Вопросы местного значения как предметная основа референдума, проводимого в муниципальном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 июля, печатный экземпляр отправим 13 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 15.12.2020

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Яшин, А. Д. Вопросы местного значения как предметная основа референдума, проводимого в муниципальном образовании / А. Д. Яшин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 323-326. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76566/ (дата обращения: 29.06.2022).



В статье дается теоретико-правовая характеристика вопросов местного значения как особой предметной составляющей референдума, проводимого в муниципальном образовании.

Ключевые слова: референдум, вопросы местного значения, голосование, актуальность, народовластие, местное сообщество.

The article provides a theoretical and legal description of local issues as a special subject component of the referendum held in the municipality.

Keywords: referendum, local issues, voting, relevance, democracy, local community.

Объявление Российской Федерации на высшем уровне демократическим и правовым государством (ст. 1 Конституции Российской Федерации [1], далее — Конституция РФ, Основной закон) предъявляет особые требования к формированию, законодательной регламентации и практике задействования демократических институтов на любых уровнях.

Законодательное закрепление местного самоуправления в качестве одной из важнейших основ народовластия продиктовано его возрастающей ролью как способа жизнедеятельности муниципального сообщества, ориентированного на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения. Подобные установки находят отражение в местном референдуме.

Законодательная регламентация местного самоуправления в его традиционной демократической форме в системе организации публичной власти закреплены в Конституции РФ. В главе 8 Основного закона страны предусмотрена функциональная направленность местного самоуправления — «обеспечение решения вопросов местного значения». При этом категориальное понятие «вопросы местного значения» и его содержание в Конституции РФ не раскрываются [9].

Проблема определения перечня и специфики вопросов местного значения решается посредством того, что нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований может быть закреплен перечень этих вопросов, в т. ч. решаемых исключительно на референдуме [8].

В настоящее время вопросы местного значения наряду с полномочиями органов местного самоуправления представляют собой один из базовых элементов конституционного и муниципального права, определяющих развитие этих отраслей юридического знания [7].

Предметной основой местного референдума являются вопросы местного значения, к которым, как можно заключить из содержания ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] (далее — ФЗ № 131) относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Вопросы местного значения как предметная основа референдума, проводимого на территории муниципального образования, обладают следующими особенностями:

a) они касаются жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования (а не субъекта РФ или государства в целом);

b) решение по ним принимается населением или органами местного самоуправления самостоятельно под свою ответственность;

c) принятие решений по этим вопросам не всегда является исключительно предметной компетенцией референдума, при определенных обстоятельствах эти вопросы могут быть рассмотрены с принятием соответствующего решения органами местного самоуправления;

d) эти вопросы регламентируются Конституцией РФ (вопрос о муниципальной собственности), ФЗ № 131, законами субъектов о местном самоуправлении; отдельных аспекты, касающиеся этих вопросов, могут быть урегулированы представительными органами местного самоуправления;

e) принятое по ним на референдуме решение является окончательным, если не будет отменено судом;

f) решение вопросов местного значения олицетворяет собой критерий эффективности и целесообразности складывающихся форм осуществления власти на местах;

g) вынесение рассматриваемых вопросов на местный референдум представляет собой единение общедемократического опыта и национально-исторической практики народовластия.

На современном этапе трансформации конституционной модели местного самоуправления можно вести речь о проявлении особого кумулятивного эффекта — института муниципальной (местной, поселенческой) демократии, ориентированной на решение вопросов местного значения.

Вопросы местного значения многоаспектны, в связи с чем видится целесообразным разграничение их в зависимости от содержания, порядка решения и правового режима реализации принятых с этой целью решений.

Первая группа: вопросы, находящиеся в непосредственном ведении муниципального образования, решаемые населением непосредственно под свою ответственность либо через своих представителей в органах местного самоуправления без вмешательства органов публичной власти. Эти вопросы перечислены в ст. ст. 14–16, 16.2 ФЗ № 131 В частности, это вопросы, касающиеся: установления, изменения и отмены местных налогов и сборов поселения; владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ и др..

Вторая группа: вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, право на решение которых посредством задействования процедур местного самоуправления закреплено в ч. 1 ст. 14.1, ч. 1 ст. 15.1, ч. 1 ст. 16.1 ФЗ № 131. К вопросам подобного рода относятся вопросы, касающиеся создания музеев сельского поселения; совершения нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса; участия в осуществлении деятельности по опеке и попечительству и др.

