Литература и публицистика аболиционизма в работах У. Л. Гаррисона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 июля, печатный экземпляр отправим 20 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 11.12.2020

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Русина, К. О. Литература и публицистика аболиционизма в работах У. Л. Гаррисона / К. О. Русина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 362-365. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76366/ (дата обращения: 02.07.2022).



В статье рассматривается общественная деятельность публициста У. Л. Гаррисона, его вклад в распространение идей аболиционизма в США и в борьбу за отмену рабства.

Ключевые слова: У. Л. Гаррисон, аболиционизм, рабство, публицистика, американский перфекционизм.

После Войны за Независимость и образования США, молодое государство для многих стало олицетворением демократии, гражданских прав и свобод, но сохранявшееся рабовладение, казалось, было способно разрушить данный позитивный образ. Конечно, в это время плантационное рабство сохранялось практически во всех колониальных владениях великих держав, многие по-прежнему воспринимали его как должное. Тем не менее, распространение идей Просвещения не могло не отразиться на отношении к этому институту. В философии просветителей свобода рассматривалась как одна из высших ценностей, а рабство — как «стыд человечества» [5, с. 198]. И даже восхищавшиеся американским строем современники подчеркивали парадоксальность итогов Американской революции — строя новое, свободное общество, «отцы-основатели» США сохраняли в своей стране плантационное рабство.

Именно в рабстве философы-просветители видели причины негативных явлений в сфере политики, экономики, морали. Так, экономические проблемы ряда южных штатов США многие прогрессивно мыслящие люди усматривали как следствие рабовладельческой системы.

Действительно, главной особенностью экономического развития США до 1860-х гг. было сосуществование двух укладов — капитализма и рабства. На ведущей позиции шаг за шагом утверждались рыночно-капиталистические начала экономики. Причем, как отмечает В. В. Согрин, эта модель одержала победу не только в реальной экономике, но, «что — в цивилизационном плане — не менее важно, в ментальности белых американцев из разных социальных слоев, которые отныне в качестве главной жизненной установки имели стремление к извлечению прибыли с помощью частно-капиталистического предпринимательства и рыночной конкуренции» [7, с. 76]. Именно массовая национальная капиталистическая ментальность стала тем фактором, который выделил США в ряду остальных стран западной цивилизации и стал главной причиной их последующих экономических успехов. При этом развитие капиталистической модернизации на Юге осуществлялось медленнее, чем на Севере, между экономиками двух регионов в эпоху промышленной революции накапливались принципиальные качественные различия.

Доминировавшее в течение длительного времени представление о том, что сохранение рабства являлось целью лишь крупных плантаторов-землевладельцев Юга, является не вполне обоснованным. Безусловно, именно этим не столь уж многочисленным слоям населения южных штатов принадлежала важная роль в развязывании событий, которые привели к вооруженному конфликту. К 1860 г. владельцами рабов были 46,2 тыс. белых американцев — жителей рабовладельческих штатов Юга, причем рабовладельцами считались плантаторы, которые владели по крайней мере 20 невольниками. Свыше половины рабов работали на плантациях, которые принадлежав крупным землевладельцам. Владельцами рабов были и мелкие фермеры Юга, конечно, в меньшей степени. Институт рабства в южных штатах поддерживался и представителями беднейших слоев населения южных штатов, поскольку существовали опасения, что освобождение бывших невольников будет сопровождаться их претензиями на землю, владение которой рассматривалось как признак определенного статуса в обществе, которым ее обладатель отличался от бесправного раба.

Вопрос о рабстве не был единственным и даже ключевым в нарастании противоречий между севером и Югом. Для подавляющего же числа северян вопрос о рабстве не имел принципиального характера, скорее являясь производным от гораздо более важных вопросов, возникавших между конфликтующими политическими и экономическими интересами Севера и Юга. Истинной причиной конфликта стала борьба за достижение экономического господства и централизацию власти, отмена рабства была главным образом идеологическим обоснованием войны.

Тем не менее, в США было немало и тех, кто выступал за отмену рабства не из прагматических соображений, а из убежденности в порочности и аморальности самого института рабства.

