Особенности тревожности родителей младших школьников в период пандемии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 13.12.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Байбатырова, А. Э. Особенности тревожности родителей младших школьников в период пандемии / А. Э. Байбатырова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76536/ (дата обращения: 03.03.2021).



В зарубежной и отечественной литературе очень активно в последнее время обсуждается проблема изучения тревожности. С одной стороны известно, что адекватная степень тревожности имеет большое значение в эмоционально-волевой регуляции и является в целом важным внутренним фактором, который обуславливает формирование адаптивных возможностей зрелой личности. С другой стороны, как отмечают многие авторы, сложности социально-психологической адаптации, создания реального представления о своих личностных качествах и о себе у детей юношеского и подросткового возраста связаны именно с повышенным уровнем тревожности (А. И. Захаров, А. М. Прихожан, В. М. Астапов, Н. Д. Левитов и другие).

Считается, что, как собственно психологическая проблема, проблема тревожности впервые была поставлена и специально рассмотрена в работах З. Фрейда. З. Фрейд, признавая необходимым разграничить тревогу и страх, считал, что страх — это реакция на определенную опасность, а тревожность — это реакция на неизвестную и неопределяемую опасность. З. Фрейд считал, что для объяснения психической жизни человека огромное значение имеет понимание тревожности. Он очень внимательно подходил к анализу этого явления, многократно уточнял и пересматривал свою концепцию, в первую очередь в тех ее частях, в которых описываются функции и причины тревожности. З. Фрейд определял состояние тревожности как неприятное переживание, являющееся сигналом предопределяемой опасности. Содержание состояния тревожности — чувства беспомощности и неопределенности [5].

К. Хорни в своих работах отмечает, что в межличностной надежности особую роль играет неудовлетворение потребности. Рассматривая стремление человека к самореализации в качестве основной цели его развития, К. Хорни определяет тревогу как главное противодействие этой концепции. В ранних и более поздних работах К. Хорни понимание тревожности имеет различия [6].

Говоря о тревожности, Г. С. Салливан пользуется понятиями из психосоматики. Г. С. Салливан пишет, что удовлетворение биологических потребностей обычно сопровождается непроизвольным снятием физического напряжения как в скелетных мышцах, так во внутренних органах. Под воздействием парасимпатической нервной системы стремится к редукции напряжения внешняя мускулатура, находящаяся под контролем ЦНС, расслабляются внутренние органы (удовлетворение снимает потребность в дальнейших действиях) [3].

Как полагает Р. С. Немов, под тревожностью понимается способность человека, находящегося в специфических социальных условиях, испытывать тревогу и страх, находиться в состоянии повышенного беспокойства [1].

Огромный вклад в разработку проблематики тревожности внесен отечественным психологом А. М. Прихожан. Тревожность рассматривается в качестве характерной отличительной черты депривационного синдрома, имеющего широкий спектр проявлений — от незначительных странностей, которые не выходят за рамки нормальной эмоциональной картины, до довольно глубоких личностных и интеллектуальных нарушений [2].

В период пандемии и вынужденной самоизоляции многие категории граждан испытывают тревогу и тревожность. Среди таких категорий можно отметить родителей учащихся, поскольку в связи с распространением коронавирусной инфекции во многих регионах дети перешли на дистанционный формат обучения.

Тревожность родителей младших школьников в период пандемии — это отельная сфера работы школьного психолога. На важность ее изучению указывают А. А. Тычинская, Д. В. Некряч, И. В. Кольцова, изучившие тревожность родителей учащихся младшего школьного возраста в период дистанционного обучения в условиях вынужденной самоизоляции. В данной работе рассмотрен потенциал использования дистанционных образовательных технологий в обучении младших школьников и причины тревожности родителей учащихся младшего школьного возраста в период дистанционного обучения в условиях вынужденной самоизоляции [4].

Особо высокий уровень тревожности можно наблюдать у родителей первоклассников, чьи дети успели проучиться в обычном формате всего полгода. Родители часто отмечали, что дети еще толком не освоили всю систему обучения в школе, а им уже пришлось быть довольно собранными и организованными. Естественно, за расписанием детей и ходом выполнения домашних заданий следили родители, которые параллельно работали и занимались домашними делами. Необходимость совмещать множество дел повышало уровень тревожности, который был и так высоким из-за боязни заболеть новым заболеванием.

Не менее тревожными были родители четвероклассников, поскольку в мае 2020 года они должны были закончить обучение в начальном звене, написать итоговые контрольные работы. Многие родители понимали, что при обучении в дистанционном формате дети много информации теряют, что может сказаться итоговых оценках.

На фоне всего сказанного можно перечислить ряд рекомендаций родителям младших школьников, способствующих снижению уровня тревожности в период самоизоляции.

  1. Старайтесь не переживать по поводу того, что не произошло.
  2. Воспитывайте в себе направленность к компромиссам, сотрудничеству, взаимопомощи.
  3. Заботьтесь о своем психофизическом состоянии. Например, возьмите за правило делать утреннюю зарядку, не задерживаться на работе, научитесь говорить «нет» или наоборот помогать.
  4. Любите себя. Не бойтесь создавать комфортные для себя условия.
  5. Повышайте коммуникативные компетенции, учитесь общению, выходам из конфликтов.
  6. Учитесь саморегуляции. Банальный пример — досчитать про себя до 10.
  7. Найдите «отдушину». У каждого человека и даже животного должно быть свое место безопасности и удовольствия. Вы должны знать, что несмотря ни на что у вас есть это место (увлечение, люди). И даже если все будет «рушиться» вокруг вас, там вы найдете покой и поддержку.

Литература:

  1. Немов Р. С. Общая психология: Краткий курс / Р. С. Немов. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
  2. Прихожан A. M. Тревожность у детей и подростков: психофизиологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. — М. — Воронеж: Моск. психол.-соц. инт-т, изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 210 с.
  3. Салливан Г. С. Интерперсональная теория психиатрии / Г. С. Салливан // Пер. с англ. О. Исаковой. — СПб.: Ювента. — М.: КСП+, 1999. — 347 с.
  4. Тычинская А. А. Тревожность родителей учащихся младшего школьного возраста в период дистанционного обучения в условиях вынужденной самоизоляции / А. А. Тычинская, Д. В. Некряч, И. В. Кольцова // В сборнике: Научный форум: педагогика и психология. Сборник статей по материалам XLIV международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 86–91.
  5. Фрейд З. Сценарий жизни. Комплекс детских травм / З. Фрейд, Э. Эриксон. — М.: Алгоритм, 2018. — 240 c.
  6. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ] / К. Хорни. — М.: Прогресс-Универс, 2010. — 158 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вынужденная самоизоляция, дистанционное обучение, младший школьный возраст, период пандемии, понимание тревожности, работа, ребенок, тревожность.


Задать вопрос