Авторы: Егоров Михаил Игоревич, Андронов Илья Сергеевич

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 486 раз

Библиографическое описание:

Егоров М. И., Андронов И. С. Религия и экстремизм в многоконфессиональной стране: перспективы межкультурного диалога в преодолении конфликта // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 65-67.

Проблема экстремизма и терроризма в современном мире ассоциируется в общественном сознании с представлениями о псевдорелигиозных направлениях, как исламский фундаментализм.

Здесь надо сделать оговорку: фундаментализм не является отражением агрессивных настроений той или иной религиозной группы, ее культуры враждебности по отношению к представителям других религиозных групп.

В научной литературе встречаются разные толкования понятия «фундаментализм» (от лат. fundamentum – основание). То интеллектуальное и политическое движение, которому внешние наблюдатели дали не совсем точное определение фундаментализма, разумея под ним возвращение к первоосновам, фундаменту религии, сами мусульмане предпочитают называть салафизмом – от выражения «ас-салаф ас-салих» (праведные предки) или просто «ас-салаф» (предки). В наши дни активизация исламистского экстремизма и терроризма под салафитскими лозунгами происходит в начале 70-х годов прошлого века и продолжается по сей день. [2]

Тема экстремизма и терроризма, которая сейчас находится в центре внимания общества и государства, в первую очередь связывается с теми экстремистскими группами, которые стремятся проводить свою деятельность, прикрываясь религиозными мотивами и убеждениями.

Но надо заметить, что существуют и экстремистские организации, которые не пытаются действовать под личиной религиозных догматов. Поэтому экстремизм и подразделяется на политический, экономический и т.д.

Экстремизм – приверженность отдельных лиц, групп, организаций и т.п. к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. В политике экстремизм проявляется в стремлении подорвать стабильность существующих общественных структур и политических институтов. Это делается с помощью демагогии, призывов к насилию, террористических актов и приемов партизанской войны. Для экстремизма характерна бескомпромиссность, действия по принципу «все или ничего». Идеологической и теоретической основой являются радикальные идеологические концепции, религиозный фундаментализм. Лидеры экстремистов требуют от своих сторонников полного повиновения и беспрекословного выполнения любых приказов. При этом они часто апеллируют не к разуму, но к примитивным инстинктам толпы и чувствам, верованиям и предрассудкам людей. Экстремизм тесно связан с радикализмом, поэтому оба эти термина нередко употребляются как синонимы. Так же как и радикализм, экстремизм подразделяют на левый, правый, религиозный, националистический и т.д. [1]

Исходя из этого определения, можно прийти к заключению, что многие тоталитарные секты тоже в некоторой мере могут считаться экстремистскими, т.к. направлены на агрессивную вербовку новых адептов, отрицание и враждебность по отношению как к другим религиям, так и к существующему общественному порядку.

У экстремистских группировок и тоталитарных сект есть свои общие черты. Во-первых, они ориентированы на молодежь. Проблема экстремизма в России в последние годы приобретает все большую актуальность. Ученые, политики, общественные деятели, журналисты в ходе дискуссий предлагают различные пути и способы противодействия экстремизму. Едва ли не в первую очередь эта проблема касается молодежной среды, где ряд громких преступлений молодых экстремистов вызвали широкий общественный резонанс. В настоящее время не секрет, что молодежная среда является благодатной почвой для потенциальных и реальных экстремистских угроз. Этому способствует социально-возрастные, социально-психологические и социокультурные особенности молодежи. [3]

Во-вторых, организация этих формирований и в первом и во втором случае предполагает иерархизированность, а также наличие лидера (иногда двух – формального и неформального), который обладает определенными социальными и социально-психологическими качествами, позволяющими ему воздействовать на группу.

Несмотря на то, что религия в современном обществе перестает играть важную роль, как это было, например, в средние века, ее воздействие на общественное мнение достаточно велико. В тоже время, существует неграмотность в области понимания истории и теории религии, что позволяет экстремистским группировкам – с одной стороны – использовать религиозные идеи для привлечения новых членов в свои ряды, с другой – манипулировать религиозными чувствами этих людей, давая им неверную интерпретацию положений той либо иной религии. Когда религия используется как инструмент для экстремизма – это один из примеров формирования экстремистских и террористических групп.

Но на сегодняшний день стало очевидным, что религия может использоваться не только как инструмент, но и как мишень для экстремизма. Сегодня Россия, как и большинство стран мира, столкнулась с проблемой миграции и социокультурной адаптации мигрантов. Преобладающая часть мигрантов приезжает в Россию из стран, традиционной религией в которых является ислам, что создает определенные риски.

