Автор: Кузнецова Нина Ивановна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова Н. И. Формирование социальной активности студентов специальности «Туризм» в рамках культуротворческой среды // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 164-166.

Одним из главных приоритетов образования в настоящий момент, наряду с новыми стандартами, является его социокультурная модернизация. По мнению А. Асмолова сегодня стоит задача сделать образование институтом социального развития общества. Во-первых, это самая крупная социальная сеть, связанная с семьей, религией, наукой, культурой, бизнесом. Во-вторых, сегодняшняя молодежь уже совсем не та, что была 15-20 лет назад, она имеет свои, другие ценности и приоритеты.

В связи с быстрой информатизацией общества происходит ускорение темпов социализации. Надо принимать во внимание тот факт, что нынешние студенты в своей работе будут использовать технологии, которые еще не родились, решать проблемы, о которых мы, сегодняшние, не имеем представления.

В этой ситуации образование – как институт социализации не может отгородиться от других институтов социализации: экономики, бизнеса. При этом важно, чтобы каждый студент, каждый гражданин, будучи носителем определенной культуры, был открыт всему лучшему в мировой культуре, ощущая себя гражданином мира. Поэтому ради сохранения идеалов и традиций культуры следует формировать аудиторию, способную оценить историко-культурное наследие, сохранить и приумножить его. Это в свою очередь предполагает формирование такого качества, как социальная активность.

Можно выделить достаточно большое количество подходок к данному понятию; суть которых сводится к общей тенденции: активность есть качество личности как субъекта деятельности, социальная активность – сложное интегрированное качество личности, проявляющееся в инициативной, направленной, социально значимой деятельности и готовности действовать в интересах социальной общности.

Одним из компонентов нашей образовательной политики по формированию социальной активности студентов в рамках культуротворческой среды является персонификация, в основе которой заложено детальное изучение персоналий (введение историко-биографического материала; отражение черт личности автора в созданном им произведении, раскрытие отношения говорящего к чему-либо и т.п.). При этом классики науки или исторические личности становятся предметом подражания. Так, в содержании предметов учебного плана образовательного учреждения могут оказаться «задействованными» русские и иностранные ученые, писатели и другие деятели культуры, побывавшие в нашем городе.

Использование персонифицированного подхода позволяет, во-первых, обогатить дисциплины учебного плана конкретным региональным содержанием, и, во-вторых, придать ему личностный смысл, помочь студентам сформировать собственную систему ценностей. Регионализация содержания позволяет при этом учесть психологические особенности восприятия студентами этого материала, их адаптацию (психологическая, социальная и учебная) и активно включиться в репродуктивную, а затем и творческую деятельность.

Не останавливаясь подробно на дискуссионных сторонах содержания понятий «регионализация образования», «принцип региональности», сущность которых достаточно проработана рядом исследователей, в том числе и в Тюменском регионе (В.И. Загвязинский, Г.Ф. Куцев, А.А. Макареня и др.), мы рассматриваем с этих позиций процесс подготовки менеджеров гостиничной индустрии в контексте реализации персонифицированного подхода.

Персонифицированный подход позволяет включать в образовательный процесс педагогические реалии, использовать принцип региональности.

Если мы примем за основу идею педагогических реалий и учтём хорошо известное положение о том, что «личность воспитывает личность», то не трудно будет убедиться, что живший когда-то известный человек тоже может влиять на формирование личности современного студента, стоящего перед теми же проблемами, что и наш герой, нашедший когда-то решение возникших перед ним задач эффективно и быстро.

Под персонификацией понимают олицетворение, наделение предметов, явлений и отвлеченных понятий окружающего мира человеческими свойствами. Понятие, трактуемое как «персонификация учебного текста», уже вошло в педагогику и частные методики.

Мы разделяем положение о том, что субъекты образовательного процесса находятся в определенном культурообразовательном пространстве, характеризующемся наличием определенных центров культуры, интеллектуальным потенциалом и условиями реализации каждого из них.

Персонифицированный подход как средство регионализации образовательного процесса реализуется в содержании и организации деятельности обучаемых в разнообразных формах:

- включение авторских, учебных, популярных текстов и их конкретизация при обсуждении какой-либо задачи;

- введение персонажей в дидактическую игру;

- организация поисковой деятельности студентов и преподавателей (создание именных кабинетов, подготовка дидактического материала, экскурсии по историческим местам, разработка спецкурсов, семинаров и т.п., работа в архивах и библиотеках, выступления с докладами на именных гостиных, семинарах, конференциях, реализации персонифицированного подхода на практике в дальнейшей производственной деятельности.

Таким образом, с помощью персонификации реальным становится процесс погружения в эпоху, в фактический материал, позволяющий ощутить «эффект присутствия» в микросреде.

