Правовые проблемы IT-компаний в промышленно-производственной особой экономической зоне «Тольятти» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 13.12.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Белоглазов, И. Ю. Правовые проблемы IT-компаний в промышленно-производственной особой экономической зоне «Тольятти» / И. Ю. Белоглазов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76507/ (дата обращения: 03.03.2021).



В статье автор предлагает внести изменения в правила регистрации IT-компаний в качестве резидентов производственно-промышленной ОЭЗ.

Ключевые слова: IT-компании, промышленно-производственная ОЭЗ, правила регистрации резидентов, налоговые льготы.

Создание и функционирование особых экономических зон в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [1] с целью стимулирования инвестиционной деятельности и выпуска высокотехнологичной продукции. Проверки, произведенные Контрольным управлением Президента и Счетной палатой [2], показали, что существующие в настоящее время свободные экономические зоны (ОЭЗ) в РФ недостаточно эффективны. На основании этих данных Президент поручил правительству подвергнуть деятельность ОЭЗ серьезной трансформации, оптимизации и передачи их под управление региональных властей. С момента принятия в Федеральный закон № 116-ФЗ внесено около 10 поправок, но, очевидно, необходимо и дальше совершенствовать правовой механизм работы существующих ОЭЗ с учетом положительных примеров из мировой практики и местной специфики.

В Самарской области создана промышленно-производственная (ПП) ОЭЗ «Тольятти», которая имеет средние показатели среди ОЭЗ, требует улучшений в работе и повышения своей популярности. В настоящее время в ней зарегистрировано 20 резидентов, выпускающих компоненты автомобилей, автосервиса, строительные, медицинские и другие изделия с общей выручкой около 12 млрд. рублей и соотношением льгот к выручке в 50 % [].

Согласно закону [1] на территории ПП ОЭЗ должна производиться деятельность по производству товарной продукции или оказание услуг по обеспечению перевозок товаров. Для регистрации резидентом необходимо фирме обеспечить объем инвестиций — не менее 120 млн. рублей, в т. ч. капитальные вложения не менее 40 млн. рублей с течение 3 лет после регистрации. На практике резиденты стараются использовать импортные автоматические технологические линии в производстве и на их основе получить экономические преимущества. Вместе с этим следует отметить, что в современный век информатизации существенные экономические преимущества можно получить, если механическая автоматизация подкрепляется технологией цифровизации промышленности, обеспечивающей оптимизацию, быструю переналадку производств, позволяющей принимать качественные управляющие решения. В России имеются примеры цифровой трансформации промышленности на основе разработок фирмы «Сименс» [], увязывающей IT-структуры с целями бизнеса, применяющей бизнес-моделирование, облачные технологии, сети G5 и др.

Использование технологии цифровизации производств невозможно без работы соседствующих IT-компаний. Условия регистрации в ПП ОЭЗ подходят для материалоемких производств и не подходят для интеллектуальных производств. В тоже время согласно [1] существуют технико-внедренческие ОЭЗ («Казань», «Калининград» и др.), в которых для резидентов требование по объёму минимальных инвестиций отсутствует и имеются льготные условия работы IT-компаний. Для повышения уровня цифровизации в России по поручению президента правительством принято постановление о резком снижении c 2021 года налоговой нагрузки на IT-бизнес и, в частности, снижении взносов ЕСН с 14 до 7,6 %, а налога на прибыль с 20 до 3 %. На такие льготы могут претендовать IT-компании, которые:

− разрабатывают и продают программное обеспечение (ПО) и базы данных (БД) собственной разработки;

− оказывают услуги по адаптации и модификации ПО и БД;

− устанавливают, тестируют и сопровождают ПО и БД;

− аккредитованы в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифре РФ);

− получают не менее 90 % доходов получает от деятельности в IT;

− имеют среднесписочную численность сотрудников — минимум семь человек.

Такие условия подходят для IT- компании, тесно сотрудничающих с технологическими производствами в ОЭЗ и недоступны компаниям, разрабатывающим ПО и БД, дающие возможности только размещать или просматривать рекламу, находить продавцов или покупателей. Уровень налогов и льгот для резидентов ПП ОЭЗ, ТВ ОЭЗ и IT-компаний с 2021 года согласно ОСНО (общая система налогообложения) приведен в таблице 1.

Таблица 1

Налог

Для резидентов ПП ОЭЗ «Тольятти»

Для резидентов ТВ ОЭЗ «Иннополис»

(Казань)

Для IT-компаний на территории РФ с 2021г.

На прибыль

Первые

5 лет

2 %

2 %

3 %

6–10 лет

7 %

5 %

После 10 лет

15,5 %

13,5 %

Страховые взносы ЕСН

30 %

28 % (сейчас)

7,6 %

НДФЛ

13 %

13 %

13 %

НДС

20 %,

оборудование и комплектующие из-за рубежа — 0 %

0 %

0 % (на собственное, а не зарубежное ПО)

На имущество

0 %

0 %

2,2 %

Анализ данных таблицы 1 показывает, что для IT-компаний, занимающихся внедрением цифровизации в технологические процессы удобно зарегистрироваться в качестве резидента ПП ОЭЗ и получать льготы Минцифры России. На наш взгляд, в условиях, когда руководство ОЭЗ передается региональным властям, целесообразно для в промышленно-производственной ОЭЗ «Тольятти» изменить условия регистрации и льгот для IT-компаний. При этом необходим контроль и в случае несоответствия работы IT-компаний интересам ОЭЗ отменять их регистрацию. Эти меры способствовали бы повышению конкурентоспособности промышленных предприятий ОЭЗ.

Литература:

1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2009 г.) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.

2. ОЭЗ инструментом поддержки экономики России не стали — СП РФ. — Текст: электронный // REGNUM: [сайт]. — URL: https://regnum.ru/news/economy/2261495.html (дата обращения: 11.12.2020).

3. Бекасов Возможности «Сименс» для цифровой трансформации промышленных производств / Бекасов Дмитрий. — Текст: непосредственный // Control Enginееring Россия. — 2018. — № май. — С. 60–65.

4. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» //Российская газета. № 173. 2020.6 авг.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, Казань, льгота, производство, резидент, РФ, условие регистрации.


Ключевые слова

налоговые льготы, IT-компании, промышленно-производственная ОЭЗ, правила регистрации резидентов
Задать вопрос