Важным фактором, актуализирующим осознание рисков, выступает размывание этнокультурных, социальных и профессиональных идентичностей, воспроизводство которых блокируется транснациональным характером капитала. В этих условиях индивид оказывается наедине с собой, он сам должен адекватно реагировать на социальные и природные риски, сам должен выбирать решения и нести за них ответственность. Ф. Фукуяма сравнивает этот сдвиг в принципах организации социальной жизни с переходом от общества общинного типа к обществу современного типа (модернити). Составной частью этого процесса стало выделение индивида из плотной сети обязательств и ролей традиционных институтов. [4]

Модель поведения индивида в обществах постиндустриальных стран значительно изменилась. Сейчас можно говорить и о том, что мигранты из стран третьего мира, которые должны были гармонично интегрироваться в принимающую среду, сами оказали свое влияние на изменения как в социально-экономической, так и в духовной сфере. Доля исповедующих ислам в странах Европы и Северной Америки увеличивается.

Многие авторы связывают актуальные проблемы культурной безопасности с международными культурными проблемами, в частности с проблемами межкультурного диалога. Западные СМИ часто рассматриваются как инструмент для продвижения к успеху западных ценностей и способы установить «диалог», понимаемый как глубоко неравный. Эта ситуация поднимает один из самых важных вопросов нашего времени: как мы готовимся к пониманию других культур? [5]

Скорее всего, здесь и кроется противоречие – столкновение культур и моделей поведения в условиях глобализации, попытке прийти к общим ценностям и модели поведения, навязывание западной, европоцентричной модели. Конфликт, как борьба за свои интересы, сталкивает в противостоянии исламскую цивилизацию с европейской и американской.

В тоже время, в чем заключается перспектива межкультурного (межконфессионального в данном случае) диалога – обе стороны, отдельные их лидеры готовы «сесть за стол переговоров». Идея толерантности и взаимоуважения, активно пропагандируемая во всем мире, преследует цели бесконфликтного существования.

Шейх Абдул Хади Палази, генеральный секретарь Ассоциации мусульман Италии, в статье под характерным названием «Извращенный ислам» писал, что исламизм являет собой идеологию религиозного тоталитаризма, возникшую в конце XX столетия и оскверняющую принципы традиционного ислама… это фактически экстремистская идеология, сторонники коей считают ислам одновременно и религией и государством, а главарей боевиков также и религиозными вождями. [6]

Политизация религии и использование ее в качестве идеологического инструмента воздействия особенно проявляется в странах с социально-экономической нестабильностью.

С развалом Советского Союза в Дагестане начали набирать обороты процессы политизации ислама, стремительного увеличения количества печатной и электронной продукции с фундаменталистскими и откровенно экстремистскими проповедями. В ассиметричной войне, которую ведут исламские джамааты против военно-политических систем современных государств, факторы психологической мобилизации, готовности умереть во имя собственной цели играют ключевую роль. Особенно если учесть, с каким кумулятивным эффектом все эти факторы срабатывают в среде бурно возрождающихся общин верующих. [7]

Выход в разрешении конфликтной ситуации, приводящей к столкновению религий и культурных традиций сложный, но в достаточной степени понятный – стремление к социально-экономической стабильности в странах, предоставление равных возможностей, существование неотвратимости наказания за совершенные преступные деяния.

Для многих давно уже не секрет, что религия сама по себе не является агрессивной или неагрессивной, враждебность в данном случае является характеристикой некоторых последователей, которые используют догматы религии, играя на чувствах верующих, с умыслом достижения своих целей.


Литература:
  1. Журавель В.П. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности (Энциклопедический словарь) / В.П. Журавель, В.Г. Шевченко. – М.: ТОМ, 2007.

  2. Карамян, С.Г. Исламский Фундаментализм: теория и практика / С.Г. Карамян // Власть. – 2007. – №4. – С. 82-83.

  3. Кубякин, Е.О. К вопросу определения сущности экстремистских установок молодежи / Е.О. Кубякин // Власть. – 2010. – №9. – С. 56.

  4. Котов, С.В. Неофашизм как возможность в контексте современной ситуации / С.В. Котов // Власть. – 2011. – №6. – С. 108.

  5. Ширяев, В.П. Культурная безопасность и межкультурные диалоги / В.П. Ширяев // Власть. – 2010. – №11. – С. 95-96.

  6. Дмитриев, И.А. Что такое исламистский терроризм? / И.А. Дмитриев // Власть. – 2011. – №6. – С. 113.

  7. Курбанова, А.М. Фундаменталистская и экстремистская пропаганда в постсоветском Дагестане / А.М. Курбанова // Власть. – 2010. – №11. – С. 95-96.

Основные термины (генерируются автоматически): преодолении бесплодия методом, Проблема экстремизма, бесплодия методом ЭКО, фоне принятия решения, межкультурного диалога, активизация исламистского экстремизма, экстремизма характерна бескомпромиссность, Межличностные конфликты, Тема экстремизма, перспективы межкультурного диалога, реальных экстремистских угроз, проблемами межкультурного диалога, примеров формирования экстремистских, определения сущности экстремистских, Егоров Михаил Игоревич, отражением агрессивных настроений, политике экстремизм, Журавель В.П, Модель поведения индивида, выражения «ас-салаф ас-салих».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос