Эмоциональное выгорание консультантов экстренной психологической службы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 15.12.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Смагина, Е. Е. Эмоциональное выгорание консультантов экстренной психологической службы / Е. Е. Смагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 437-439. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76388/ (дата обращения: 03.03.2021).



Для профессий, связанных с взаимодействием с людьми, характерно формирование состояния «эмоционального выгорания». Это явление рассматривается как реакция на продолжительные профессиональные стрессы. С этой целью были изучены способы профилактики и предотвращения эмоционального выгорания. По результатам исследования установлено, что степень выраженности эмоционального выгорания зависит от самооценки эффективности своего труда, частоты прохождения супервизий [1] и числа курсов профессионального усовершенствования. В исследовании подтверждается, что посещение супервизий, балинтовских групп [2] , семинаров по разбору сложных случаев на работе и поддержка в семье обеспечивают устойчивость к эмоциональному выгоранию.

Ключевые слова : эмоциональное выгорание, стресс, профессиональный стресс, телефон доверия, оценка эффективности труда, условия труда, супервизия, балинтовская группа.

Актуальность

В настоящее время большую актуальность имеет изучение влияния на человека особенностей его профессии и взаимодействие с людьми. Такая система отношений способствует формированию у профессионалов состояния «эмоционального выгорания». Как правило, это реакция на продолжительные профессиональные стрессы. В сфере оказания медицинской помощи стрессовая нагрузка за последний год значительно возросла.

Основной целью работы является изучение способов профилактики и предотвращения эмоционального выгорания.

Материалы и методы

Объект исследования : консультанты телефона доверия (телефонной экстренной психологической службы). Всего 31 консультант в возрасте от 20 до 80 лет.

Предметом исследования является выраженность эмоционального выгорания у консультантов.

Гипотеза исследования : психологические механизмы, обеспечивающие устойчивость к эмоциональному выгоранию, обусловлены наличием социальной и профессиональной поддержки.

В понятие поддержки входят: посещение супервизий, балинтовских групп, семинаров по разбору сложных случаев по работе, прохождение индивидуальной и групповой психотерапии, курсов по профессиональному усовершенствованию и наличие поддержки в семье.

В работе использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретические: обзор научной литературы по психологии, медицине и другим смежным областям относительно исследуемой проблематики.
  2. Эмпирические: опросник В. В. Бойко для выявления степени «эмоционального выгорания», анкетный опрос, методы математической статистики.

Результаты

В ходе изучения проблемы проведен теоретический анализ состояния проблемы феномена эмоционального выгорания; разработаны специфические факторы проявления эмоционального выгорания у телефонных консультантов; выявлены экспериментальным путем консультанты, у которых эмоциональное выгорание выражено, формируется или отсутствует; произведена оценка достоверности различий групп по степени выраженности эмоционального выгорания, наличию социальной и профессиональной поддержки, специфики образования (психологическое, медицинское), стажу работы, количеству консультаций за дежурство, субъективной оценке своего труда; проведен анализ и интерпретация полученных данных.

Основываясь на полученных данных можно сделать следующие выводы:

1 . На формирование эмоционального выгорания у телефонных консультантов влияют: количество консультаций, оценка консультантами эффективности своего труда, прохождение супервизии и прохождение курсов профессионального усовершенствования:

− увеличение числа консультаций за дежурство способствует формированию эмоционального выгорания;

− чем ниже оценка эффективности своего труда, тем выше степень эмоционального выгорания и наоборот;

− посещение супервизии предотвращает развитие эмоционального выгорания;

− прохождение курсов по профессиональному усовершенствованию предотвращает риск развития эмоционального выгорания.

2 . Степень выраженности эмоционального выгорания зависит от организации условий труда. В исследовании принимали участие телефонные консультанты из трех групп обследованных служб. У консультантов, работающих в 1-й группе степень эмоционального выгорания меньше, чем у консультантов во второй и третьей группах.

В службах отличаются условия труда:

− в первой группе длительность дежурства от 6 до 12 часов, среднее количество консультаций –=11.3; все сотрудники имеют обязательный двухчасовой отдых в течение дежурства; организованы регулярные групповые супервизии;

− во второй группе — дежурства длились 12 до 24 часов, среднее количество консультаций –=17.1; сотрудники не имели обязательного отдыха в течение дежурства, в работе не организованы регулярные групповые супервизии;

− в третье группе — дежурства длились 24 часа, среднее количество консультаций –=33.5; без организованного отдыха и супервизии.

3 . Посещение супервизии, балинтовской группы, семинаров по разбору сложных случаев по работе, прохождение курсов по усовершенствованию в области психотерапии и поддержка в семье снижают риск образования отдельных симптомов и фаз эмоционального выгорания:

− посещение супервизии снижает риск формирования фазы сопротивления и фазы истощения, симптомов неадекватного избирательного реагирования на абонентов и личностной отстраненности;

− посещение балинтовской группы снижает редукцию профессиональных обязанностей;

− посещение семинаров по разбору сложных случаев на работе снижает риск формирования фазы напряжения и тревоги и симптома неудовлетворенности собой;

− прохождение курсов по профессиональному усовершенствованию снижает риск формирования фазы напряжения и тревоги;

− поддержка в семье снижает риск образования фазы напряжения и тревоги.

4 . Не установлено влияния стажа работы и специфики образования (психологическое или медицинское) на формирование эмоционального выгорания.

5 . Не обнаружено влияния прохождения индивидуальной или групповой психотерапии на формирование эмоционального выгорания. Возможно, это объясняется тем, что в среде телефонных консультантов, принявших участие в исследовании, практика прохождения личной психотерапии недостаточно развита.

Таким образом, посещение супервизий, балинтовских групп, семинаров по разбору сложных случаев на работе, прохождение курсов по профессиональному усовершенствованию и поддержка в семье обеспечивают устойчивость к эмоциональному выгоранию.

Практическая значимость работы . Результаты исследования могут быть использованы при разработке и практической реализации психологической подготовки и психологической коррекции телефонных консультантов, направленных на повышение устойчивости к эмоциональному выгоранию и соответственно более высокому профессиональному развитию и самореализации телефонного консультанта как личности.

И характер, и условия оказания психологической помощи по телефону предполагают развитие эмоционального выгорания, однако это может носить преходящий характер.

Литература:

  1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. — с. 86–103.
  2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. — СПб: Питер, 2008.- 336с.
  3. Лешукова Е. Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики.//Вестник РАТЭПП. — № 1.- 1995.-с.36–47.
  4. Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. — М.:Смысл,1999. — 464 с.
  5. Орел В. Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. — Харьков: Гуманитарный центр, 2014. — 296 с.
  6. Хэмбли Г. Телефонная помощь. Одесса: Версия, 1992. — 190 с.
  7. Чутко Л. С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М: МЕДпресс-информ, 2014. — 256 с.

[1]Супервизия – профессиональная консультация, наставничество.

[2]Балинтовская группа – дискуссионные групповые семинары, улучшающие коммуникативные компетенции специалиста, работающего с другими людьми.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, профессиональное усовершенствование, прохождение курсов, группа, консультант, групповая психотерапия, профессиональная поддержка, риск формирования фазы напряжения, специфика образования, течение дежурства.


Ключевые слова

условия труда, стресс, эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, супервизия, телефон доверия, оценка эффективности труда, балинтовская группа
Задать вопрос