Особенности методики обучения слабовидящих подростков технике игры в настольный теннис в условиях внеурочных занятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Лисицын, А. Г. Особенности методики обучения слабовидящих подростков технике игры в настольный теннис в условиях внеурочных занятий / А. Г. Лисицын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 533-536. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76239/ (дата обращения: 25.01.2022).



Представлены результаты оценки динамики сформированности элементов техники игры в настольный теннис слабовидящих подростков в процессе внеурочных занятий. Показано, что методика, основанная на использовании специальных приемов по формированию чувства мяча, позволяет существенно повысить уровень сформированности элементов техники игры в настольный теннис у слабовидящих подростков.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, настольный теннис, слабовидящие подростки, чувство мяча.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения во все времена являлось одной из первоочередных социальных проблем. Особую актуальность в последние годы приобрели вопросы организации двигательной активности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивная физическая культура сегодня рассматривается не только как средство коррекции двигательных нарушений, но и как средство целостного развития личности и социальной интеграции таких детей.

Вопросам теории и методики адаптивного физического воспитания посвящено значительное количество работ, при этом в последние годы они рассматриваются в контексте инклюзивного образования (А. В. Аксенов, С. Д. Антонюк, С. А. Королев, А. С. Стрекалов, Е. Е. Буренина, Г. Е. Сенькина, И. Г. Вечканова, А. В. Запольский и др.), что вполне закономерно ввиду распространения практики инклюзивного физического воспитания. Одним из направлений подобной работы является организация в школе дополнительных занятий физкультурно-спортивной направленности, например, настольным теннисом.

Известно, что настольный теннис, как и другие индивидуально-игровые виды спорта, эмоционален, способствует переключению с негативных мыслей к активному отдыху, оказывает оздоровительный эффект, укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую систему, благоприятно воздействует на мышцы глаз. По общему признанию, благодаря многогранному воздействию на организм занимающихся занятия настольным теннисом являются эффективным средством физического воспитания [1], в том числе и школьников с нарушением зрения.

К настоящему времени различные аспекты проблемы адаптивного физического воспитания детей и подростков с различными нарушениями зрения раскрыты в работах О. В. Анфилатовой, М. В. Бутузовой, Д. В. Савченко, И. В. Кульковой, М. А. Мишина, Н. В. Надюк и др. В исследованиях этих и других авторов подтверждена эффективность влияния различных средств физической культуры на адаптационный потенциал, зрительное восприятие, состояние здоровья школьников с различными формами нарушений зрения [2], [3], [5], указывается на необходимость повышения продуктивности процесса адаптивного физического воспитания, оптимизации двигательной активности и внедрения научно обоснованных двигательных режимов для школьников рассматриваемой нозологической группы за счет использования комплексных и избирательных видов и форм физкультурно-спортивной активности [4]. В этой связи вопросы методики обучения технике игры в настольный теннис слабовидящих подростков в условиях внеурочных занятий, по нашему мнению, требуют дополнительного изучения.

Цель исследования — проверить эффективность методики обучения элементам настольного тенниса слабовидящих подростков в условиях внеурочных занятий.

Исследование было проведено на базе МБОУ «Колодинская средняя школа» Пошехонского района Ярославской области. В нем приняли участие слабовидящие учащиеся 5–9 классов (n=8), занимающиеся в секции настольного тенниса в составе разновозрастной группы.

Для оценки исходного уровня сформированности у подростков элементов техники настольного тенниса использовались контрольные упражнения «прямая подача», «накат слева» и «подрезка справа».

Результаты констатирующего среза приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки сформированности элементов техники игры в настольный теннис (март 2020 г.)

испытуемого

Прямая подача,

кол-во раз

Накат слева,

кол-во раз

Подрезка справа, кол-во раз

1

2

3

2

2

1

2

1

3

2

1

1

4

4

4

4

5

3

4

3

6

4

4

4

7

4

4

4

8

2

5

2

В течение периода с марта по май 2019 года с периодичностью 3 раза в неделю на занятиях секции по настольному теннису подростки обучались технике игры. Особенность методики обучения состояла в более широком использовании метода сопряженного воздействия, при котором освоение техники игры сочеталось с направленным формированием чувства мяча и развитием равновесия, которое играет значимую роль в теннисе — как при передвижениях, так и при выполнении ударов.

С целью формирования чувства мяча нами использовались следующие средства: удержание мяча на ракетке, катание мяча на ракетке по часовой и против часовой стрелки, вверх-вниз, вправо-влево, набивание мяча (жонглирование) на ракетке, а также набивание мяча об стену, набивание мяча в движении.

