Выраженность обсессивно-компульсивного расстройства у студентов лечебного факультета ПГМУ имени академика Е. В. Вагнера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исламова, Н. Р. Выраженность обсессивно-компульсивного расстройства у студентов лечебного факультета ПГМУ имени академика Е. В. Вагнера / Н. Р. Исламова, Г. А. Кузаева, Н. С. Сединина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 374-376. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76544/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье авторы освещают результаты исследований и анализа выраженности обсессивно-компульсивного расстройства у студентов младших и старших курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера. Интерес к данной теме вызван особенностями обучения в медицинском университете и нестабильностью психического здоровья. В данной работе исследовались 96 студентов-медиков лечебного факультета. Исследование велось с помощью шкалы Йеля-Брауна. В итоге результаты исследования демонстрируют, что у 45 % респондентов выражены симптомы обсессивно-компульсивного расстройства.

Ключевые слова: обсессивно-компульсивное расстройство, обсессия, компульсия, навязчивое состояние, навязчивая мысль, навязчивое действие.

Введение. Обсессивно-компульсивное расстройство представляет собой хроническое, длительное нарушение, при котором у индивида возникают повторяющиеся, неконтролируемые мысли, так называемые навязчивые идеи, и/или компульсии (навязчивое поведение), которые заставляют повторять действия [4].

Целью данной работы является исследование выраженности симптомов обсессивно-компульсивного расстройства у студентов лечебного факультета всех курсов с помощью анкетирования. Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

  1. Определить наличие выраженности симптомов обсессивно-компульсивного расстройства в каждой из возрастной групп.
  2. Коррелировать выраженность ОКР с полом и наличием работы.
  3. Установить доминирующие навязчивые идеи и действия у студентов.
  4. Коррелировать выраженность ОКР с обращением к психиатру.

Актуальность. Распространенность навязчивых состояний в условиях амбулатории и стационара составляет от 0,99 % до 3 %, но предполагается, что статистика занижена, потому что обсессивно-компульсивные пациенты скрывают свои симптомы, также имеются данные о длительном периоде времени, который может составлять до 7,5 лет, между появлением симптомов и первым обращением к специалисту [3].

Интересно, что на сегодня нет конкретных причин, механизмов развития обсессивно-компульсивного расстройства. Существуют некоторые теории развития данного типа расстройства. Многочисленные изучения семейного анамнеза демонстрируют, что у 20–25 % детей с обсессиями, компульсиями один из родственников, а именно родитель, имеет то или иное навязчивое состояние. Важно отметить, что нейробиологи обнаружили нарушения переработки импульсов в префронтальной коре больших полушарий, базальных ядрах, лимбической системе. Также доказано, что существует контакт между повышенным обменом веществ в хвостатом ядре и обсессивно-компульсивным расстройством личности [1, с.7]. На сегодняшний день известно достаточное количество информации о том, что при обсессивно-компульсивном расстройстве эффективны ингибиторы обратного захвата серотонина, это привело к возникновению серотониновой теории [2].

Люди с обсессивно-компульсивным расстройством могут иметь симптомы обсессий, компульсий или и того, и другого. Обсессии — это повторяющиеся мысли, побуждения или мысленные изображения, которые вызывают тревогу. Таковым может быть страх заражения микробами, нежеланные запретные мысли, включающие половое влечение, религию, вред, агрессивные мысли по отношению к другим или к себе, стремление держать все в идеальном порядке. Компульсии — повторяющееся поведение, к которому человек с обсессивно-компульсивным расстройством чувствует побуждение в ответ на навязчивую мысль. К компульсиям относят чрезмерное мытье рук, тела, компульсивный счет, постоянная чрезмерная проверка вещей. Например, постоянная проверка света, газа, утюга перед выходом из дома. Человек с обсессивно-компульсивным расстройством понимает, что его движения, мысли чрезмерны, но он не в силах контролировать их. Он может получить облегчение от тревожности после выполнения навязчивого действия, но при этом не ощущает удовлетворение [4].

Методы исследования. В исследовании принимали участие 96 студентов лечебного факультета ПГМУ имени академика Е. А. Вагнера с 1 по 6 курс. Методика заключается в применении шкалы Йеля-Брауна (отсутствие симптомов — 0–7 баллов, ОКР легкой степени — 8–15 баллов, средней степени — 16–23 балла, тяжелой степени — 24 балла и более). Анкетирование проводилось анонимно посредством Google Формы. Таким образом, выделили 2 группы возрастов: младшие курсы (с 1 по 3 курс) и старшие курсы (с 4 по 6 курс).

Результаты. В исследовании участвовало 96 человек.

