Психологические особенности нравственной сферы в семьях верующих различных конфессий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 12.12.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Сулейманова, А. Г. Психологические особенности нравственной сферы в семьях верующих различных конфессий / А. Г. Сулейманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 442-444. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76488/ (дата обращения: 03.03.2021).



В статье представлены результаты исследования морально-нравственных установок в семьях различных конфессий (православных и мусульман). Установлено, что для православных характерно придание наивысшего смысла любви как ценности, а также наименьшего смысла общественному признанию и развлечениям. Ценностно-смысловая сфера мусульманок характеризуется признанием как наивысшей ценности счастливой семейной жизни.

Ключевые слова: ценности, морально-нравственные установки, православные, мусульмане .

Современное поликультурное и поликонфессиональное общество является сферой развития и формирования личности не только в детском, но и в зрелом возрасте. При этом отмечаются самые разные проблемы. Сложности и напряжённость сопутствуют межкультурным контактам даже при самых благоприятных условиях [1]. Вследствие более частых, чем раньше, межкультурных контактов люди сталкиваются с рядом разнообразных психологических проблем. Это проблемы психологической адаптации к иной культурной среде; проблемы неприятия иной культурной среды. В описанный круг проблем входит и проблема ценностно-смысловой сферы личности, принадлежащей к разным религиозным конфессиям. При этом, очевидно, что морально-нравственные ценности закладываются в прочесе семейного воспитания. В этой связи проблема формирования морально-нравственных ценностей в семьях различных конфессий является актуальной современной проблемой [4].

Настоящее исследование затрагивает проблемы различий ценностно-смысловой сферы личностей, принадлежащих в разным религиозным конфессиям, различий воспитательных установок. Актуальность данной проблемы продиктована также и тем, что в современном обществе резко возросли темпы социальных изменений, связанных с мобильностью населения, потоками миграций, смешением культур. Сегодня в Самарской области официально признаны восемь действующих религиозных объединений (Православие. Католицизм, Ислам, Иудаизм и др.) [2]. Помимо этого, представлены другие религии и религиозные течения (официально не зарегистрированные) [3].

Цель исследования — выявить особенности морально-нравственных установок в семьях различных конфессий.

Объект исследования — морально-нравственная сфера личности.

Предмет исследования — особенности проявления морально-нравственных установок в семьях различных конфессий.

Гипотеза исследования. В мусульманских и православных семьях будут отмечаться различия в структуре морально-нравственных ценностей родителей.

Выборка включила в себя 60 человек (матерей), из которых 30 исповедуют православие, 30 — ислам.

Очевидно, что выделение тех или иных ценностей в смысловой структуре личности ведет к преобладанию этих ценностей в воспитательной модели. В этой связи изучаемые ценностные ориентации матерей разных конфессий легли в основу представлений о морально-нравственных ценностях, формируемых у детей в православных и мусульманских семьях.

В таблице 1 представлены средние значения терминальных ценностей православных матерей. Наглядно значения терминальных ценностей представлены на рисунке 1.

Таблица 1

Средние значения ценностей-смыслов православных матерей

Место

Ценности

Средние ранги

1

Л — любовь

3,5

2

З — здоровье

4,5

3

ПЖ — продуктивная жизнь

4,7

4

СД — счастье других

5,5

5

ЖМ — жизненная мудрость

5,9

6

ССЖ — счастливая семейная жизнь

7,2

7

П — познание

8,3

8

НД — надежные друзья

8,5

9

Т — творчество

8,7

10

С — свобода

9,0

11

ИР — интересная работа

9,5

12

РЗ — развитие

9,7

13

МОЖ — материально обеспеченная жизнь

10,7

14

УС — уверенность в себе

11,8

15

АДЖ — активная деятельная жизнь

12,8

16

ОП — общественное признание

14,0

17

КПиИ — красота природы и искусства

14,5

18

Р — развлечения

14,9

Как видно из таблицы 1, наиболее значительной ценностью для православных матерей является ценность «любовь» (эта ценность имеет наивысший средний ранг). Также высокие ранги отмечены у таких ценностей, как «здоровье», «продуктивная жизнь», «счастье других», «жизненная мудрость».

Наименее значительной терминальной ценностью по выборке в целом является ценность «развлечения». Также малозначительными ценностями, согласно исследованию, по выборке являются: «красота природы и искусства», общественное признание.

Таким образом, в воспитательной модели православной семьи (в целом по выборке) отмечается следующая градация ценностей: любовь — как высшая ценность (что отвечает основной заповеди христианства в целом и православия в частности — «возлюби ближнего своего»); здоровье как ценность (что не совсем вписывается в православные каноны, так как состояние телесное «временно и преходяще» и не имеет главенствующего значения); далее ценностями представляются продуктивная жизнь, жизненная мудрость и счастье других. Данные ценности взаимосвязаны: значение продуктивной жизни раскрывается как жизнь для других, достижение ими счастья (что связано с высшей ценностью — любовью) и достижение через это жизненной мудрости.

