Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 16.12.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Галуцкая, Т. А. Формирование социокультурной компетенции при организации обучения на иностранных языках / Т. А. Галуцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76608/ (дата обращения: 07.03.2021).



В работе рассмотрен процесс формирования социокультурной компетенции у школьников при организации обучения иностранным языкам. На основе анализа особенности и специфики возможностей применения мультимедиа-технологий в обучении английскому языку в школе по УМК «Spotlight» автором проведен достаточно углубленный анализ эффективности применения данного ресурса. При этом показаны все сложности и особенности применения этого комплекса в современном обучении иностранному языку в школе. Особое внимание уделено логике развития знаний и навыков учащихся, на основе реализуемых предлагаемых «Spotlight» возможностей и его учебного потенциала.

Ключевые слова: компетенции, школьники, организация обучения, иностранный язык, современное образование, УМК «Spotlight», педагог, учащиеся.

Знание иностранных языков в настоящее время приобретает все большую актуальность и популярность, в связи с развитием межкультурных связей между странами [1].

На современном этапе развития образования целью обучения иностранным языкам в основной школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка [4].

Язык, в широком смысле слова, включает в себя целый ряд других явлений, например, речевую деятельность, языковую систему и прочее. Данные особенности иностранного языка, как учебного предмета, формируют к нему отношение, как к трудному предмету [10]. Решить эту проблему призван ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт — это совокупность правил и требований, которые должны последовательно реализовываться в начальных, средних, высших учебных заведениях, состоящих на госаккредитации [2].

Общие требования ФГОС к современному уроку иностранному языка в школе:

− урок обязан иметь индивидуальный характер

− в приоритете самостоятельная работа учеников

− осуществление коммуникативно-деятельностного подхода, современного подхода к обучению, который означает, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и, конечно, национальных особенностей личности обучающегося, а та же его интересов.

− каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий

− учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся

− учитель создает условия для успешного обучения учащихся [9].

Практическое развитие способностей при обучении иностранному языку может состоять в том, что используется научно обоснованная совокупность принципов обучения:

− дидактические принципы (научности, воспитывающего обучения, сознательности, активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, доступности, индивидуализации обучения);

− методические принципы (коммуникативности, функциональности, синтаксической основы обучения, ситуативно-тематический представленности учебного материала, комплексности и дифференцированности, концентризма, учета родного языка, устного опережения, учета специальности);

− лингвистические принципы (системности, разграничения явлений на уровне языка и речи, минимизации);

− психологические принципы (мотивации, поэтапности в формировании речевых навыков, учета индивидуально-психологических особенностей обучающихся, учета адаптационных процессов) [8].

Цифровые, информационно-коммуникационные (далее — ИКТ) и мультимедийные технологии так стремительно вошли в практическую деятельность всех научно-педагогических работников высшей школы и особенно преподавателей иностранных языков, что стали сегодня неотъемлемой частью образовательного процесса, предоставляя новые, практически безграничные возможности в формировании различных видов речевой деятельности и иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся [7]. Более того, в последние годы мы стали свидетелями интеграции отдельных электронных курсов, мультимедийных презентаций, сопровождающих лекции, в совершенно новое по качеству потенциальных услуг и возможностей средство обучения и меж-субъектной коммуникации — электронную информационно-образовательную среду школы, которая представляет собой систему электронных инструментальных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих обучающимся, педагогическим работникам школ условия для реализации образовательной деятельности на основе ИКТ [6].

Быстрота распространения ИКТ, а также лавинообразный характер появления различных методик обучения и образовательного инструментария на их основе опережают сегодня процесс теоретического осмысления образовательной эффективности этих явлений в сфере изучение иностранного языка [3].

Изучение иностранного языка подразумевает работу над получением навыков чтения, письма, говорения и понимания речи на слух. В современных условиях обучения основная ответственность за выработку этих навыков ложится на школьника, и целью преподавателя является предоставить наилучший программный продукт для решения поставленной задачи [6].

Кроме этого, преподаватель должен контролировать и всячески мотивировать учащихся на выполнение заданий и улучшение уровня владения иностранным языком. Поэтому, мультимедийный программный продукт должен быть привлекательным, иметь интуитивно понятный интерфейс, различный уровень сложности заданий, которые направлены на выработку перечисленных выше навыков, обладать механизмом построения различных отчетов, полезных как самому школьнику, так и преподавателю [5].

