Роль симуляционного обучения в повышении качества подготовки стоматологических кадров на уровне высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Раимжонов, Р. Р. Роль симуляционного обучения в повышении качества подготовки стоматологических кадров на уровне высшего образования / Р. Р. Раимжонов, Н. И. Жураева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 506-509. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76545/ (дата обращения: 03.03.2021).



Одним из главных факторов при обучении студентов является значительное усиление практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении надлежащего уровня теоретических знаний. В современных условиях существует множество инновационных педагогических технологий. Однако повышение эффективности обучения студентов особенно в медицинских вузах остается острой проблемой [1].

Активное развитие и внедрение цифровых технологий в образовательный процесс позволяют не только качественно оценить уровень полученных знаний, но и на примере обучения врача-стоматолога смоделировать основные этапы лечебного процесса. Возрастающий интерес к внедрению симуляционного обучения должен быть связан не только с реализацией уже доступных модулей и технологий, но и более глубоким изучением проблематики как в историческом ключе, так и с точки зрения новых разработок [2].

Одной из важнейших задач обучения студентов на стоматологическом факультете, наряду с получением фундаментальных знаний и развитием клинического мышления, является формирование мануальных навыков. Основным методом пропедевтического курса обучения является отработка препарирования на фантомных установках с искусственными зубами. У студентов есть возможность научиться четко, точно проводить врачебные манипуляции. Однако без значительного расширения и усовершенствования фантомного курса невозможно улучшить эффективность подготовки кадров стоматологов в вузе. Одним из способов этого усовершенствования является обучение студентов стоматологов с использованием симуляционной установки [3].

Одним из основополагающих моментов эффективности симуляционного обучения является использование различных конфигураций фантомных сценариев в рамках оснащения одной станции — имитирующих различные клинические ситуации с отличительным алгоритмом их разрешения, что побуждает студента к мыслительной деятельности и адаптации к изменившейся ситуации. Cимуляционное обучение имеет колоссальные возможности для повышения уровня не только практической подготовки медицинского персонала, но и безопасности организации медицинской помощи, когда с самого начала обучения акценты расставляются на факторы безопасности (соблюдение установленных правил, алгоритмов, протоколов ведения больных, организацию целенаправленного взаимодействия между собой медицинского персонала и с пациентом) [4].

Несомненно, важным является изучение медицины, отработка тех или иных диагностических либо лечебных манипуляций на клинических примерах реальных пациентов. Однако это связано с определенными этическими проблемами. В ряде ситуаций пациент не хочет, чтобы его использовали в качестве «экспоната» для обучения. Данное обстоятельство исключает из участия в диагностическом и лечебном процессе студента и обучающегося молодого специалиста. За время обучения на тех или иных циклах студенту не всегда удается увидеть редкие клинические ситуации, не говоря о возможности получить практические навыки в оказании помощи таким больным. Внедрение в практическую подготовку студентов медицинских вузов симуляционных технологий позволяет избежать совершения врачебных ошибок на живом пациенте. Фантомы и симуляторы позволяют довести до автоматизма выполнение навыков путем многократного повторения одних и тех же действий. Современные виртуальные роботы‑симуляторы позволяют моделировать редкие клинические случаи. Использование симуляционных методов в ходе обучения студентов‑медиков в настоящее время обязательно [5].

Для врача любой специальности основополагающим фактором успешной практической деятельности является клиническое мышление, что обуславливает важность формирования данной профессиональной компетенции в рамках образовательного процесса вуза. Учитывая специфику процесса обучения будущих врачей-стоматологов, имеющую больший вектор уклона на отработку практических мануальных навыков в рамках сжатых сроков [6].

Особенность подготовки будущих врачей в настоящее время — комплексный подход к формированию познавательной мотивации, что определяет выбор моделей и технологий подготовки студентов к практической деятельности [7].

Работа со стоматологическими фантомами позволяет научиться пространственной ориентации и тактильному ощущению масштаба инструментов и полости рта. На фантомах студенты учатся работать в «четыре руки» с самого первого курса. Выработать необходимые профессиональные навыки студентам-стоматологам нелегко, особенно если речь идет о практической работе в полости рта. Студенты не уверены в своих силах, еще не могут применять знания на практике, поэтому им рано работать с людьми. Чтобы преодолеть свой страх и неуверенность, можно начать практиковаться на анатомических моделях челюсти [8].

В современной медицине выделяют три основные направления симуляционного тренинга:

1) стандартизированный пациент;

2) роботы-симуляторы пациента или манекены более простой конструкции;

3) виртуальные симуляторы-тренажеры отдельных манипуляций и оперативных вмешательств [9–10–11].

