Эмоциональное выгорание специалистов, работающих с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 13.12.2020

Статья просмотрена: 956 раз

Библиографическое описание:

Рыбас, Е. С. Эмоциональное выгорание специалистов, работающих с детьми с ОВЗ / Е. С. Рыбас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76588/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у психологов и студентов психологических специальностей, которые осуществляют клинико-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены наиболее распространенные симптомы эмоционального выгорания специалистов — «редукция профессиональных обязанностей», «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «тревога и депрессия», «загнанность в клетку», «эмоционально-нравственная дезориентация».

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, ограниченные возможности здоровья, клинико-психологическое сопровождение, профилактика.

Актуальность: В мире с каждым годом увеличивается рождение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Следовательно, возникает потребность в увеличении численности специалистов клинико-психологического сопровождения особых детей [5]. Особенности профессиональной среды требуют высокой ответственности, постоянного самоконтроля, самообладания, терпимости, стрессоустойчивости. Зачастую специалисты клинико-психологического сопровождения детей с ОВЗ подвержены эмоциональному выгоранию.

Первые научные работы, посвященные проблеме эмоционального выгорания, появились благодаря американскому психиатру Дж. Фрейденбергу в 1974 году в США. Исследуемое явление получило название «burnout». Термин «выгорание» введен для описания состояния личности, которая в своей профессиональной деятельности находится в постоянном эмоциональном общении с людьми. Эмоциональное выгорание отражает состояние предболезни и ухудшает качество жизни [4]. В отечественном подходе синдром эмоционального выгорания определен как защитный механизм человека, возникающий в ответ на длительное воздействие психотравмирующих стрессов, связанных с профессией [3]. Важное место в обязанностях работодателя должна занимать профилактика и коррекция эмоционального выгорания среди сотрудников. В. В. Бойко выделяет фазы синдрома эмоционального выгорания: напряжения, резистенции, истощения. Каждая фаза имеет собственные симптомы [1].

Первая фаза — напряжения — сопровождается следующими симптомами:

– «переживание психотравмирующих обстоятельств» — у человека постоянно растет раздражение, накапливается отчаяние. Неразрешимость ситуации может привести к развитию других явлений «выгорания»;

– «неудовлетворённость собой» — в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие ситуации, человек испытывает недовольство собой, профессией, должностью;

– «загнанность в клетку» — является продолжением развития стресса, при этом симптоме возникает чувство безысходности, так же возникает чувство интеллектуально-эмоционального затора;

– «тревога и депрессия» — проявляется в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию; данный симптом является крайней точкой в формировании тревожной напряженности.

На второй фазе — резистенции — наблюдаются симптомы:

– «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» — профессионал перестает понимать разницу между экономией эмоций и полной экономией эмоций, то есть человек не понимает, когда можно воспользоваться дружелюбными жестами;

– «эмоционально-нравственная дезориентация» — у профессионала возникает потребность в самооправдании, человек может разделять субъектов профессиональной деятельности на «плохих» и «хороших»;

– «расширение сферы экономии эмоций» — проявляется в экономии эмоций помимо профессиональной сферы, проявляется уже и в отношении с родными, приятелями и знакомыми;

– «редукция профессиональных обязанностей» — человек пытается упростить свои профессиональные обязанности, которые требуют эмоционального вложения.

Третья фаза — истощения — характеризуется симптомами:

– «эмоциональный дефицит» — человек начинает постепенно ощущать, что он уже не в состоянии эмоционально помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение;

– «эмоциональная отстраненность» — личность полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, ничего не вызывает эмоциональный отклик;

– «личностная отстранённость» — отмечается, что при этом симптоме у человека происходит полная или частичная утрата интереса к субъекту своей деятельности;

– «психосоматические и психовегетативные нарушения» — симптом проявляется уже в самочувствии профессионала [2].

Цель и задачи исследования . Цель — определение особенностей эмоционального выгорания специалистов клинико-психологического сопровождения детей с ОВЗ. Задачи: установить, какие симптомы эмоционального выгорания превалируют у специалистов клинико-психологического сопровождения, работающих с детьми с ОВЗ; выявить основные направления профилактики и коррекции наиболее часто встречаемых симптомов эмоционального выгорания.

