К вопросу об охране культурного наследия в Курганской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 июля, печатный экземпляр отправим 13 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 09.12.2020

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Глеба, Д. С. К вопросу об охране культурного наследия в Курганской области / Д. С. Глеба. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76309/ (дата обращения: 29.06.2022).



В статье автор пытается определить важность сохранения культурного наследия.

Ключевые слова: культурное наследие, объект культурного наследия, Курганская область.

Объекты культурного наследия являются основой для формирования уважения и гордости страны, внося значительный вклад в развитие общественной жизни. Значительный потенциал исторических памятников накладывает ответственность на государство за их сохранение и передачу грядущим поколениям. Потеря культурных ценностей невосполнима, состояние многих памятников архитектуры России находится в достаточно плачевном состоянии. Восстановительные мероприятия многих объектов ведется постоянно, но из-за процессов разрушения реставрация бывает невозможна.

Российские памятники архитектуры, расположенные во многих регионах, являются неотъемлемой частью мирового культурного наследия, стимулом прогресса и развития общества, способствуют интеллектуальному становлению человека. Значимые объекты культуры являются хранителями исторической памяти, придают особенную атмосферу и колорит местам, где они расположены. Практически все исторические памятники уже известны и описаны исследователями, но благодаря археологическим раскопкам обнаруживаются новые памятники, являющиеся ценнейшим носителем информации и представляющие значительную ценность. Не всегда найденные объекты находятся в хорошем состоянии. Кроме разрушений из-за времени, часто памятники подвержены разграблению «черными копателями» или расположены на частных и дорогих землевладениях, где невозможно отслеживать их сохранность.

Поэтому так важны работы по восстановлению и реставрации памятников истории и культуры, а также защита от посягательства. Для действенной защиты объектов культурного наследия необходимо руководствоваться в первую очередь правовыми нормами. В действующем законодательстве предусмотрены механизмы и способы обеспечения охраны исторических памятников, а также конституционные права граждан на ознакомление с ними и возможность использования. Значимость культурных объектов, составляющих историческое наследие, необходимость их сохранности и использования, формируют правовое регулирование публичных отношений.

В Федеральном законе от 24 мая 2002 года № 73-ФЗ значится: «В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» [1].

Несмотря на важность, ряд аспектов, касающихся государственной правовой защиты культурных объектов, требует дополнительного изучения и проработки. Проработка нюансов этой темы встречается в публикациях многих историков, культурологов и юристов.

Многие сложности, связанные с обеспечением охраны многих исторических памятников, свидетельствуют о том, что государственная охрана объектов культурного наследия далека от совершенства. Во многих статьях, публикуемых в специальных изданиях и средствах массовой информации, говорится о недостаточных мерах, принимаемых госорганами, по сохранению исторических объектов.

К объектам культурного наследия относятся все без исключения недвижимые культурные ценности, созданные предыдущими поколениями, которые появились в результате целенаправленного воздействия человека. Эти объекты должны быть занесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании нормативно-правовых актов, изданных уполномоченными органами государственной власти. Особому режиму охраны подлежат только недвижимые объекты, внесенные в данный реестр.

В соответствии с законодательством к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), находящимся на территории Курганской области, относятся находящиеся на территории Курганской области объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры [2].

На территории Курганской области расположено 1 142 объекта культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что сопоставимо с большинством других регионов России. Культурное наследие Курганской области по определению охраняется государством.

В Курганской области государственной охраной объектов культурного наследия занимаются управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области и государственное казенное учреждение «Научно-производственный центр по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курганской области».

Управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области является органом исполнительной власти Курганской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации [3].

Государственное казенное учреждение «Научно-производственный центр по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курганской области», являющееся подведомственным Правительству Курганской области, тоже осуществляет свою деятельность в данной сфере [4].