Студенты стоматологических факультетов приобретают свои клинические навыки через мануальное обучение на стоматологических фантомах. Это гарантирует им принятие безопасных и компетентных решений при проведении стоматологических процедур на пациентах. Однако в литературе отсутствуют данные о комплексном подходе к объективной оценке стоматологических навыков, клинического моделирования, а также, инструментов и оборудования, необходимых для эффективного обучения [12]. В клинической стоматологической практике одним из наиболее важных навыков, которыми должен обладать стоматолог, является способность восстанавливать анатомическую форму поражённых в результате кариеса или некариозного поражения, травмы и т. д. тканей зуба. Знание концепции восстановления зубов и их искуственного изготовления, а также, умелость проведения процедуры являются основными требованиями для успешного выполнения стоматологического лечения [13].

С годами стоматологическое образование развивается, и в учебные программы включаются различные технологии для улучшения мелкой моторики и координации рук и глаз в доклинических условиях, чтобы обеспечить плавный переход к клиническим условиям. Использование симуляционного обучения стало неотъемлемой частью стоматологического образования и практикуется в стоматологических школах по всему миру. В настоящее время стоматологические школы используют симуляторы, которые имеют реалистичные манекены наряду с зубными моделями, включенными в стоматологическую симуляцию. Эти имитированные модели позволяют преподавателям объяснить и улучшить координацию и ловкость рук и глаз учеников, но тактильные ощущения трудно объяснить словесным описанием [14].

В последние годы в Узбекистане также проведены комплексные реформы по развитию медицинского образования. И эти реформы можно увидеть на примере Андижанского государственного медицинского института, который одним из первых в стране создал «Центр симуляционного образования».

Центр состоит из 12 блоков, 2 из которых посвящены развитию симуляционного образования в области стоматологии. Часть клинической учебной практики дисциплин, преподаваемых на кафедре Госпитальной и клинической стоматологии, также проводится в этом учебно-симуляционном центре.

На сегодняшний день мы обладаем уникальный опыт проведения симулирующего интерактивного обучения и основываясь на этом наша кафедре разработала собственную концепцию.

Процесс интерактивного обучения студентов мануальным навыкам на практических занятиях на кафедре включает в себя несколько этапов:

Первый этап- определение мотивационных основ для изучения необходимых практических навыков, исходя из целей и задач тренинга, обсуждение его теоретических аспектов.

На этом этапе студенты знакомятся с оборудованием и инструментами, необходимыми для реализации практических навыков,а также, правилами пользования и техникой безопасности.

Для выполнения первого этапа учебный симуляционный центр имеет все неоходимое оборудование в рабочем состоянии.

Второй этап демонстрация преподователем практического навыка и многократное самостоятельное выполнение студентом.

Для реализации этого этапа преподаватель демонстрирует поэтапный алгоритм практических навыков как непосредственно так и с помощью видео с особым акцентом на правильное пошаговое выполнение навыка. Студент выполняет многократно практические навыки самостоятельно на муляжах, тренажерах, фантомах и манекенах под присмотром преподователя. После полного и правильного выполнения всех этапов мануального навыка выполняют эти навыки на волонтёрах из числа студентов. Целью данного этапа является доведение выполнения практических навыков до уровня автоматизма.

На этом этапе преподаватель отслеживает и исправляет по мере необходимости ошибки в работе студента. При этом действия студентов могут быть записаны на видео, затем продемонстрированы и критически обсуждены. Студент объясняет преподавателю и другим студентам в чем состоит его или ее ошибка, а затем повторяет процедуру. Интерактивность проявляется в том, что другие учащиеся участвуют в качестве экспертов и оценивают правильность усвоения практических навыков обучаемым студентом.

Для реализации второго этапа, кафедрой разработанны пошаговые алгоритмы практических навыков, видеоролики, учебные пособия, схемы реализации и критерии оценки. Кафедра распологает муляжами, симуляторами, фантомами и манекенами, инструментам, а также, смоделированны необходимые условия, имитирующие рабочие условия.

Третий этап применение полученных знаних и практических навыков. На этом этапе студент под педагогическим контролем применяет полученные знания и практические навыки в различных клинических ситуациях (включая чрезвычайные ситуации), анализирует полученные результаты и определяет тактику действий на основе данной информации.

Для реализации третьего этапа используется набор учебных пособий, фотографий, ситуационных задач и тестов, разработанных кафедрой, кейсы, клинические протоколы, стандарты диагностики и лечения, истории болезни и амбулаторные карты. Интерактивность обучения на этом этапе проявляется в том, что другие учащиеся участвуют не только в качестве экспертов и оценивают правильность усвоения практических навыков студентом, но и выполняют командную работу.