В 2019–2020 гг. на базе школы № 10 г. Красноярска был создан кружок по английскому языку для 7-х классов «Мастера английского», автор- разработчик учитель английского и немецкого языков Сизов Р. Г. Курс был разработан в дополнение к основному УМК «Spotlight» для 7-ых классов.

Согласно курсу ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей — теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. С целью достижения качественных результатов учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

В сфере экранно-звуковых и мультимедийных средств обучения, то в классе наряду с УМК использовался аудиокурс для занятий в классе, аудиокурс для самостоятельных занятий дома, электронное приложение к учебнику с аудиокурсом для самостоятельных занятий дома (ABBY).

Сегодня в работе активно используется сайт дополнительных образовательных ресурсов УМК «Spotlight» способствующий применению мультимедийных обучающих программ по английскому языку. Его несомненными достоинствами являются:

− интерфейс доступен на разных языках (включая русский);

− охватывает все уровни: A1–C1 (за исключением китайского языка (только до B2));

− содержит материалы/каталоги по ежедневным ситуациям и по профессиональным направлениям;

− включает интегрированную онлайн библиотеку: спряжения, грамматические выражения, глоссарий, тексты о культуре, дополнительные интенсивны по узким тематикам, виртуальные диалоги;

− включает набор подлинных видео материалов Euronews и Associated Press с сопровождающими их заданиями. Актуализация материалов производится регулярно;

− содержит 3 вида тестов: предварительный, текущий и тест достижений.

Возможности, которые предлагает этот программный продукт позволяют проводить обучение иностранному языку максимально эффективно. Однако для полноценной работы в этой программе необходимо выполнять обязательные технические требования. Например, для работы над произношением, к компьютеру должен быть подключен микрофон и наушники. Распознавание речи осуществляется с помощью Flash плеера, поэтому перед началом работы с системой необходимо проверить его наличие и актуальность версии. Также, в браузере должен быть активирован JavaScript.

Можно констатировать, что для Российской Федерации ХХI века характерно существование разнообразных приёмов обучения иностранному языку. Все методы преподавания призваны в разные сроки обеспечить освоение иностранного языка.

По материалам статьи можно сделать вывод о необходимости интеграции мультимедийных и цифровых технологий в процесс обучения английскому языку в средней школе.

Литература:

  1. Алмазова Н. И., Межкультурная компетентность: дискурсивно-ориентированный подход к дидактическим проблемам [Текст] / Н. И. Алмазова // Дискурс-Стиль коммуникации в экономике: Сб. научн. ст. СПб.: Изд-во СПб гос. универ-та экономики и финансов, 2003. С. –100–112.
  2. Белогрудова В. П., Мосина М. А., Технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции [Текст] / В. П. Белогрудова, М. А. Мосина // Пермский педагогический журнал. — 2011. — № 2. С. — 71–76.
  3. Бим И. Л., Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам / И. Л. Бим // Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. научных трудов. — М.: ИНЭК. — 2007. С. — 156–163.
  4. Ваулина, Ю. Е., Дудли, Д., Подоляко, О. Е., Эванс, В. Spotlight. Teacher’s Book. Английский в фокусе. 7 класс. Книга для учителя [Текст] / Ю. Е. Ваулина, Д. Дудли, О. Е. Подоляко, В. Эванс. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2009. — 191 с.
  5. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 234 с.
  6. Гурьев А. И., Инновационные методы и приемы обучения в современном образовательном пространстве [Текста] / А. И. Гурьев // Мир науки, культуры, образования. — 2007. — № 1. С. — 85–87.
  7. Мильруд, Р. П. Методика преподавания английского языка: English Teaching Methodology. Учеб. пособие для вузов [Текст] / Р. П. Мильруд. — М.: АСТ: Астрель, 2011. — 256 с.
  8. Невирко Л. И., Формирование коммуникативной компетенции в рамках новой модели подготовки учителей английского языка [Текст] / Л. И.Невирко // Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах: материалы X научно-практической конференции. — Красноярск, 2003. С. — 62–65.
  9. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Пектров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  10. Татаринова М. Н. К вопросу о компонентном составе содержания современного иноязычного образования [Текст] / М. Н. Татаринова // Иностранные языки в школе. — 2017. — № 4. С. — 2–9.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, язык, ABBY, иноязычная коммуникативная компетенция, организация обучения, речевая деятельность, самостоятельное занятие дома, школа.


Задать вопрос