К числу сторонников полного освобождения рабов относился Уильям Ллойд Гаррисон, талантливый журналист и редактор нескольких газет. Выходец из небогатой англо-ирландской семьи, он прошел суровую школу жизни, закалившую его физически и нравственно настолько, что жизненного запала хватило на тридцать с лишним лет неустанной, целеустремленной борьбы. В 1831 году в первом выпуске своей газеты «Либерейтор» он решительно заявил, что своей главной целью главной целью видит незамедлительную отмену рабства и обеспечение темнокожих равными с белыми гражданскими правами [Liberator. Jan. 1. 1831]. Выступление Гаррисона стало огромным шагом в эволюции антирабовладельческого движения, которое вошло в историю под названием аболиционизма.

Первые выпуски газеты «Либерейтор» вызвали эффект разорвавшейся бомбы. Они содержали дерзкий вызов давно устоявшимся и, казалось бы, непоколебимым представлениям об отношении к чернокожим в Америке. Гаррисон обрушился с резкой критикой на колонизационное общество, называя его сторонников пособниками рабства, открыто называя злом рабовладельческую идеологию плантаторского класса и расистские предрассудки жителей свободных штатов, постоянно призывая к борьбе с «гидрой рабовладения» [1, с. 109]. Цель аболиционизма он видел в развенчании не только южных рабовладельцев, но и расистов из северных штатов. Ответная реакция сторонников рабства как на Юге, так и на Севере последовала незамедлительно — Гаррисон сразу же приобрел огромное число противников и недоброжелателей. Но и число его сторонников неуклонно возрастало. Его идеи встречали отклик у свободного населения как Севера, так и Юга, людей привлекала убежденность Гаррисона в собственной правоте, его блестящие способности аргументировать свою точку зрения, привлекая как идеи Джефферсона, так и Библию [2, с. 108].

Свою главную задачу Гаррисон видел в том, чтобы формировать общественное мнение в духе нетерпимости к любым нарушениям естественных прав человека. Он настаивал на немедленной ликвидации рабства без какой-либо компенсации рабовладельцам. В его газете постоянно публиковались материалы «с мест», в которых содержались факты о тяжелой жизни рабов, о жестокости рабовладельцев, а также подробные отчеты о деятельности антирабовладельческих обществ и их акциях [Liberator. Sept. 18. 1835].

Именно в обращении к общественному мнению, моральном осуждении института рабства он видел важнейшую задачу аболиционистского движения, отрицая при этом любое насилие [Liberator. July 9; Oct. 15. 1831]. «Я пришел к твердому убеждению, — писал У. Л. Гаррисон, — причинять как можно больше неудобств рабовладельцам и их защитникам. Они будут вынуждены выслушивать меня и содрогнутся от моего тона и от количества моих речей. Никто не останется равнодушным, люди либо полюбят, либо возненавидят меня» [Liberator. Aug.3. 1833]. Многие публикации имели чрезвычайно острый, непримиримый характер: «Рабовладелец — наиболее ненавистный объект, его цели чудовищны, он заслуживает только отвращения… Он — жесточайший враг человека и наихудший слуга Господа… человек, подобный волку в своей жестокости, который наносит плетью раны на тела своих жертв и наслаждается их страданиями» [Liberator. Dec. 29. 1832]. Гаррисон называл рабство не «вынужденным злом», а «проклятым преступлением», а рабовладельцев — низкими и презренными людьми, сродни преступникам [4, с. 179].

Из-за подобного тона в 6 рабовладельческих штатах его газета была запрещена. А после восстания рабов под руководством Н. Тернера в 1831 г. он был открыто обвинен в подстрекательстве. За его голову, живого или мертвого, в Джорджии была объявлена награда в 5 тыс. долларов. Но остановить У. Л. Гаррисона были не способны ни угрозы противников, ни просьбы друзей.

В 1833 г. в Филадельфии по инициативе Гаррисона был проведен съезд представителей свободных штатов, которые разделяли его требование немедленного и безоговорочного освобождения всех рабов.