Правовое регулирование взаимоотношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курганской области базируется на положениях Конституции Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними, в пределах компетенции субъектов Российской Федерации, законом Курганской области «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Курганской области», законами Курганской области, постановлениями Правительства Курганской области в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
  2. Закон Курганской области от 03.03.2004 № 386 (ред. от 26.09.2019) «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Курганской области»
  3. Распоряжение Губернатора Курганской области от 08.06.2015 № 187-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Курганской области от 21 июля 2009 года № 255-р «Об утверждении Положения об Аппарате Правительства Курганской области»
  4. Постановление Правительства Курганской области от 01.12.2010 № 561 (ред. от 09.08.2011) «О создании государственных казенных учреждений Курганской области»
Основные термины (генерируются автоматически): культурное наследие, Курганская область, Российская Федерация, памятник истории, государственная охрана, культура, государственная власть, государственное казенное учреждение, Единый государственный реестр, Научно-производственный центр.


Похожие статьи

Проблемы охраны и учёта объектов культурного наследия...

Для большинства памятников истории и культуры в Оренбургской области характерны следующие проблемы

К памятникам истории и культуры относят также лесопарковые зоны. Но в большинстве случаев эти территории внесены в реестр памятников природы.

Актуальные проблемы правового регулирования приватизации...

Российская Федерация, охранное обязательство, РФ, памятник истории, культурное наследие, охрана памятников истории, культура

Сведения о зонах охраны и территориях объектов культурного наследия вносятся в Единый государственный реестр объектов...

К вопросу о наличии двойной ответственности в сфере охраны...

Охрана памятников истории и культуры является важной функцией государства ввиду того, что

В сфере охраны памятников истории и культуры законодателем сконструирован

На сегодняшний день в Российской Федерации органы государственной власти её субъектов...

Изучение опыта сохранения и популяризации культурного...

С 2011 года действует государственное бюджетное учреждение культуры Калужской области «Научно-производственный центр по сохранению и использованию объектов культурного наследия», основная цель деятельности которого является выполнение работ, оказание услуг...

Актуальность создания Федеральной государственной...

кадастровый учет, Единый государственный реестр, государственная регистрация, система, недвижимое имущество, Российская Федерация, государственный кадастровый учет, картографическая основа...

Особенности реализации государственной молодёжной политики...

Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение

Государственная молодёжная политика: история и современность: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (21...

Субъективные признаки хищения культурных ценностей

— уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)...

Фестиваль национальных культур как форма сохранения...

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наследия.

Похожие статьи

Проблемы охраны и учёта объектов культурного наследия...

Для большинства памятников истории и культуры в Оренбургской области характерны следующие проблемы

К памятникам истории и культуры относят также лесопарковые зоны. Но в большинстве случаев эти территории внесены в реестр памятников природы.

Актуальные проблемы правового регулирования приватизации...

Российская Федерация, охранное обязательство, РФ, памятник истории, культурное наследие, охрана памятников истории, культура

Сведения о зонах охраны и территориях объектов культурного наследия вносятся в Единый государственный реестр объектов...

К вопросу о наличии двойной ответственности в сфере охраны...

Охрана памятников истории и культуры является важной функцией государства ввиду того, что

В сфере охраны памятников истории и культуры законодателем сконструирован

На сегодняшний день в Российской Федерации органы государственной власти её субъектов...

Изучение опыта сохранения и популяризации культурного...

С 2011 года действует государственное бюджетное учреждение культуры Калужской области «Научно-производственный центр по сохранению и использованию объектов культурного наследия», основная цель деятельности которого является выполнение работ, оказание услуг...

Актуальность создания Федеральной государственной...

кадастровый учет, Единый государственный реестр, государственная регистрация, система, недвижимое имущество, Российская Федерация, государственный кадастровый учет, картографическая основа...

Особенности реализации государственной молодёжной политики...

Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение

Государственная молодёжная политика: история и современность: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (21...

Субъективные признаки хищения культурных ценностей

— уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)...

Фестиваль национальных культур как форма сохранения...

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наследия.

Задать вопрос