Методы исследования, характеристики выборки. Методы исследования: теоретические — анализ научной литературы; эмпирические — анкетирование, тестирование, методы математической оценки. В качестве основной методики исследования применен тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко. Дополнительные методики — методика оценки субъективного благополучия под русскоязычной адаптацией М. В. Соколовой; опросник «Индекс жизненной удовлетворенности» под русскоязычной адаптацией Н. В. Паниной; методика оценки проявления агрессивности в отношениях А. Ассингера. Базы исследования — ФГБОУ ВО РНИМУ имени Н. И. Пирогова Минздрава России (Островитянова, д. 1) и Центр психодиагностики и психокоррекции Т. Г. Горячевой (ул. Ивана Бабушкина, д. 23, корпус 1). Исследование проведено в период с 10.10.2020 г. по 30.11.2020 г. Выборка представлена практикующими психологами-профессионалами (8 участников; женщины в возрасте от 24 и до 58 лет) и студентами (14 участников; женщины в возрасте от 21 и до 26 лет), занятыми в клинико-психологическом сопровождении детей с ОВЗ.

Результаты исследования. В результате исследования выявлено, что для 75 % профессионалов характерно умеренное субъективное благополучие, что может говорить об отсутствии серьезных эмоциональных проблем. У 25 % респондентов наблюдаются отклонения в сторону субъективного неблагополучия, возможно, им уже сложно переносить напряженные профессиональные ситуации. Среди студентов, находящихся в начале профессионального пути, — 86 % имеют умеренное субъективное благополучие, у 7 % прослеживаются отклонения в сторону субъективного неблагополучия и у 7 % обнаружено полное эмоциональное благополучие.

Выявлено, что 50 % практикующих психологов демонстрируют высокий индекс удовлетворенности жизнью. Низкий индекс удовлетворенности жизнью обнаружен у 37,5 %, а у 12,5 % — средний индекс жизненной удовлетворенности. Соответственно у специалистов, находящихся в начале профессионального пути у 43 % обнаружен высокий индекс удовлетворенности жизни, у 35 % выражен низкий индекс удовлетворенности жизнью, 22 % имеют средний уровень жизненной удовлетворенности.

Показатели агрессивности характеризуют сложившихся специалистов следующим образом: 75 % имеют умеренную агрессивность; 12,5 % миролюбивы; 12,5 % излишне агрессивны. Среди студентов, занятых в клинико-психологическом сопровождении детей с ОВЗ, показатели агрессивности указывают, что 64 % имеют умеренную агрессивность; 29 % миролюбивы; 7 % демонстрируют излишнюю агрессивность.

Результаты иерархического распределения симптомов эмоционального выгорания среди сложившихся специалистов и студентов, занятых в клинико-психологическом сопровождении детей с ОВЗ, представлены в Таблице 1.

Таблица 1

№ №

Специалисты-профессионалы (с законченным высшим образованием; сфера профессиональной занятости — клинико-психологическое сопровождение детей с ОВЗ)

Специалисты-студенты (совмещают процесс обучения с профессиональным сопровождением детей с ОВЗ)

1

«редукция профессиональных обязанностей» — 62,5 %

«неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» — 64 %

2

«неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» — 50 %

«загнанность в клетку» — 35 %

3

«расширение сферы экономии эмоций» — 37,5 %

«эмоционально-нравственная дезориентация» — 35 %

4

«тревога и депрессия» — 37,5 %

«редукция профессиональных обязанностей» — 28 %

5

«эмоциональная отстраненность» — 25 %

«тревога и депрессия» — 28 %

6

«эмоционально-нравственная дезориентация» — 25 %

«переживание психотравмирующих обстоятельств» — у 21 %

7

«эмоциональный дефицит» — 25 %

«расширение сферы экономии эмоций» — 21 %

8

«переживание психотравмирующих обстоятельств» — 12,5 %

«эмоциональная отстраненность» — 21 %

9

«психосоматические и психовегетативные нарушения» — 12,5 %

«эмоциональный дефицит» — 14 %

10

«загнанность в клетку» — 0 %

«личностная отстраненность» — 7 %

11

«личностная отстраненность» — 0 %

«психосоматические и психовегетативные нарушения» — 7 %

12

«неудовлетворенность собой» — 0 %

«неудовлетворенность собой» — 0 %

Выводы и практическая значимость. Эмпирическое исследование симптомов эмоционального выгорания специалистов клинико-психологического сопровождения, работающих с детьми ОВЗ, показало, что у сложившихся специалистов наиболее распространены симптомы: «редукция профессиональных обязанностей»; «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»; «тревога и депрессия»; «расширение сферы экономии эмоций». Среди специалистов, находящихся в начале профессионального пути, наиболее распространены симптомы: «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»; «загнанность в клетку»; «эмоционально-нравственная дезориентация». Также у большинства испытуемых выявлена умеренная агрессивность.