Для развития равновесия мы применяли следующие упражнения: перемещения со сменой направления, движение с остановкой по сигналу, прыжки с правой на левую ногу с остановкой (балансом на каждой ноге), прыжки на скакалке серией на двух и одной ногах, броски мячей, чеканка меча с помощью ракетки и руки, упражнения на ловлю мяча (всевозможные виды упражнений по ловле мяча — с отскока, по углам, с разной скоростью, с лета и т. д.).

Результаты повторного тестирования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка динамики сформированности элементов техники настольного тенниса у слабовидящих подростков

№ испытуемого

Прямая подача, кол-во раз

Накат слева, кол-во раз

Подрезка справа, кол-во раз

I срез

II срез

I срез

II срез

I срез

II срез

1

2

11

3

13

2

10

2

1

8

2

7

1

8

3

2

9

1

8

1

9

4

6

13

5

13

6

10

5

3

12

4

11

3

9

6

4

8

4

10

4

8

7

6

13

6

10

5

13

8

2

12

5

16

2

12

Из таблицы 2 видно, что за период занятий все подростки, несмотря на нарушения зрения, в несколько раз улучшили свои результаты.

Качественный анализ результатов осуществлялся с помощью оценочной шкалы (таблица 3).

Таблица 3

Шкала оценки сформированности элементов техники настольного тенниса у слабовидящих подростков

Уровень сформированности

Наименование элемента техники игры

Прямая подача, кол-во раз

Накат слева, кол-во раз

Подрезка справа, кол-во раз

Высокий

10 и более

8 и более

10 и более

Средний

6–9

5–7

6–9

Низкий

менее 6

менее 5

менее 6

С учетом приведенной оценочной шкалы динамика результатов суммарной оценки сформированности всех трех элементов техники игры приведена на рисунке.

Динамика распределения результатов оценки сформированности у слабовидящих школьников техники игры в настольный теннис за период занятий

Рис. 1. Динамика распределения результатов оценки сформированности у слабовидящих школьников техники игры в настольный теннис за период занятий

Как видно на рисунке, произошло перераспределение результатов: доля школьников со средним и высоким уровнем сформированности изучаемых элементов техники игры повысилась, в то время как подростков с низким уровнем владения изученными техническими приемами не осталось.

Таким образом, методика внеурочных занятий, основанная на более широком использовании метода сопряженного воздействия, при котором освоение техники игры сочеталось с направленным формированием чувства мяча и развитием равновесия, оказалась эффективной для формирования элементов техники игры в настольный теннис у слабовидящих подростков.

Литература:

  1. Барчукова, Г. В. Влияние индивидуально-игровых видов спорта на здоровье, физическое развитие и психическую устойчивость студентов [Электронный ресурс] / Барчукова Г. В., Е. Е. Жигун, Гадри Назик Субхи Мутар // Актуал. проблемы и перспективы развития индивидуально-игровых видов спорта: материалы Всерос. заоч. науч. конф., 6 февр. — 10 апр. 2018 г. / под ред.: Г. В. Барчуковой, Е. Е. Жигун. — М., 2018. — С. 6–9. URL: HTTP://lib.sportedu.ru/Books/PDF/284791.pdf
  2. Бутузова, М. В. Адаптированная индивидуализированная программа по физической культуре для слабовидящих школьников 5–6 классов / М. В. Бутузова // Физическая культура в школе. — 2017. — № 6. — С. 38–41.
  3. Влияние игровых видов спорта на адаптационный потенциал подростков с врожденным и приобретенным дефектом зрения / Д. В. Савченко [и др.] // Теория и практика физической культуры. — 2017. — № 4. — С. 17–19.
  4. Кулькова, И. В. Характеристика двигательных режимов и выбор эффективных оздоровительных средств адаптивного физического воспитания слабослышащих и слабовидящих младших школьников // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2013. — № 4 (98). — С. 62–70.
  5. URL: HTTP://lesgaft-notes.spb.ru/files/4–98–2013/p62–70.pdf
  6. Мишин, М. А. Развитие зрительного восприятия средствами физического воспитания у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. — 2009. — № 2. — С. 27–30.
Основные термины (генерируются автоматически): настольный теннис, подросток, элемент техники игры, адаптивное физическое воспитание, раз, набивание мяча, прямая подача, элемент техники, направленное формирование чувства мяча, широкое использование метода.


Ключевые слова

чувство мяча, настольный теннис, адаптивное физическое воспитание, слабовидящие подростки
Задать вопрос