Коллектив факультета СПО Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И.Менделеева уже более 20 лет работает над формированием культуротворческой среды на базе учебных кабинетов имени Д.И. Менделеева, П.П. Ершова, М.С. Знаменского, А.А. Алябьева и многих других «персон грата», когда-то живших в нашем в городе и оставивших заметный след в его судьбе. В своих дипломных работах студенты пытаются найти взаимосвязь исторического наследия и индустрии гостеприимства.

Реализовать персонифицированный подход в этой работе помогает проектная деятельность. Вовлеченные в такую деятельность студенты представляют самые неожиданные и смелые проекты. Так, вслед за макетом учебного кабинета имени Д.И.Менделеева, появился проект гостиницы-усадьбы «Менделеевская» по типу дома-усадьбы великого ученого в Боблово, где в содержании оформления номеров отражена жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

Актуальность проекта обусловлена с одной стороны потребностью осуществления на практике процесса создания имиджа гостиницы, а с другой – отсутствием опыта его формирования. Среди компонентов имиджа гостиницы «Менделеевская»:

- внедрение единой формы;

- привлечение квалифицированных кадров;

- мотивация персонала: материальная, трудовая, психологическая;

- работа Интернет-сайта;

- благотворительность.

Предполагается, что гостиница будет состоять из 5 номеров, 2 из которых будут стандартные номера, 2 – «семейные» и один – класса «люкс», стилизованный под личный кабинет Дмитрия Ивановича Менделеева.

В интерьере каждой комнаты видны детали, связанные с жизнью и деятельностью Д.И.Менделеева: для ванных комнат предполагается заказать кусочки мыла в виде разных химических приборов, а гели и шампуни налиты в колбочки и пробирки. На постельных принадлежностях, халатах и тапочках будут вышиты логотипы с разными портретами Менделеева. На входной двери номера изображен Дмитрий Иванович с золотой медалью на груди (научная награда, учрежденная Академией наук. На стене каждого номера - большая, сделанная в стиле мозаики, периодическая таблица химических элементов и многое другое. Аналогичная работа проделана в плане оформления как учебных кабинетов, так и рекреаций, носящих имена наших земляков.

Будущие работники гостиничного и туристского сервиса являются активистами в подборе материалов, поиске информации о людях, которые жили в то время и оказывали влияние на становление личности окружающих их людей, а также тех, кто на них оказывал влияние.

Наши студенты – активные участники всех мероприятий событийного плана: городской праздник «День музеев», «Абалакское поле» и многие другие. Сейчас студенты трудятся над созданием электронной версии культуротворческой среды факультета, собирая материал о людях, делавших историю города, образовательных учреждений, нашего факультета, который недавно отпраздновал свое 90-летие.

Листая страницы истории педучилища, являешься свидетелем связи времен: заведующая педагогической практикой в 30-е годы Александра Ивановна Ксенофонтова, награжденная за свою трудовую деятельность орденом Ленина, встречалась, в свое время, с такими великими личностями, как Д.И.Менделеевым, имя которого носит наша академия, П.Грабовским и многими другими. Трудно поверить!

Еще одна яркая личность нашей культуротворческой среды - Галина Трофимовна Бонифатьева, основатель и руководитель музея народного образования Тюменской области, отличник просвещения СССР, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный гражданин города Тобольска. Наши активисты постоянно общаются с ней, организуя встречи со студентами факультета.

Собранный об известных личностях материал оформляется в виде электронной версии, являясь достоянием всех, желающих прикоснуться к великим землякам и живой истории.

Современные технологии позволяют накапливать и сохранять уникальный материал, не требуя много места и особых средств для оформления. При этом формируется новое поколение молодых людей, владеющих этими технологиями, обладающих инновационным сознанием, способных заниматься поиском, устанавливая связь времен.

Это поможет нам в дальнейшем глубже проникнуть в процесс взаимодействия историко-культурного наследия и индустрии гостеприимства.


Литература:

  1. Арканова, В. Н. Педагогические параллели Семьи Менделеевых / В. Н. Арканова // Персонификация в образовательном процессе: содержание и развитие. - Тобольск: ТГСПА, 2009. - С. 28-29

  2. Кузнецова, Н. И. Культурологическая среда в образовательном учреждении: содержание и развитие / Н. И. Кузнецова // Персонификация в образовательном процессе: содержание и развитие. - Тобольск: ТГСПА. 2009. - С. 5-18

  3. Литвинова, А. В. Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одарённых учащихся [Текст]: психолого-педагогическая технология / А. В. Литвинова // Одарённый ребёнок. - 2011. - №1 . - С.32-37

Основные термины (генерируются автоматически): культуротворческой среды, активности студентов, социальной активности студентов, студентов педагогического вуза, активности студентов педагогического, Формирование творческой активности, Формирование исследовательской компетентности, творческой активности студентов, рамках культуротворческой среды, исследовательской компетентности студентов, персонифицированного подхода, реализации персонифицированного подхода, рамках аудиторных занятий, Формирование социальной активности, социальная активность, Персонифицированный подход, изобразительной деятельности, Кузнецова Нина Ивановна, Похожая статья, качество личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос