Профилактика склонности к академической прокрастинации студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 14.12.2020

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Петрова, С. С. Профилактика склонности к академической прокрастинации студентов / С. С. Петрова, Д. С. Краснянская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76443/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье раскрывается содержание понятий «прокрастинация», «профилактика прокрастинации»; представлены результаты исследования академической прокрастинации студентов педагогического вуза, а также способы профилактики прокрастинации.

Ключевые слова: прокрастинация, академическая прокрастинация, профилактика прокрастинации, студенты педагогического вуза.

Прокрастинация — в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. Явление прокрастинации изучали такие психологи как Дэвид Аллен, Джон Перри, а также Джейн Б. Бурка, написавшая о прокрастинации немало книг. Все они изучали причины развития прокрастинации и борьбы с данным явлением.

В настоящее время существует тенденция к увеличению уровня прокрастинации в студенческой среде, когда участники образовательного процесса прибегают к откладыванию заданий «на потом». Прокрастинация имеет место быть, и, до определённого уровня, является нормативным явлением, однако когда речь идёт о её использовании в качестве основного принципа деятельности, в том числе и учебной, данная характеристика поведения становится неэффективной. Результатом такого поведения могут быть некачественные продукты деятельности либо их полное отсутствие. Отсюда, возникает тенденция к снижению уровня общей образованности студентов.

Развивается прокрастинация, как правило, из-за неуверенности в себе, то есть, из-за страха неудачи. Также существует некоторая тенденция не совершать ту или иную деятельность из принципа «не действовать как все» или «не следовать шаблонам». Но, есть еще одна, более редкая и гораздо менее явная причина развития прокрастинации — перфекционизм, страх получения неидеального результата, чрезмерное уделение внимания деталям без опоры на время, данное на завершение работы способны подкосить желание эту работу, в целом, выполнять. В последующей деятельности такие модели поведения приводят к привычке откладывать дела на потом.

Основываясь на работах авторов, ранее изучавших проблему прокрастинации, данная статья призвана привести способы борьбы с академической прокрастинацией, которые подойдут студентам.

Объектом данного исследования являются прокрастинация.

Предметом данного исследования являются способы профилактики склонности к прокрастинации студентов вторых курсов факультета психолого-педагогического образования.

Целью данного исследования является определение уровня прокрастинации у студентов и разработка способов борьбы с прокрастинацией.

Задачи исследования:

1) Определить уровень академической прокрастинации у студентов

2) Выявить возможные причины прокрастинации у студентов

3) Разработать рекомендации по снижению уровня прокрастинации у студентов.

Для решения поставленной цели в эмпирической части работы использовалась методика диагностики уровня прокрастинации К. Лэя. Испытуемым предлагается тест из 20 вопросов, на которые они должны оценить по 5 шкале, в соответствии с собственным состоянием. Эта методика поможет нам выявить уровень прокрастинации у студентов для того, чтобы предложить им правильные рекомендации по профилактике и устранению данного явления. Выборку составили студенты НТГСПИ г. Нижний Тагил. Общее количество испытуемых — 11. Из них 1 — юноша, 10 — девушек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

После обработки результатов опросника, можно наблюдать следующую картину (рис.1):

Уровень академической прокрастинации студентов

Рис.1. Уровень академической прокрастинации студентов

9 % опрошенных обладают низким уровнем прокрастинации;

36 % опрошенных обладают средним уровнем прокрастинации;

55 % опрошенных обладают высоким уровнем прокрастинации;

Стоит принять во внимание социальный фактор, т. к. прокрастинация является социально порицаемым качеством, люди склонны преуменьшать влияние прокрастинации на свою жизнь.

Такие результаты свидетельствуют о наличии тенденции к прокрастинации у большинства опрошенных студентов.

Возможными причинами такого высокого уровня академической прокрастинации, на момент проведения исследования, можно обозначить:

1) Сложности с самоорганизацией процесса обучения в период дистанционного обучения;

2) Психологическая нестабильность, в связи с напряженной ситуацией в мире;

3) Резкий выход из зоны комфорта и долгое пребывание в стрессовой обстановке;

4) Особенности личности (Страх перед неудачей, страх перед ответственностью, перфекционизм, противостояние «шаблонам»);

5) Резкое повышение объема и сложности работы.

Профилактика прокрастинации — это такие способы самоорганизации и работы над собственным поведением, которые способны избавить человека от привычки откладывать дела «на потом». Профилактика данного явления необходима потому, что прокрастинация является серьезным барьером на пути получения знаний, а также саморазвития. Преодоление данного барьера позволит студенту повысит свою продуктивность, а в следствии приведет к повышению уровня общей образованности студента. Борьба с прокрастинацией также может послужить хорошим средством развития и подкрепления силы воли и ответственности. Профилактика прокрастинации во многом будет зависеть от причин появления самой тенденции прокрастинировать, что делает рекомендации по профилактике несколько размытыми и неточными, но несмотря на это можно выделить несколько общих рекомендаций, которые несомненно подойдут каждому человеку, независимо от причин прокрастинации.

Но как выявить у себя прокрастинацию? Очень просто — само желание отложить дело, которое лучше бы сделать сейчас, даже на короткий срок — это уже прокрастинация, очень важно заметить это желание и подавить его до того, как отложенных дел станет несоизмеримо много.

После определения возможных причин академической прокрастинации, студентам можно предложить следующие общие рекомендации по снижению уровня прокрастинации:

1) Составление расписания по выполнению работ, в которое также будет входить и отдых;

2) Выявить средство, которое наилучшим образом мотивирует к выполнению работы (например, «Я не буду смотреть фильм, пока не выполню это задание»);

3) Не загружать себя работой, обязательно выделять время на отдых;

4) Найти в предстоящей работе личную выгоду (Например, «Мне нужно сделать это задание не потому, что я хочу за него оценку, а потому, что оно научит меня новому»);

5) Нужно находить в заданиях что-то интересное конкретно вам, тогда их выполнение способно принести некоторое удовлетворение.

Данные рекомендации способны помочь студенту практично организовать свое время и повысить уровень мотивации, что приведет к снижению уровня прокрастинации.

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что прокрастинация присутствует в жизни студентов и существенно влияет на их деятельность. Также не нужно забывать о том, что общая ситуация в обществе может иметь сильное влияние на человека, в том числе и способствовать развитию прокрастинации, так на период проведения исследования такой ситуацией является карантинный режим в связи с пандемией. Безусловно, никакая общественная ситуация не может являться оправданием прокрастинации, но ее влияние на развитие этого явления нельзя не брать во внимание. Такая ситуация не может не огорчать, но она позволяет нам сделать выводы о том, что такая проблема как тенденция откладывать дела на потом актуальна и требует подробного изучения и поиска оптимальных способов ее исправления и корректировки.

Литература:

  1. Виндекер С. Сморкалова Т.Л Лебедев С. Ю. Психологические корреляты прокрастинации и сценарий отложенной 2016 г. [Электронный ресурс] // Электронный научный архив УРФУ URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/39804/1/iurp-2016–150–13.pdf (дата обращения 05.11.2020)
  2. Рожина И. Р. Прокрастинация в студенческой среде и методы её преодоления // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по мастер. LXXV-LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 4–7(72). — Новосибирск: СибАК, 2017.-С. 23–28.
  3. Семенова Ф. О. Влияние прокрастинации на развитие исполнительской деятельности в подростковом возрасте // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2012, № 83.
  4. Ткачева С. В. Анализ теоретических подходов к изучению проявлений синдрома прокрастинации в зависимости от мотивации учения у студентов педагогического ВУЗа. — Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет.
  5. Шемякина О. О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n4/66242.shtml (дата обращения 05.11.2020)
  6. Jane B. Burka, Lenora M. Yuen. Procrastination 1983, Paperback, Second Edition
Основные термины (генерируются автоматически): студент, снижение уровня, высокий уровень, дело, педагогический вуз, профилактика, рекомендация, том, уровень, явление.


Ключевые слова

прокрастинация, студенты педагогического вуза, академическая прокрастинация, профилактика прокрастинации
Задать вопрос