Особенности содержания заключенных во время пандемии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 12.12.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Грушин, Р. А. Особенности содержания заключенных во время пандемии / Р. А. Грушин, Д. А. Кравцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76495/ (дата обращения: 03.03.2021).



Авторы раскрывают в статье работу уголовно-исполнительной системы во время пандемии.

Ключевые слова: пандемия, учреждения исполнения наказаний, уголовно-исполнительная система.

Пандемия COVID-19 трансформировала практически все уровни социальной деятельности в РФ, все сферы жизни граждан страны. Это актуально и для системы уголовно-исполнительного производства, в том числе, для изменений в области функционирования заведений Федеральной службы исполнения наказаний (далее: ФСИН). Отдельные источники обвиняют ФСИН в том, что на время эпидемии данная служба «закрылась в информационном пространстве» [5]. Однако информационный поток достаточный для того, чтобы констатировать множественность решений и изменений в данной сфере, что предполагает актуальность их исследования.

Следует отметить, что согласно подп. «а.2» и. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [2], Правительство Российской Федерации имеет право на введение обязательных правил поведения для граждан и организаций, которые они должны исполнять при введении режима повышенной готовности либо же чрезвычайной ситуации.

«Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности» [8, с. 546].

Важным здесь следует отметить необходимость осуществления данных правил поведения и для организаций ФСИН. Причем, следует отметить, что основания введения режима особых условий озвучены в ст. 48 ФЗ № 103 (для СИЗО), а также в ч. 1 ст. 85 УИК РФ (для исправительных учреждений) [3, с. 80].

Сразу необходимо сказать об указе Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в соответствии с которым органы власти, к которым безотносительно относится уголовно-исполнительная система, полноценно функционируют.

С начала пандемии в исправительных учреждениях в соответствии с инструкцией от 30 марта 2020 года «О предупреждении распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы РФ» были приостановлены посещения осуждённых, категорически запрещен допуск посетителей и сотрудников УИС с повышенной температурой тела и лиц, прибывших в течение последних 14 дней из иностранных государств.

Кроме того, приняты дополнительные меры санитарно-эпидемиологического характера, которые носят обязательный характер. К мерам, введённым для профилактики коронавирусной инфекции у сотрудников УИС и спецконтингента, относятся: соблюдение личной гигиены: круглосуточный мониторинг состояния здоровья каждого индивида; санобработка всех помещений (включая помещения для стоянки автотранспорта) и иных хозяйственных объектов.

Обязательным для всех исправительных учреждений ФС'ИН стало увеличение количества обходов медработниками для мониторинга состояния лиц, находящихся в учреждении.

Общим указанием для всех организаций и учреждений УИС стало профицитное укомплектование медикаментами, лекарственными средствами, защитными респираторными элементами (масками, респираторами), дезинфицирующими средствами, бесконтактными термометрами и иными средствами индивидуальной защиты.

Помимо соблюдения установленных ведомственными приказами и распоряжениями профилактических мероприятий, некоторые учреждения УИС в качестве упреждающих мер максимально изолировали сотрудников, непосредственно контактирующих со спецконтингентом, для предотвращения массового заражения граждан, содержащихся в исправительном учреждении. Медико-санитарные части ФСИН переведены на круглосуточный режим работы [4, с. 117].

Однако на сегодняшний день, в связи со второй волной пандемии новой коронавирусной инфекции меры принимаются дополнительно. Сама система ФСИН находится в режиме трансформации.

Так, В. Бояринев, замдиректора ФСИН России, отмечает, что действуют в уголовно-исполнительной системе (далее: УИС) 209 следственных изоляторов и 92 помещения, которые исполняют ту же роль, причем, лимит мест в них количеством в 125,1 тыс. На конец сентября 2020 года в них находилось 105 тыс. человек, причем за весь год ротация показывает около 1 млн. чел., прошедших через СИЗО [7].

Анализ документов и информационных справок, в том числе, непосредственно с официальных ресурсов ФСИН [6], позволил сделать вывод, что, согласно результатам 1 волны пандемии коронавируса, удалось избежать вспышки болезни, а, соответственно, уровень смертности среди всего контингента: осужденных, обвиняемых, подозреваемых.

Такого результата удалось добиться благодаря следующим мерам:

− создание оперативного штаба;

− реализация комплексного плана мероприятий различного характера, как-то: лечебно-диагностических, санитарно-противоэпидемических, а также организационно-практических;

− в связи с планом реализовано согласно графика проведение соответствующих лечебных и профилактических мероприятий в рамках конкретного уровня опасности эпидемиологического характера;

− был создан аппарат горячей линии в круглосуточном режиме для того, чтобы осуществлялась непосредственно для каждого учреждения возможность отслеживания эпидемиологической ситуации.