На собрании присутствовало 63 человека из 12 штатов, которые объявили о создании Американского антирабовладельческого общества, а также приняли программу — Декларацию принципов, имевшую четко сформулированные цели [6, с. 134]. Рабство называлось моральным и политическим злом, которое противоречит христианским нормам, природе человека, естественным законам и принципам Декларации независимости о равных и неотчуждаемых правах всех людей на жизнь, свободу, стремлению к счастью. Говорилось о необходимости распространения этих принципов и на черное население, наделив его абсолютно равными с белыми гражданскими правами и свободами. Долгом всех белых людей, живущих по заповедям Христа, Декларации независимости и республиканских идей, провозглашалась борьба за уничтожение любых расовых барьеров и предрассудков. Да и само колонизационное общество осуждалось как расистское.

Важное место в мировоззрении Гаррисона занимала концепция духовного анархизма и перфекционизма, в соответствии с которой Бог дал человеку способность к самосовершенствованию, являющуюся залогом уничтожения всех пороков, в том числе и рабства. Именно поэтому аболиционисты должны направить все свои усилия на очищение и самосовершенствование представителей всех классов, в результате чего рабовладельцы добровольно освободят рабов, а чернокожие американцы смогут в полной мере раскрыть свои способности, доказав на практике, что они достойны равных с белыми гражданских и политических прав.

Концепция перфекционизма обусловила отстраненность Гаррисона от политической борьбы. Более того, он полагал, что возникновение всех государственных и политических институтов произошли в то время, когда человек пребывал в греховном состоянии, и их главная цель заключалась в укрощении его пороков. Но как только самосовершенствование людей достигнет необходимой ступени, необходимость в государстве и политических институтах отпадет сама по себе.

В течение долгого времени Гаррисон был сторонником исключительно мирных средств борьбы с рабством. Фактически всю жизнь Гаррисон посвятил борьбе за отмену рабства, которую он рассматривал как религиозный долг, как подвижничество. Он был четырежды избит толпой, сидел в тюрьме, терпел бедность и лишения, оскорбления и клевету, но ни разу он не изменил своим взглядами своему делу [1, с. 109]. Запугать Гаррисона или разочаровать равнодушием читателей было невозможно. Глубоко религиозный человек он шел к своей цели с фанатизмом пророка. При этом он не допускал применения насилия ни в какой форме. Только слово, убеждение, настойчивый призыв — единственно допустимые средства в борьбе с рабством

Пропагандируемый Гаррисоном моральный аболиционизм провозгласил рабство грехом и позором для страны, что, в конечном итоге, имело даже большее воздействие, чем аболиционизм политический, так как в его основу были положены библейские и пуританские идеи. И если вначале эти идеи не встречали широкого отклика среди массового читателя, то со временем они приобрели поддержку у северян — «не в смысле немедленного уничтожения рабства или признания негров равными себе, а именно в силу морального осуждения особого института Юга, нежелания соучаствовать в этом грехе дальше».

После подавления антирабовладельческого восстания Джона Брауна, даже этот убежденный противник насилия пришел к оправданию вооруженных методов борьбы. Почему, вопрошал он, белые американцы, а также отцы-основатели использовали право на революционное насилие, когда были исчерпаны мирные средства борьбы за американскую независимость, а черные американцы и их сторонники в аналогичной ситуации не могут воспользоваться этим правом? [5, с. 138]

В 1840-е гг. взгляды Гаррисона становятся еще более радикальными. Он обрушивается с критикой на Конституцию США, обвиняя ее в аморальности из-за того, что в ней нет осуждения рабства, он назвал ее «договором со смертью и соглашением с адом» [8, с. 96]; кроме того, он приходит к мысли о неизбежности и даже необходимости расторжения Союза между северными и южными штатами, провозгласив лозунг: «Никакого союза с рабовладельцами».