Полученные данные эмпирического исследования могут быть использованы при организации профилактики эмоционального выгорания. Профилактику эмоционального выгорания следует осуществлять комплексно и целенаправленно на выявленные симптомы. В профилактике таких симптомов как: «редукция профессиональных обязанностей»; «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»; «расширение сферы экономии эмоций» — целесообразно применять тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков, обучение эффективному взаимодействию и самоконтролю эмоциональных проявлений, упражнения по увеличению диапазона значимых межличностных связей для человека. Для профилактики симптомов «загнанность в клетку» и «тревога и депрессия» необходима отработка техник релаксации, направленных на снижение напряжения человека в целом: к примеру, техники прогрессирующей мышечной релаксации (телесно ориентированные упражнения; дыхательные методики). Для профилактики симптома «эмоционально-нравственная дезориентация» применимы тренинги, направленные на развитие уверенности в себе, упражнения на поднятие самооценки. Комплексная профилактика симптомов эмоционального выгорания специалистов клинико-психологического сопровождения детей с ОВЗ дает возможность избежать возникновения синдрома эмоционального выгорания, повысить не только качество выполняемой работы, но и улучшить психофизиологическое состояние профессионалов.

Литература:

  1. Бойко В. В. Психоэнергетика / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 490 с.
  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. — Москва: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2004. — 256 с.
  3. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 338 с.) 4. — 247 с.
  4. Maslach C., Jackson S. E. Burnout in organizational settings. BeverlyHills, CA: Sage, 1994. — 247p.

5. Итоги года: социальная защита инвалидов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/social/invalid-defence/433 (Дата обращения 29.10.20).

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, клинико-психологическое сопровождение детей, симптом, клинико-психологическое сопровождение, эмоциональное выгорание специалистов, жизненная удовлетворенность, ограниченная возможность здоровья, профессиональная деятельность, профессиональный путь, умеренная агрессивность.


Ключевые слова

профилактика, ограниченные возможности здоровья, эмоциональное выгорание, клинико-психологическое сопровождение

Похожие статьи

Психологическое сопровождение профилактики возникновения...

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы. Авторы: Петрачкова Татьяна Ивановна, Петрачкова Татьяна Викторовна. Рубрика: Психология.

Влияние выгорания и постстресса на качество образовательного...

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, качество образования, постстресс. Профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу...

Психологическая защита педагогов с синдромом...

Эмоциональное выгорание — это динамический процесс, он возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо

1. Акиндинова И. А., Баканова А. А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и...

Эмоциональное выгорание в профессиональной...

Эмоциональное выгорание — это защитный механизм, защита от тяжелой реальности.

Эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на

Удовлетворённость трудом — эмоционально-оценочное отношение личности педагога к...

Синдром эмоционального выгорания у сотрудников...

Свиридова, О. П. Синдром эмоционального выгорания у сотрудников паллиативной помощи детям / О. П

Итак, ППД выступает не только как медицинская программа сопровождения детей

Между другими симптомами эмоционального выгорания и психическим состоянием...

Особенности психологической готовности к инновационной...

Особенности психологической готовности к инновационной деятельности педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью...

Профилактическая программа синдрома эмоционального...

Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения. В связи с этим синдром эмоционального выгорания ряд авторов обозначает как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания.

Особенности психического выгорания педагогов...

личность, поведение, профессиональное выгорание, психологическое здоровье, эмоциональное выгорание учителя, симптомы

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Похожие статьи

Психологическое сопровождение профилактики возникновения...

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы. Авторы: Петрачкова Татьяна Ивановна, Петрачкова Татьяна Викторовна. Рубрика: Психология.

Влияние выгорания и постстресса на качество образовательного...

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, качество образования, постстресс. Профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу...

Психологическая защита педагогов с синдромом...

Эмоциональное выгорание — это динамический процесс, он возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо

1. Акиндинова И. А., Баканова А. А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и...

Эмоциональное выгорание в профессиональной...

Эмоциональное выгорание — это защитный механизм, защита от тяжелой реальности.

Эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на

Удовлетворённость трудом — эмоционально-оценочное отношение личности педагога к...

Синдром эмоционального выгорания у сотрудников...

Свиридова, О. П. Синдром эмоционального выгорания у сотрудников паллиативной помощи детям / О. П

Итак, ППД выступает не только как медицинская программа сопровождения детей

Между другими симптомами эмоционального выгорания и психическим состоянием...

Особенности психологической готовности к инновационной...

Особенности психологической готовности к инновационной деятельности педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью...

Профилактическая программа синдрома эмоционального...

Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения. В связи с этим синдром эмоционального выгорания ряд авторов обозначает как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания.

Особенности психического выгорания педагогов...

личность, поведение, профессиональное выгорание, психологическое здоровье, эмоциональное выгорание учителя, симптомы

Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Задать вопрос