Возрастная группа 1–3 курсов составила 54 человека (57 %), 4–6 курсов 41 человек (43 %). На 1–3 курсах: у 30 студентов (55 %) симптомы отсутствуют, легкую степень имеют 13 студентов (24 %), среднюю — 9 студентов (16 %), тяжёлую — 2 студента (4 %). На 4–6 курсах: у 22 студентов (54 %) симптомы отсутствуют, легкую степень имеют 14 студентов (34 %), среднюю — 1 студент (2 %), тяжелую — 4 студента (10 %), из которых двое обращались к специалисту по поводу навязчивых расстройств.

В исследуемой группе мужчин (24 студента) симптомы отсутствуют у 14 (58 %) студентов, легкую степень имеют 8 студентов (33 %), среднюю степень — 2 студента (9 %). В исследуемой группе женщин (72 студента) симптомы отсутствуют у 39 студентов (54 %), легкую степень имеют 19 студентов (27 %), среднюю — 8 студентов (11 %), тяжелую — 6 студентов (8 %), из которых 3 обращались к специалисту по поводу навязчивых состояний.

В исследуемой группе работающих(33 студента) симптомы отсутствуют у 15 опрошенных (46 %), легкую степень имеют 11 опрошенных (33 %), среднюю — 4 опрошенных (12 %), тяжелую — 3 (9 %), среди которых 1 человек обращался к специалисту по поводу навязчивых состояний.

В исследуемой группе неработающих (63 студента) симптомы отсутствуют у 38 студентов (60 %), легкую степень имеют 16 студентов (25 %), среднюю степень имеют 6 студентов (10 %), тяжелую степень имеют 3 студента (5 %).

Из 43 студентов со степенью расстройства от легкой до тяжелой к специалисту обращались только 5 студентов (12 %), 3 из них имеют тяжелую степень выраженности симптомов ОКР, 1 — среднюю и 1 — легкую.

Оказалось, что наиболее часто из обсессий встречается склонность к постоянному вспоминанию незначительных событий жизни, что составило 58 % (56 человек). Бесполезное, бесцельное мышление о природе вещей наблюдается у 55 % студентов (53 человека). Патологические сомнения по поводу законченности или правильного завершения какого-либо события при завершенном событии отмечают у себя 43 % студентов (42 человека).

Навязчивые действия в виде проверки всего на допущение ошибок преобладают среди компульсий студентов и составляют 43 % (42 человека). Перепроверка электрических приборов, затворов на двери, газа беспокоит 26 % респондентов (25 человек). 25 % студентов (24 человека) отмечают у себя обгрызание кожи вокруг ногтей.

Выводы.

  1. У большей части студентов старших курсов выражены симптомы обсессивно-компульсивного расстройства, что может быть связано с одновременным совмещением работы и учебной деятельности. Итак, среди работающих студентов 54 % отмечают у себя симптомы навязчивых состояний.
  2. В исследуемых группах женщины больше подвержены навязчивым расстройствам, чем мужчины.
  3. Малая часть студентов (12 %) с симптомами обсессивно-компульсивного расстройства обращались к психологу или психиатру. Это ассоциируется с тем, что признаки расстройства не сильно влияют на жизнь студентов. Также причиной полученных статистических данных может быть неосведомленность студентов о наличии у них симптомов расстройства.

Литература:

  1. Корень, Е. В. Обсессивно-компульсивные расстройства в детском и подростковом возрасте / Е. В. Корень, С. Н. Масихина. — Текст: непосредственный // Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского. — Москва, 2015. — С.41
  2. Goodman, W. K. Obsessive-compulsive disorder / W. K. Goodman. — Текст: электронный // PubMed.gov: [сайт]. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25150561/ (дата обращения: 26.11.2020).doi: 10.1016/j.psc.2014.06.004.
  3. José, A. Yaryura-Tobias Obsessive-compulsive disorder spectrum: pathogenesis, diagnosis, and treatment / José A. Yaryura-Tobias, Fugen A. Neziroglu. — Washington, DC:, 1997. — 19–20 с.
  4. Obsessive-Compulsive Disorder: When Unwanted Thoughts or Repetitive Behaviors Take Over. — Текст: электронный // National Institute of Mental Health: [сайт]. — URL: https://www.nimh.nih.gov/health/publications/obsessive-compulsive-disorder-when-unwanted-thoughts-take-over/index.shtml (дата обращения: 26.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): студент, расстройство, курс, лечебный факультет, симптом, возрастная группа, выраженность симптомов, навязчивая мысль, навязчивое действие, навязчивое состояние.


Ключевые слова

обсессивно-компульсивное расстройство, обсессия, компульсия, навязчивое состояние, навязчивая мысль, навязчивое действие

Похожие статьи

Навязчивые мысли и их профилактика у спортсменов

Навязчивые мысли — это ряд непроизвольных негативных образов или идей, которые появляются в нашем сознании, и контролировать их бывает очень непросто. Они представляют собой один из худших симптомов тревожного состояния, которое может испытывать человек.

