Теоретическая и практическая составляющая при реализации направлений уголовной политики в ХХI веке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Коротков, А. В. Теоретическая и практическая составляющая при реализации направлений уголовной политики в ХХI веке / А. В. Коротков, У. В. Лашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76531/ (дата обращения: 03.03.2021).



В статье рассматриваются основные направления уголовной политики России, приводятся особенности их реализации и проблемы, требующие решения.

Ключевые слова: уголовная политика, гуманизация, криминологическая безопасность.

Уголовная политика Российской Федерации является одним из направлений реализации стратегии государства по обеспечению безопасности от негативного криминологического воздействия, оказываемого на население на протяжении всей истории становления Российской Федерации. Основной составляющей уголовной политики является обеспечение тесной непрерывной связи между вырабатываемым положениями и мероприятиями, проводимыми в сфере профилактики преступности, защиты и поддержки потерпевших от преступлений, исполнения уголовных наказаний, социальной реабилитации и надзора за лицами, отбывшими уголовное наказание.

Направления и задачи уголовной политики формируются в так называемую «концепцию», в которой определяются основные направления деятельности государства в вопросе, по которому она разработана.

Тем самым, направления уголовной политики должны основываться на нормативно — правовых актах государства, брать начало от законодателя и уверенно сохранять свою силу в любом типе общества независимо от политического устройства того или иного государства.

Однако именно на этапе воплощения воли законодателя в жизнь и проявляются сложности при реализации выработанных им направлений.

Ввиду связанности данной темы с темой основного диссертационного исследования считаю необходимым поднять на рассмотрение вопрос о том, что из себя представляет теоретическая и практическая составляющая при реализации направлений уголовной политики в ХХI на примере Российской Федерации.

Для начала определим, что следует понимать в данном исследовании под направлением политики государства в целом. Согласно мнению ученых-правоведов, — это «ход движения, путь развития, идейная устремленность, преобладающий характер деятельности» [1, с. 103].

Исходя из вышеприведенных толкований, направления политики государства — это самостоятельные, формально закрепленные идеи, положения и пути, на которых строится и по которым движется политика государства в зависимости от сферы общественной жизни. Чаще всего, направления государственной политики формируются в концепциях, указах, постановлениях и иных нормативно — правовых актах, в связи с чем приобретают обязательную силу.

Под направлениями уголовной политики следует понимать «выработанные на конкретном этапе развития права основополагающие идеи и положения, закрепленные законодательстве и характеризующие ее многогранность» [2, с, 275]. Более того, данные направления являются основой для построения концепции противодействия преступности в государстве.

Несомненно, к рассмотрению сущности каждой формулировки следует отнестись ответственно. Так, Д. А. Шестаков в ходе анализа и выявления качества производимого эффекта от использования указанных терминов, совершенно обоснованно говорит о приоритетности употребления термина «противодействие преступности», «который ориентирует не столько на владение информацией о преступности (ее созерцание), сколько на активные меры против нее» [3, с. 56].

В научной литературе среди российских ученых закрепилось условное деление направлений уголовной политики на два основных тесно взаимосвязанных вида: общие и специальные.

Проявление общих направлений можно проследить практически во всех отраслях права ввиду того, что они выражают правовую политику государства в целом, в том числе и уголовную. Специальные же направления находятся на другом уровне, так как они воплощают идеи и характеризуют непосредственно уголовную политику, проявляются только в связанных с ней отраслях законодательства.

Общими направлениями уголовной политики современной России выступают следующие: поэтапное и своевременное реформирование уголовного законодательства в целях приведения его в соответствие с иными отраслями права; формирование правового государства, в том числе в уголовно — правовых отношениях; конкретизация уголовных мер борьбы с преступностью и определение их достаточного количества в соотношении с иными правовыми инструментами с целью обеспечения эффективности государственного регулирования криминогенной ситуации в обществе.