Несмотря на свой изначальный пацифизм, Гаррисон горячо поддерживал позицию Севера в Гражданской войне, а один из его сыновей сражался в качестве офицера в Массачусетском афроамериканском полку. Он радостно приветствовал Прокламацию об освобождении негров, отмечая в последнем номере «Либерейтора»: «Цель, ради которой стал издаваться “Освободитель” — уничтожение рабства — была великолепно завершена. Мне кажется особенно важным, что его существование охватило исторический период великой борьбы, оставляя то, что еще предстоит сделать, чтобы завершить работу по эмансипации другими способами (которыми я надеюсь воспользоваться) под новым покровительством, с более значительными средствами и с миллионами союзников, вместо сотен» [Liberator. Dec. 29. 1865].

После окончания Гражданской войны Гаррисон отверг предложение стать сенатором, однако, продолжил борьбу за получение женщинами и чернокожими равных гражданских прав.

Именно аболиционистам, и огромная заслуга в этом принадлежала У. Л. Гаррисону, удалось направить общественное мнение северян против рабства, признать его греховную и аморальную сущность. Им удалось разбудить «спящую совесть» Америки. А сам Гаррисон стал символом аболиционизма и борьбы за права людей независимо от расы и пола. Сложно переоценить значение его публицистической деятельности в борьбе против рабства, за свободы и права человека. Сила его убежденности, твердость и непоколебимость его взглядов позволили ему дождаться осуществления главной цели всей его жизни — ликвидации рабства.

Литература:

  1. Алексеева Г. В. Тема аболиционизма в восприятии Л. Н. Толстого // Литературоведческий журнал: К 100-летию ухода Л. Н. Толстого. Москва: ИНИОН РАН, 2010. — Выпуск № 27
  2. Алентьева Т. В. Наследие просвещения: Борьба У. Л. Гаррисона За права человека // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2 (46). С. 106–126.
  3. Аносова, И. А. Вопросы общественной справедливости в наследии Л. Н. Толстого и У. Гаррисона / Ирина Аполлоновна Аносова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2016. — № 3. — С. 86–89.
  4. Беккер К. Соединенные Штаты: так рождалась демократия. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. С. 179
  5. История в Энциклопедии Дидро и д’Аламбера [Статьи, извлеченные из Энциклопедии]. Л., 1978, с. 198
  6. Подусов А. С. Рабство в США в 19 веке: за и против // Альманах современной науки и образования, — 2013. — № 11–133–138
  7. Согрин В. В. Центральные проблемы истории США. М.: изд-во “Весь Мир”, 2013, 349 с. С. 76
  8. Удлер, И. М. Традиционные американские ценности в «повествованиях» и публицистике бывших рабов / И. М. Удлер // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун–та. Сер. Лингвистика. — 2005. — № 11 (51), вып. 2. — С. 94–98.
Основные термины (генерируются автоматически): рабство, отмена рабства, борьба, рабовладелец, США, главная цель, Гражданская война, мирное средство борьбы, общественное мнение, плантационное рабство.


Ключевые слова

рабство, публицистика, аболиционизм, У. Л. Гаррисон, американский перфекционизм

Похожие статьи

Течения аболиционизма. Разные точки зрения на одну проблему

 В статье рассматриваются основные течения в аболиционистском движении в США перед Гражданской войной, анализируются их точки соприкосновения и расхождения, а также вклад в отмену рабства. Ключевые слова: рабство, аболиционизм, США. Гражданская война, У. Л...

Джон Браун как главный идеолог подготовки гражданской войны...

Ключевые слова: Джон Браун, США, рабство, Гражданская война, аболиционизм, восстание Джона Брауна.

Однако борьба за свободу и равенство в США началась задолго до того, как Роза Паркс в знак протеста отказалась уступить место в отведенной для белых части автобуса...

Рабство: пережиток прошлого или проблема современности?

Рабство — это система общественных взаимоотношений, при которой допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека

На основании сделанного анализа, хотелось бы внести предложения по борьбе с таким негативным явлением, как рабство

Апология рабства в трудах Джорджа Фитцхью | Статья в журнале...

Двумя основными защитниками американского рабства выступали Джон Кэлхун и Джордж Фитцхью.