Третья группа: вопросы, не указанные в качестве вопросов местного значения, но закрепленные в федеральном законодательстве и нормативных правовых актах субъектов РФ.

Содействие жителей муниципальных образования й органов местного самоуправления в решении этих вопросов логически может быть выведено на основе анализа ст. 4 ФЗ № 131.

Четвертая группа: отдельные вопросы государственного значения, переданные органами местного самоуправления на основании федеральных законов и законов субъектов РФ (гл. 4 ФЗ № 131).

Пятая группа: иные вопросы, определяемые конкретной ситуацией местного самоуправления.

Принятие решений по наиболее важным вопросам местного значения жителями соответствующих муниципальных образований отражает два взаимосвязанных явления: народовластие и политическую свободу личности, проявляющуюся в ее волеизъявлении, например, при участии в референдуме и иных формах непосредственного выражения мнения (митинги, пикеты, демонстрации).

«Классически» вопросы референдума производны от категории «вопросы местного значения». В частности, Закон г. Москвы от 05.10.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в г. Москве» [3] к вопросам местного значения относит вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования, решение которых в соответствии с настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Закон Ставропольского края от 16.02.2004 № 9-кз «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме» [4] в ст. 3 «Вопросы референдума» устанавливает, что на краевой референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Ставропольского края как субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и Ставропольского края, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ, федеральным законом.

В законах отдельных субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении делается акцент на том, что на референдум могут быть вынесены исключительно наиболее важные вопросы местного значения. В частности, такая норма включена в Закон Владимирской области от 29.06.1999 № 24- ОЗ «О местном самоуправлении во Владимирской области» [5] (ч. 1 ст. 34).

Объективно оценивая процедуру выбора вопросов, выносимых на обсуждение в формате местного референдума, можно отметить, что многочисленные изменения и «улучшения» законодательства в этом направлении сыграли противоречивую роль, обеспечив отбор действительно актуальных проблем, но существенно усложнив порядок проведения данного мероприятия.

На современном этапе развития российской государственности и местного самоуправления существует серьезная проблема, заключающаяся в ограниченных возможностях отдельных регионов (значит — и расположенных на их территориях муниципальных образований) по использованию возможностей современных информационных технологий, киберкоммуникации для проведения местных референдумов, в т. ч. предварительного обсуждения и формирования перечня вопросов, выносимых для обсуждения на референдуме.

Переход на модернизированные рельсы анализа общественного мнения соответствует потребностям сложившейся информационной и научно-технологической ситуации в стране, а также является оптимальным способом решения проблем для отделенных ее территорий.

Результатом наличия такого рода проблем является нераскрытость и нереализованность потенциала местного референдума как формы демократии [10].

Е. В. Белоусова отмечает, что «цифровизация значительным образом упрощает анализ, прогнозирование и принятие управленческих решений, особенно, учитывая, что отдельные специфические проблемы муниципальных образований невозможно выявить без специальной аналитики, а цифровизация облегчает решение этой задачи» [6].

Следует признать, что использование потенциала цифровизации в технологиях подготовки и проведения референдума (особенно на современном этапе действия режима самоизоляции в связи с COVID-19) наряду с корректировкой отдельных положений Закона о принципах местного самоуправлений способны сыграть позитивную роль в модернизации процесса проведения местных референдумов, а также использования потенциала этой формы народовластия.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40.
  3. Закон г. Москвы от 05.10.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в г. Москве (в ред. от. 20.11.2019) // Ведомости Московской городской Думы. 2002. № 12.
  4. Закон Ставропольского края от 16.02.2004 № 9-кз «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме» (в ред. от 27.12.2019) // Ставропольская правда. № 35–36, 19.02.2004.
  5. Закон Владимирской области от 29.06.1999 № 24-ОЗ «О местном самоуправлении во Владимирской области» (в ред. от 01.04.2004) // Вестник Законодательного Собрания Владимирской области. 1997. № 12.
  6. Белоусова Е. В. Особенности цифрового документооборота на муниципальном уровне // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений. XV международная научная конференция. Доклады и материалы (Москва 14–16 декабря 2019 г.) / под общ. ред. И. М. Ильинского. М.: МосГУ, 2019. С. 701–706.
  7. Заболотских Е. М. Вопросы местного значения в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 3. С. 56–59.
  8. Саубанов Р. Ф., Кудряшов Н. А. Право на местный референдум как муниципальное политическое право и его обеспечение органами местного самоуправления // Аллея науки. 2017. Т. 3. № 10. С. 600–603.
  9. Фазлиева Л. К. Вопросы местного значения и вопросы ведения местного самоуправления: категориальное соотношение и содержание понятий // Юристъ-Правоведъ. 2020. № 20. С. 26–30.
  10. Шухман Э. А. Актуальные вопросы проведения местного референдума, как способа реализации права на местное самоуправление // Юридический факт. 2020. № 101. С. 3–10.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, местное значение, Российская Федерация, Конституция РФ, местный референдум, муниципальное образование, референдум, Ставропольский край, орган, решение.