− одной из серьезных проблем с большим общественным резонансом становится обязательная приостановка возможности использования права на свидания родственников и заключенных, как краткосрочные, так и длительные;

− уменьшено количество выездов за пределы учреждений всех типов заключенных;

− введен особый порядок допуска посетителей на территорию заведений;

− изменен формат свиданий с адвокатами, а также судебно-следственных действий: они происходят обязательно при использовании средств индивидуальной защиты через стеклянные перегородки, а после каждого использования в помещениях обеззараживается воздух посредством бактерицидных облучателей, а, кроме того, данные помещения подвергаются обработке растворами дезинфицирующего характера.

− каждый объект УИС оборудован медфильтром на входе, где проводится бесконтактная термометрия для каждого проникающего на территорию;

− медиками ФСИН осуществляются каждый день медицинские осмотры как работников, так и содержащихся в учреждениях лиц.

Весь комплекс мероприятий позволяет своевременно принимать нужные меры.

Также можно отметить другие изменения в процедурах работы с заключенными, которые вызваны эпидемиологической ситуацией в стране и мире. Так, обвиняемые и подозреваемые теперь находятся в карантине при поступлении в учреждение не 14 дней, как ранее, а 20.

Все вышеизложенное позволило констатировать на начало октября отсутствие зарегистрированных случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией в 11 территориальных органах ФСИН России.

Однако в целом, на конец 22 октября 2020 года констатированы 1591 случаев заболевания COVID-19, которые были лабораторно подтверждены, из них — 590 в следственных изоляторах. Зарегистрирована одна смерть от данного заболевания. Выздоровело уже 1452 заключенных, в состоянии заболевания — 38, или 8,8 %.

Особо следует отметить действия ФСИН России в области планомерного перехода к дистанционному формату функционирования. А частности, речь идет о наращивании технической оснащенности учреждений. Так, за завершающийся год число стационарных камер наблюдения, которые позволяют осуществлять дистанционный надзор за заключенными, увеличилось на 14,7 % до 47 тыс. единиц с 41 тыс. единиц на начало 2020 г.

Также на данный момент 43 объекта оснащены системами «оператор-камера» для двусторонней связи в полной мере, работы ведутся еще на 53 объектах. Подобного уровня дистанционный надзор позволяет оптимизировать службу наблюдения и контроля

В процессе разработки находится и программный комплекс электронной предварительной записи на посещение подозреваемых и обвиняемых, предполагающая запись за 22 дня до посещения.

Кардинальным изменениям подверглась процедура участия в судебных заседаниях обвиняемых. Все чаще для этого используется возможность видеоконференцсвязи. Отсутствие необходимости в конвоировании снижает нагрузку на сотрудников и, одновременно, риски заболевания. Но, по большей части, пока соответствующе оборудованы следственные изоляторы Московской области и в отдельных регионах.

Причем, данная технология позволяет также осуществлять свидания с родственниками для заключенных в видеоформате.

Также в проекте изменения, предполагающие возможность создания видеоконференций между осужденным и лицами, которые имеют право на оказание ему юридической помощи, в том числе, и адвокатом.

Также в проекте изменения по особенностям введения режима особых условий в случаях возникновения эпидемий и пандемий на территории заведений ФСИН.

Таким образом, можно отметить достаточную подготовленность и скорость реакции в области организационных и иных мер со стороны руководства ФСИН, что позволило минимизировать последствия пандемии и обеспечить переход к функционированию системы ФСИН в новых условиях.

Однако ряд мероприятий определяется как недостаточные в смысле всестороннего охвата заведений ФСИН, в частности, речь идет о переходе на дистанционный формат части процедур, предусмотренных по отношению к заключенным.

Литература:

  1. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/
  2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ (с изм. от 23.06.2020 N 185-ФЗ) // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/
  3. Горбань Д. В., Ефремова О. С. Проблемы правового регулирования и правоприменительной практики введения режима особых условий в учреждениях УИС России // Юридический вестник Самарского университета. — 2020. — № 3. — С. 78–83.
  4. Кочеткова В. В. Некоторые особенности функционирования уголовно исполнительной системы в период пандемии COVID19 // Моя профессиональная карьера. — 2020. — № 14. — С. 115–120.
  5. Литаврин М. Невидимая эпидемия. Как коронавирус шел по системе ФСИН — исследование «Зоны права» // Медиазона. Режим доступа: https://zona-media.turbopages.org/zona.media/s/article/2020/11/16/fsin-19
  6. Федеральная служба исполнения наказаний: официальный сайт. Режим доступа: https://fsin.gov.ru/
  7. Шашков А. Замглавы ФСИН: пугающие прогнозы о COVID-19 в СИЗО не оправдались // ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/interviews/9871521
  8. Шутова А. А., Ефремова М. А., Никифорова А. А. Новеллы уголовного законодательства в условиях пандемии // Вестник Удмуртского университета. — 2020. — № 4. — 541–553.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, уголовно-исполнительная система, Россия, учреждение, введение режима, волна пандемии, дистанционный надзор, индивидуальная защита, РФ, эпидемиологическая ситуация.


Задать вопрос