Даже среди рабовладельцев Фитцхью вызывал споры. Именно идеи Фитцхью всячески изобличали Фредерик

Рабство — это система общественных взаимоотношений.

Президент, сохранивший нацию. Авраам Линкольн | Юный ученый

Главной целью партии было не допустить распространения рабства. Как было сказано ранее, в 1860 году Линкольн был выдвинут кандидатом на пост президента.

Так началась гражданская война 1861–1865 гг. Главной целью была борьба за единство и свободу нации.

Рабство и принудительный труд — социальная угроза...

На сегодняшний день, основную работу по борьбе с рабством осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы, к примеру, Международная Организация Труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, а также...

Политическая идеология и политическая практика движения белых...

После Гражданской Войны в Америке (1861–1865 гг.) бывшие рабы стали свободны и получили возможность переселиться на север, однако жители Юга не были с этим согласны, так как боялись массового утекания дешевой рабочей силы.

Некоторые проблемы противодействия торговле людьми как...

Основополагающие принципы борьбы против рабства и работорговли, закреплены в международно-правовых актах, которые не теряют актуальности.

В ряде стран борьба с торговлей людьми осуществляется на основании национального уголовного законодательства.

Конституционно-правовое значение и роль поправок к Конституции...

Согласно ей на территории США запрещены рабство и подневольный труд, за конгрессом закрепляется обязанность реализовывать поправку

Но с другой стороны бывшие плантаторы и рабовладельцы юга были озлоблены тем, что победившие их в гражданской войне северяне...

Похожие статьи

Течения аболиционизма. Разные точки зрения на одну проблему

 В статье рассматриваются основные течения в аболиционистском движении в США перед Гражданской войной, анализируются их точки соприкосновения и расхождения, а также вклад в отмену рабства. Ключевые слова: рабство, аболиционизм, США. Гражданская война, У. Л...

Джон Браун как главный идеолог подготовки гражданской войны...

Ключевые слова: Джон Браун, США, рабство, Гражданская война, аболиционизм, восстание Джона Брауна.

Однако борьба за свободу и равенство в США началась задолго до того, как Роза Паркс в знак протеста отказалась уступить место в отведенной для белых части автобуса...

Рабство: пережиток прошлого или проблема современности?

Рабство — это система общественных взаимоотношений, при которой допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека

На основании сделанного анализа, хотелось бы внести предложения по борьбе с таким негативным явлением, как рабство

Апология рабства в трудах Джорджа Фитцхью | Статья в журнале...

Двумя основными защитниками американского рабства выступали Джон Кэлхун и Джордж Фитцхью.

Даже среди рабовладельцев Фитцхью вызывал споры. Именно идеи Фитцхью всячески изобличали Фредерик

Рабство — это система общественных взаимоотношений.

Президент, сохранивший нацию. Авраам Линкольн | Юный ученый

Главной целью партии было не допустить распространения рабства. Как было сказано ранее, в 1860 году Линкольн был выдвинут кандидатом на пост президента.

Так началась гражданская война 1861–1865 гг. Главной целью была борьба за единство и свободу нации.

Рабство и принудительный труд — социальная угроза...

На сегодняшний день, основную работу по борьбе с рабством осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы, к примеру, Международная Организация Труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, а также...

Политическая идеология и политическая практика движения белых...

После Гражданской Войны в Америке (1861–1865 гг.) бывшие рабы стали свободны и получили возможность переселиться на север, однако жители Юга не были с этим согласны, так как боялись массового утекания дешевой рабочей силы.

Некоторые проблемы противодействия торговле людьми как...

Основополагающие принципы борьбы против рабства и работорговли, закреплены в международно-правовых актах, которые не теряют актуальности.

В ряде стран борьба с торговлей людьми осуществляется на основании национального уголовного законодательства.

Конституционно-правовое значение и роль поправок к Конституции...

Согласно ей на территории США запрещены рабство и подневольный труд, за конгрессом закрепляется обязанность реализовывать поправку

Но с другой стороны бывшие плантаторы и рабовладельцы юга были озлоблены тем, что победившие их в гражданской войне северяне...

Задать вопрос