Четвертый этап это заключение. На этом этапе преподователь убедившись, что знания и навыки, приобретенные студентом, могут правильно и полностью применяться на пациентах, в различных клинических ситуациях в процессе деятельности, зачитывает практические навыки освоенными. Для реализации четвертого этапа самостоятельная работа студента с пациентом контролируется преподавателем, оценивается при заполнении медицинских карт и защите истории болезни.

В конце урока преподователь подтверждает, что каждый ученик освоил практические навыки. В тех случаях, когда студент не смог овладеть практическим навыком, рекомендуется овладеть им во внеурочноевремя и и перездать его учителю. Зачитывается полное освоение предмета студентом, если он овладел все практические навыки.

В заключении можно сказать, что современное медицинское образование невозможно представить без симуляционного обучения.

Качество и правильная организация симуляционного образования зависят от многих факторов.К таким факторам относятся организационная структура симуляционных центров, состояние их материально-технической базы, потенциал преподавателей и тренеров, уровень теоретических знаний у студентов, методики проведения практических занятий, подходы к симуляционному обучения и др.

Однако следует отметить, что симуляционное обучение не может быть унифицированным. При индивидуальном подходе, в соответствии с направлением обучения, внедрение симуляционных технологий в медицине служит дальнейшему повышению качества образования.

Литература:

  1. Каськова Л. Ф., Новікова С. Ч., Анопрієва Н. М., Амосова Л.І., Янко Н. В. — Симуляційне навчання у підготовці майбутніх дитячих лікарів-стоматологів. — Вiсник проблем бiологii i медицини. — 2017 — Вип.2 (136), 212–214 с.
  2. Балкизов З. З., Васильев Ю. Л. — Исторический очерк стоматологического симуляционного образования. — Медицинское образование и профессиональное развитие. — № 4 (30), 2017, 29–34 с.
  3. Севбитов А. В., Кузнецова М. Ю., Браго А. С. — Симуляционное обучение студентов стоматологического факультета. — Труды Международного симпозиума «НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО»: T 78 в 2 т. — Пенза: ПГУ, 2015. — 2 том — 370 с.
  4. Галонский В. Г., Майгуров А. А., Тарасова Н. В., Алямовский В. В., Сурдо Э. С., Черниченко А. А. — Симуляционное обучение как эффективный педагогический инструмент качественной подготовки будущих врачей-стоматологов. — Сибирский педагогический журнал. — № 2, 2018, 101–110.
  5. Леванович В. В., Суслова Г. А., Гостимский А. В. — Роль и место современных образовательных технологий в медицинском вузе. — Педиатр. — Том IV, № 4, 2013.
  6. Галонский В. Г., Киприн Д. В., Черниченко А. А., Сурдо Э. С., Казанцев М. Е., Майгуров А. А., Градобоев А. В. — Педагогические основы формирования клинического мышления студентов при изучении курса ортопедической стоматологии. — Сибирский педагогический журнал. — № 6, 2017, 73–79 с.
  7. Зорина Е. В., Мудрова Л. А. — Определение наиболее значимых для студентов технологий обучения в медицинском вузе. — Медицинское образование и профессиональное развитие. — Том 10, № 3, 2019, 8–14 с.
  8. Себитов А. В., Митин Н. Е., Браго А. С., Васильев Ю. Л., Кузнецова М. Ю. — Анализ ошибок студентов-стоматологов при переходе от фантома в реальные условия препарирования. — Наука молодых — Eruditio Juvenium, 2017, 83–88 с.
  9. Шумилович Б. Р., Ростовцев В. В. — Эффективность методики симуляционного обучения мануальным навыкам по модулю «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов». — Вестник ТГУ, т.22, вып. 6, 2017, 1573–1577 с.
  10. Gaba D. M. The future vision of simulation in health care // Quality and Safety in Health Care. 2004. V. 13 (1). P. i2- i10.
  11. Alinier G. A t ypology of educationally focused medical simulation tools // Med. Teach. 2007. V. 8 (29). P. 243–250.
  12. Abubaker S. Qutieshat — Assessment of Dental Clinical Simulation Skills: Recommendations for Implementation. — Journal of Dental Research and Review. — Volume 5, Issue 4, October-December 2018, р. 116–123.
  13. Abiodun Arigbede, Obafunke Denloye, Oluwole Dosumu. — Use of simulators in operative dental education: experience in southern Nigeria. — African Health Sciences Vol 15 Issue 1, March 2015, р. 269–277.
  14. Roy E., Bakr M. M., George R. — The need for virtual reality simulators in dental education: A review. — The Saudi Dental Journal, — (2017) 29, р. 41–47.
Основные термины (генерируются автоматически): навык, студент, этап, обучение, качество экспертов, клиническое мышление, комплексный подход, медицинский персонал, практический навык, стоматологическое образование.


Задать вопрос