Похожие статьи

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

местное самоуправление — форма народовластия, то есть разновидность принадлежащей народу власти. В частях 1-2 ст.3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; народ...

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года не содержит определения местного самоуправления, но на конституционном уровне закрепляет право населения на местное самоуправление и признает его как одну из основ конституционной системы.

Местное самоуправление как основа конституционного строя

 Местное самоуправление — это форма народовластия, признак демократического строя

Статья 12 Конституции РФ, в соответствии с которой в РФ признается и гарантируется

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой...

Законодательное регулирование местного самоуправления...

1. Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ местному самоуправлению

Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения на основе и в

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на...

Возникновение и развитие местного референдума в России

Истоки местного референдума в России лежат в первобытном обществе, поскольку прообразом этого политического института признается собрание взрослых членов общества того далекого периода, характеризовавшегося архаикой и примитивизмом органа управления...

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, не дает определение самому понятию «местное самоуправление». Правовое, юридическое определение местного самоуправления дано в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного...

Конституционные основы местного самоуправления как...

Нoвый этaп эвoлюции мeстнoгo сaмoупpaвлeния Poссийскoй Фeдepaции нa oснoвe Кoнституции 1993 г. oзнaмeнoвaн Фeдepaльным зaкoнoм «Oб oбщих пpинципaх opгaнизaции мeстнoгo сaмoупpaвлeния в Poссийскoй Фeдepaции» oт 6 oктябpя 2003 г. № 131-ФЗ (дaлee...

местное самоуправление, Российская Федерация...

местный референдум, РФ, местное самоуправление, муниципальное образование, Российская Федерация, самообложение граждан, федеральное законодательство, общий принцип организации, местное значение...

Местное самоуправление в системе народовластия

- через органы местного самоуправления. Именно поэтому местное самоуправление можно определить как форму народовластия.

- Местное самоуправление имеет особый субъект — муниципальное образование. Муниципальное образование является...

Похожие статьи

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

местное самоуправление — форма народовластия, то есть разновидность принадлежащей народу власти. В частях 1-2 ст.3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; народ...

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года не содержит определения местного самоуправления, но на конституционном уровне закрепляет право населения на местное самоуправление и признает его как одну из основ конституционной системы.

Местное самоуправление как основа конституционного строя

 Местное самоуправление — это форма народовластия, признак демократического строя

Статья 12 Конституции РФ, в соответствии с которой в РФ признается и гарантируется

Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой...

Законодательное регулирование местного самоуправления...

1. Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ местному самоуправлению

Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения на основе и в

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на...

Возникновение и развитие местного референдума в России

Истоки местного референдума в России лежат в первобытном обществе, поскольку прообразом этого политического института признается собрание взрослых членов общества того далекого периода, характеризовавшегося архаикой и примитивизмом органа управления...

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, не дает определение самому понятию «местное самоуправление». Правовое, юридическое определение местного самоуправления дано в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного...

Конституционные основы местного самоуправления как...

Нoвый этaп эвoлюции мeстнoгo сaмoупpaвлeния Poссийскoй Фeдepaции нa oснoвe Кoнституции 1993 г. oзнaмeнoвaн Фeдepaльным зaкoнoм «Oб oбщих пpинципaх opгaнизaции мeстнoгo сaмoупpaвлeния в Poссийскoй Фeдepaции» oт 6 oктябpя 2003 г. № 131-ФЗ (дaлee...

местное самоуправление, Российская Федерация...

местный референдум, РФ, местное самоуправление, муниципальное образование, Российская Федерация, самообложение граждан, федеральное законодательство, общий принцип организации, местное значение...

Местное самоуправление в системе народовластия

- через органы местного самоуправления. Именно поэтому местное самоуправление можно определить как форму народовластия.

- Местное самоуправление имеет особый субъект — муниципальное образование. Муниципальное образование является...

Задать вопрос