Далее изучены ценности-смыслы респонденток-мусульманок (таблица 2).

Таблица 2

Средние значения ценностей-смыслов респонденток-мусульманок

Место

Ценности

Средние ранги

1

ССЖ — счастливая семейная жизнь

2,3

2

З — здоровье

4,6

3

Л — любовь

5,3

4

С — свобода

5,9

5

ЖМ — жизненная мудрость

6,0

6

МОЖ — материально обеспеченная жизнь

8,0

7

НД — надежные друзья

8,7

8

СД — счастье других

8,7

9

УС — уверенность в себе

9,5

10

АДЖ — активная деятельная жизнь

9,8

11

ПЖ — продуктивная жизнь

9,9

12

РЗ — развитие

10,4

13

ОП — общественное признание

10,8

14

ИР — интересная работа

11,4

15

П — познание

11,7

16

Р — развлечения

13,0

17

КПиИ — красота природы и искусства

13,6

18

Т — творчество

14,4

Как видно из таблицы 2, наиболее высокую значимость как смысл жизни для мусульман имеет ценность «счастливой семейной жизни». Это объясняется тем, что в исламе семья, семейные традиции занимают главное место. Также как значимые ценности для мусульман выделены ценность «здоровья», «любви», «свободы» и «жизненной мудрости».

В структуру высших ценностей мусульман, также, как и представителей православия входят «любовь», «жизненная мудрость», «счастливая семейная жизнь». Однако существенное отличие состоит в том, что для мусульман «счастливая семейная жизнь» — наиболее значимая ценность (об этом можно судить и по очень высокому среднему показателю — 2,3; у православных 7,2). Вместе с тем, у мусульман в структуре значимых ценностей смыслов появляется ценность «свободы», не выделяемая как значимая православными.

Наименее значимые ценности у матерей, исповедующих ислам — «развлечения», «красота природы и искусства» и «творчество». При этом «развлечения» и «красота природы и искусства» оцениваются как малозначимые ценности и представителями христианства, однако «творчество» малозначимо только для мусульман.

Рассмотрим выраженность тех или иных морально-нравственных ценностей у представителей разных религиозных групп.

Любовь (Л) — ценность, имеющая наиболее высокие ранги у представителей православия, ислама (1–3 ранги). Любовь как высшая духовная ценность рассматривается представителями православия, ислама, так как христианство и ислам проповедуют любовь к ближнему (в христианстве «Бог есть любовь»).

Счастливая семейная жизнь (ССЖ) — данная ценность оценивается как высокозначимая мусульманами (1 ранг). Православные расценивают счастливую семейную жизнь как среднезначимую ценность (6 ранг). Для мусульман в силу выраженных семейных традиций данная ценность самая значимая; однако, представители православия также высоко оценивают значимость семьи, семейной жизни. Для православных — семья — естественная форма жизни и счастье в семье (понимаемое как гармония отношений) — является ценностью, однако меньшей чем такие ценности, как любовь, здоровье, счастье других.

Здоровье (З) — данная ценность имеет высокую значимость для православных и мусульман (2 ранг). Здоровье (физическое и духовное) важная ценность для верующих, так как здоровье тела и здоровье духа связаны.

Таким образом, ценностно-смысловая сфера женщин из православных семей характеризуется выраженностью любви как высшей ценности, а также счастья других, продуктивной жизни, жизненной мудрости и здоровья. При этом для православных характерно придание наивысшего смысла любви как ценности, а также наименьшего смысла общественному признанию и развлечениям. Ценностно-смысловая сфера мусульманок характеризуется признанием как наивысшей ценности счастливой семейной жизни (что объяснимо значением семьи, семейных традиций в исламе), также как значимые ценности для мусульман выделены ценность здоровья, любви, свободы и жизненной мудрости. Для мусульманок, согласно данной выборке, малозначимой ценностью является творчество (ввиду иных ценностных приоритетов).

Литература:

  1. Захаров И. В. Направленность личности человека. Философский, нравственный и психологический аспекты. — М.: Айрис-Пресс, 2013. — 193 с.
  2. Зенько Ю. М. Психология религии. — М.: Либроком, 2015. — 230 с
  3. Иванова Н. Л. Идентичность и толерантность: соотношение конфессиональных и морально-нравственных стереотипов. // Вопросы психологии. — 2014. — № 6. — С. 54.
  4. Каган М. С. Философская теория ценности. — СПб.: Петрополис, 2012. — 311 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, жизненная мудрость, счастливая семейная жизнь, красота природы, общественное признание, православный, продуктивная жизнь, мусульманин, представитель православия, высшая ценность.


Ключевые слова

ценности, мусульмане, православные, морально-нравственные установки
Задать вопрос