Проблема ипохондрии: клинический случай бредовой ипохондрии...

Существует несколько разновидностей ипохондрии — сверхценная, навязчивая, тревожная, депрессивная, истерическая, сенестопатическая, бредовая.

При бредовой ипохондрии в центре ипохондрического расстройства — бред ипохондрического содержания.

Тревожные и депрессивные расстройства у студентов...

Тревожные и депрессивные расстройства у студентов лечебного и стоматологического факультетов БГМУ: распространённость, факторы риска.

Таблица 1. Выраженность тревожных расстройств устудентов 1–6 курсов лечебного истоматологического факультетов...

Взаимосвязь вегетативной дистонии и дисплазии соединительной...

В состояния перенапряжения, срыва адаптации нарушается регуляторная функция и, соответственно, усиление активности одного отдела не приводит к соответствующим изменениям другого, что клинически проявляется симптомами вегетативной дистонии.

Особенности клинического течения, диагностики и лечения...

Необходимость постоянного мониторинга состояния здоровья больных с затяжными невротическими расстройствами постепенно сводится к многогранности подхода как самой диагностики этого заболевания, так и к методике лечения...

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами...

Аутизм — это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации — процессе

Когнитивные нарушения у детей с РАС наблюдаются у каждого второго ребенка. Слово «когнитивный» происходит от латинского...

Спастическая дисфония. Этиопатогенез.

Спастическая дисфония — это расстройство голоса, когда преобладающим симптомом

Для гиперкинетической (спастической) дисфонии характерно состояние спастического

Выраженность спастической дисфонии может колебаться от легкой до резко выраженной.

Дентофобия (обзор литературы) | Статья в журнале...

 Эффективная лечебно-диагностическая деятельность врача, кроме узкопрофессиональных знаний, умений и навыков, предусматривает способность к целостному пониманию личности пациента, его внутреннего мира. Основу такого понимания составляет представление о...

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными...

– степени его выраженности; – характера и тяжести нарушения, вызванного органическими (поражение ЦНС) причинами.

Отставание в развитии речи у детей с тяжёлыми множественными нарушениями начинается с младенчества и продолжает накапливаться в...

Похожие статьи

Навязчивые мысли и их профилактика у спортсменов

Навязчивые мысли — это ряд непроизвольных негативных образов или идей, которые появляются в нашем сознании, и контролировать их бывает очень непросто. Они представляют собой один из худших симптомов тревожного состояния, которое может испытывать человек.

Проблема ипохондрии: клинический случай бредовой ипохондрии...

Существует несколько разновидностей ипохондрии — сверхценная, навязчивая, тревожная, депрессивная, истерическая, сенестопатическая, бредовая.

При бредовой ипохондрии в центре ипохондрического расстройства — бред ипохондрического содержания.

Тревожные и депрессивные расстройства у студентов...

Тревожные и депрессивные расстройства у студентов лечебного и стоматологического факультетов БГМУ: распространённость, факторы риска.

Таблица 1. Выраженность тревожных расстройств устудентов 1–6 курсов лечебного истоматологического факультетов...

Взаимосвязь вегетативной дистонии и дисплазии соединительной...

В состояния перенапряжения, срыва адаптации нарушается регуляторная функция и, соответственно, усиление активности одного отдела не приводит к соответствующим изменениям другого, что клинически проявляется симптомами вегетативной дистонии.

Особенности клинического течения, диагностики и лечения...

Необходимость постоянного мониторинга состояния здоровья больных с затяжными невротическими расстройствами постепенно сводится к многогранности подхода как самой диагностики этого заболевания, так и к методике лечения...

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами...

Аутизм — это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации — процессе

Когнитивные нарушения у детей с РАС наблюдаются у каждого второго ребенка. Слово «когнитивный» происходит от латинского...

Спастическая дисфония. Этиопатогенез.

Спастическая дисфония — это расстройство голоса, когда преобладающим симптомом

Для гиперкинетической (спастической) дисфонии характерно состояние спастического

Выраженность спастической дисфонии может колебаться от легкой до резко выраженной.

Дентофобия (обзор литературы) | Статья в журнале...

 Эффективная лечебно-диагностическая деятельность врача, кроме узкопрофессиональных знаний, умений и навыков, предусматривает способность к целостному пониманию личности пациента, его внутреннего мира. Основу такого понимания составляет представление о...

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными...

– степени его выраженности; – характера и тяжести нарушения, вызванного органическими (поражение ЦНС) причинами.

Отставание в развитии речи у детей с тяжёлыми множественными нарушениями начинается с младенчества и продолжает накапливаться в...

Задать вопрос