Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 12.12.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Бирюкова, А. Н. Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС / А. Н. Бирюкова, М. А. Воронкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 459-460. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76481/ (дата обращения: 07.03.2021).



Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС. Одной из наиболее эффективных технологий стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Технологии проектирования помогают в работе педагогов, так как являются эффективным способом развивающего и личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Так, в рамках реализации практико-ориентированного проекта объединяются все субъекты образовательного пространства (педагоги, родители, дети), раскрываются интегративные возможности художественно-эстетической, изобразительной, познавательной, социально-коммуникативной деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Считаем, что в работе необходимо придерживаться основных дидактических принципов.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Работа над проектом осуществляется по плану действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, поэтапно:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Мониторинг проектной деятельности представлен как: анкетирование и беседы с детьми; отслеживание знаний детей; наблюдение за детьми в разных видах деятельности; поддержание познавательного интереса у детей. В результате использования метода проектов дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Инновационные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС дают возможность эффективно воспитывать и развивать дошкольников. Технология проектирования относится к современным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. У педагогов возникает потребность использовать технологию проектирования для решения актуальных и очень значимых проблем, например, в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Нравственно-патриотическое воспитания детей дошкольного возраста становится все более важным в данный исторический период и обсуждается все чаще. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, истории военных лет, особенностях народных традиций, а также часто проявляют равнодушие к близким людям, редко сострадают чужому горю. Значит, перед взрослыми стоит многогранная задача — как можно раньше пробудить в детях любовь к родным людям, родной земле, своей малой родине; формировать чувство гордости за достижения в России, любовь и уважение к Российской Армии; гордость за мужество воинов, героев Великой Отечественной войны. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувство патриотизма и нравственности.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает ряд задач:

  1. Воспитание у ребенка любви и уважения к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу.
  2. Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах.
  3. Получение знаний о государственной символике.
  4. Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям русских людей.
  5. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России.
  6. Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

Воспитатели ДОУ через проектную деятельность знакомят детей с историей, культурой, традициями России, воспитывают патриотические чувства к своей Родине; приобщают к духовным и историческим ценностям своего народа. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, получать знания и социальные навыки. В своей работе над проектом «Этих дней не смолкнет слава» мы достаточно широко использовали пособие Н. Н. Леоновой «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников». В нем втор изложил структуру, этапы работы над проектом, методические рекомендации, формы организации детей, мониторинг эффективности проектной деятельности.

Результаты педагогической работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для развития у дошкольников творческих способностей, социально-коммуникативных навыков, познавательной активности. Инновационные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС дают возможность эффективно воспитывать и развивать дошкольников.

Литература:

  1. Леонова Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: Методическое пособие. — Волгоград: Учитель, 2013.
  2. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
  3. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, ребенок, технология проектирования, условие реализации, вид деятельности, метод проектов, нравственно-патриотическое воспитание, окружающий мир, практическая деятельность, родная земля.


Задать вопрос