушая единство правового поля.
По второму параметру, мы смогли выяснить, что большая часть рассмотренных документов все-же опирается на концепцию интеграции образовательного процесса и воспитательного, однако абсолютное единство в этом вопросе отсутствует. Общероссийских критериев успешности интеграции систем воспитания и образования также не существует.
По третьему параметру, выяснилось, что абсолютное большинство правовых документов включают в свой текст перечень субъектов образования и воспитания, однако не указывают, идентичен ли этот перечень списку субъектов системы гражданского школьного воспитания.
Следовательно, можно сделать вывод об отсутствии единства в методологическом и правовом поле создания системы гражданского воспитания школьников, гипотеза подтвердилась частично. Зарубежные исследователи считают, что гражданское воспитание невозможно представить без правового развития «через информацию и просвещение, развитие сознания, опыт преодоления противоречий и способность к критике, к творческой активности, к овладению навыками по самостоятельному принятию решений в культурной, социальной, экономической и политической областях» [8]. Подводя итог исследованию, стоит также отметить, что на данный момент, перечисленные направления не закреплены в методическом, нормативном или правовом поле, регулирующем сферу воспитания российских школьников.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 сентября 2020 года) // [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» // [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=561547#0
- Закон Санкт-Петербурга «О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 14 апреля 2017 года), URL: http://docs.cntd.ru/document/456009810 (дата обращения 04.10.2020).
- Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020–2025 годы «Петербургские перспективы», URL: http://k-obr.spb.ru/media/content/docs/5752/document2.pdf (дата обращения 04.10.2020).
- Программа развития ГБОУ гимназии № 107 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2016–2021 годы https://drive.google.com/file/d/0Bx7DetPXwFDFUXVpUEQ2b2xDRU0/view (дата обращения 05.10.2020).
- Banks, J. A. Diversity and citizenship education global perspectives. Ed. J. A. Banks. — San Francisco: Jossey-Bass, 2004. — 485 p.