К числу специальных направлений, характерных только для уголовной политики, следует отнести следующие: криминализация и декриминализация деяний; пенализация и депенализация наказания; гуманизация; либерализация; изменение и уточнение норм Общей и Особенной частей УК РФ, структурное преобразование уголовного закона с учетом выявления новых составов преступлений; обеспечение прав и свобод потерпевших от преступных посягательств и лиц, совершивших преступления; выработка мер и средств борьбы с организованной пресностью, коррупцией, терроризмом и киберпреступностью.

Однако, теоретическая и практическая составляющие при реализации направлений уголовной политики имеют свои особенности, на которые необходимо обратить внимание в целях выработки рекомендаций законодателю и правоприменителям.

Теоретическая составляющая включает в себя выработанные законодателем, учеными правоведами, юристами и правоприменителями идеи, правила, концепции и положения, необходимые для формирования терминологии уголовной политики, наименований ее направлений, правил и установок для реализации их на практике. Так, например, сюда можно отнести совместную работу правоведов и законодателей по выработке и закреплению понятий «криминализация, гуманизация, киберпреступность, либерализация, пенализация и прочее» в уголовных концепциях и нормативно — правовых актах. Также теоретическая составляющая при реализации направлений уголовной политики включает в себя современные труды авторов и исследования ученых, которые так или иначе обобщают опыт использования указанных терминов в практической деятельности при реализации уголовной политики.

Вместе с тем, авторы концепций, постановлений и иных нормативно — правовые актов при их подготовке и структурировании зачастую вовсе не обращаются к таким взглядам и мнениям, а смысловая нагрузка закрепляемых в законах терминах и определениях, в том числе в примечаниях к уголовному закону, не соответствует целям и задачам уголовной политики, криминогенной ситуации в обществе и элементарным принципам права в целом. Более того, реализация современных направлений уголовной политики с учетом построения их наименований представляет собой больше взаимоисключающую деятельность, чем какой — либо новый систематизированный процесс.

Например, такие направления как криминализация и декриминализация деяний, пенализация и депенализация [5, с. 317]. Формирование последних терминов образовано путем добавления приставки де- , что означает противоположную (обратную) деятельность.

Смысловая нагрузка в данном случае значительно снижается, сегодня законодатель направляет все усилия и средства на законодательное закрепление криминогенно опасных деяний, а завтра проводит обратные действия без какого — либо осмысления сути нового термина, основываясь только на идее появления признаков, исключающих опасность преступного ранее деяния.

Те же моменты можно проследить в синонимичности направлений гуманизации и либерализации уголовной политики при их реализации на практике.

Гуманизация — это смягчение положений действующего уголовного закона и усиление направленности на охрану конкретной личности, ее прав и свобод как от преступных посягательств, так и от несправедливости уголовного законодательства, применяемого в случае совершения преступления [4, с.15], либерализация — это процесс изменения действующего уголовного законодательства, который выражается в установлении и расширении системы наказаний в частности его видов, не связанных с лишением свободы, а также смягчение практики назначения наказания.

Тем самым, считаем, что направления уголовной политики должны получать свои наименования и понятные каждому способы реализации только путем теоретического осмысления и проведения массы исследований необходимости их внедрения в терминологию уголовного закона, а теоретическая составляющая должна стать фундаментом проводимой законодателем работы.

Практическая же составляющая при реализации направлений уголовной политики тесно связано с теоретической и имеет немногим другие особенности.

На сегодняшний день все направления уголовной политики реализуются на практике только принятием отдельных законов, указов и постановлений тем или иным государственным органом, либо составлением обзоров судебной практики Верховным и Конституционным судами РФ. К таким относятся, например, Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года; Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.12.2011 N 420-ФЗ; Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.07.2012 N 141-ФЗ и другие акты. В свою очередь, на сегодняшний день в России отсутствует принятая на законодательном уровне концепция уголовной политики, определяющая стратегию государства в борьбе с преступностью. Существуют только несколько нормативных актов в данной сфере, например, Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»; Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 312 (ред. от 30.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»; Уголовный, Уголовно — исполнительный и Уголовно — процессуальные кодексы РФ.

В виду отсутствия четкого нормативного регулирования непосредственно принципов и задач самой уголовной политики, практическая составляющая при реализации ее направлений также недостаточно проработана и нормативно — обоснована, наименования направлений и сопутствующих им задач документально не закреплены, толкование смысла применяемых терминов отсутствует.

Вместе с тем, судебная практика активно использует теоретические и практические наработки отечественного законодателя и, благодаря разъяснениям Верховного суда РФ, вносит некую ясность в процесс реализации направлений уголовной политики.

Так, Постановлением Президиума Мурманского областного суда от 18.06.2018 N 44У-24/2018 суд применил законодательство по одному из направлений уголовной политики — декриминализации: «по приговорам суда года М. осужден по ч. 1 ст. 158 УК РФ, за совершение краж чужого имущества, размер стоимости которого не превышает 2500 рублей, что в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 326-ФЗ не влечет за собой уголовную ответственность, в связи с чем деяния, совершенные осужденным, подлежат декриминализации».

В Постановлении Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19.04.2018 N 4а-160/2018 Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ (побои) суд установил, что «судами предыдущих судебных инстанций не учтено, что в результате декриминализации уголовного деяния, предусмотренного ст. 116 УК РФ, отнесение его законодателем к административным правонарушениям, путем внесения Федеральным законом 03.07.2016 N 326-ФЗ соответствующих изменений в КоАП РФ привлекаемое лицо не освобождается от публично-правовой ответственности за его совершение».

Таким образом, можно отметить, что практическая составляющая при реализации направлений уголовной политики в ХХI веке несомненно является дискуссионным вопросом как законотворчества, так и правоприменения, основывается на теоретических аспектах уголовного права и требует более детального нормативно — правового регулирования, в том числе закрепления направлений уголовной политики в формальном порядке.

В качестве основного вывода данного исследования хотелось бы указать на существование разрозненности между законодательством, получаемым в процессе правотворчества, и реальность применения уголовно — правовых норм., которые в свою очередь не отличаются особой эффективностью в настоящее время. «В современных условиях первоочередной задачей совершенствования законодательства, — делает вывод Конституционный Суд РФ, является преодоление пробелов нормативного регулирования, исправление присутствующих в нем и вскрытых правоприменительной практикой дефектов неопределенности и несогласованности».

Литература:

  1. Ендольцева, А. В. Уголовная политика и ее значение в регулировании общественных отношений в сфере борьбы с преступностью / А. В. Ендольцева. — Текст: непосредственный // Юристъ — Правоведъ. — 2018. — № 2 (85). — С. 103–112.
  2. Королева, И. А. Политика в сфере уголовного права и ее влияние на статистические данные / И. А. Королева, А,И Фейзиева. — Текст: непосредственный // Материалы VIII Всероссийской научно-практической студенческой конференции. — Нижний Новгород: Вестник научного студенческого общества, 2018. — С. 274–276.
  3. Полухина, С. В. Проблемы уголовной политики и ее реализация Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф / С. В. Полухина. — Текст: электронный // Научные публикации Сибак: [сайт]. — URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(59).pdf (дата обращения: 03.12.2020).
  4. Дубровина, Е. С. Гуманизация уголовного права как тенденция общественного развития / Е. С. Дубровина. — Текст: непосредственный // Вестник Московского государственного областного университета. — 2018. — № 4. — С. 15.
  5. Спиридонов, Т. М. Уголовно-правовая политика современной России: проблемы пенализации и депенализации / Т. М. Спиридонов, М. А. Кириллов. — Текст: непосредственный // Современное состояние и тенденции развития законодательства Российской Федерации в сфере государственной службы, в правосудии и бизнесе: материалы Международной заочной научно-практической конференции. — Чебоксары: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», 2018. — С. 316–318.
Основные термины (генерируются автоматически): уголовная политика, Российская Федерация, направление, реализация направлений, РФ, составляющая, УК РФ, криминогенная ситуация, смысловая нагрузка, Уголовный кодекс.


Ключевые слова

гуманизация, уголовная политика, криминологическая безопасность
Задать вопрос