Автор: Шелбогаева Наталья Семеновна

Рубрика: Журналистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Шелбогаева Н. С. Информационная поддержка парадипломатии // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 198-201.

Автор исследует составляющие информационно-аналитической деятельности в парадипломатии, которые определяются ограниченными полномочиями субъектов в области международной и внешнеэкономической активности. Рассматривает проблему информационно-аналитического обеспечения принятия решений органами государственной власти, отвечающими за внешние связи. Автор также предлагает пути разработки и реализации информационной политики регионов и меры по обеспечению информационной безопасности в парадипломатии. Результат исследования заключается в выработке рекомендаций для функционирования современной системы информационно-аналитического обеспечения и поддержки парадипломатии.

Ключевые слова: Парадипломатия, информационно-аналитическая деятельность, региональная информационная политика, региональная информационная безопасность.

Информационно-аналитическая работа любой структуры должна способствовать формированию и развитию взаимоотношений с другими объектами, внедрению в общемировое информационное пространство и созданию своего положительного и соответствующего действительности образа.

Целью исследования является разработка информационной поддержки и продвижения парадипломатии, а именно определение стратегических направлений развития и информационного сопровождения, государственной пропаганды в СМИ парадипломатии. Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать особенности информационно-аналитического обеспечения принятия решений органами госвласти, курирующими внешние связи;

- выявить, чем обусловливается масштаб и направленность международной информационной политики регионов;

- дать оценку эффективности разработки и реализации политики информационной безопасности;

- изучить основные направления по информационной поддержке и сопровождения в СМИ парадипломатии;

- разработать и сформулировать теоретические выводы, а также предложить практические рекомендации по совершенствованию системы информационной поддержки стратегических интересов в парадипломатии.

Рассматриваемая деятельность в структуре парадипломатии состоит из трёх основных элементов. Во-первых, это информационно-аналитическое обеспечение принятия решений органами государственной власти, которые курируют внешние связи. Оно требует обработки больших объемов информации из разнородных источников как внутри страны, так и за ее пределами. Во-вторых, это широкая информационная поддержка, необходимая для реализации внешнеполитического курса и успешного развития внешних связей, проявляющаяся в различных формах взаимодействия со СМИ и общественностью. Третье направление – разработка и реализация политики информационной безопасности в условиях расширяющегося влияния информационно-коммуникационных технологий на общественные процессы и необходимости комплексной защиты системы принятия решений.

Специфика информационно-аналитической деятельности в парадипломатии определяется ограниченными полномочиями субъектов в области международной и внешнеэкономической активности. Как и другие направления межрегионального сотрудничества, информационно-аналитическая работа осуществляется с учетом координирующей роли органов государственной власти федерального уровня и нормативной базы, включающей международное, национальное и субнациональное право. Ограниченность компетенции региональных субъектов в парадипломатии приводит, в частности, и к ограниченности информации, к которой имеют доступ региональные субъекты.

Информационно-аналитическое обеспечение принятия решений. Первый этап подготовки информационно-аналитических материалов – система информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти – направлена на обеспечение госслужащих информацией, необходимой для выполнения возложенных на них задач, а также для принятия решений. Подготовка полноценных информационных материалов невозможна без взаимодействия между органами государственной власти, курирующими различные аспекты и составляющими исследуемую проблематику. Так, к парадипломатии относится внешнеэкономическая торговля и привлечение инвестиций, курируемые министерством экономики; культурные контакты, контролируемые министерством культуры; гуманитарное сотрудничество, координацию которого осуществляет министерство науки и образования; а также целый ряд других направлений: развитие спорта, туризма и др.

Разработка концепции и стратегических направлений развития парадипломатии осуществляется по традиционной схеме подготовки принятия политических решений. Сначала определяются и анализируются группы общественных, политических и экономических интересов в области внешних связей, выстраиваются приоритеты. Затем интересы формулируются и трансформируются в цели парадипломатии, зафиксированные соответствующими документами и программами. Это позволит заблаговременно скорректировать действия, а также предпринять меры по минимизации негативных последствий неизбежных событий. Система информационно-аналитического обеспечения парадипломатии должна складываться поэтапно, по мере образования нужных организационно-технических условий, а также получения доступа к определенным источникам информации [17, с. 31].

Разработка и реализация информационной политики регионов в парадипломатии. Ввиду усиливающейся взаимозависимости мира, а также диверсификации международных отношений, усиливается роль средств массовой коммуникации. СМК становятся важным инструментом в эволюции архитектоники международных отношений на всех основных направлениях (политическое, экономическое, гуманитарное и пр.), на всех уровнях власти (глобальный, супранациональный/межгосударственный, субнациональный/региональный) и во всех форматах (международные организации, многосторонние и двусторонние отношения). В результате технического прогресса информация стала широкодоступной вне зависимости от географического положения страны или региона. В этих условиях информационная поддержка международной деятельности приобретает особое значение.

К функциям региональных органов государственной власти, координирующих внешние связи, также относится обеспечение информационной поддержки реализации целей и задач в области парадипломатии. Неотъемлемым элементом соответствующей работы должы быть целенаправленные усилия по формированию за рубежом позитивного восприятия региональных интересов. Осуществляя распространение соответствующей информации в своем регионе, стране и за рубежом органы государственной власти в данном случае представляют собой важный источник информации. Следует подчеркнуть, что исходящая информация должна носить «направленный» характер, определяющийся текущими задачами парадипломатии, стоящими перед субъектом. Данная деятельность должна совпадать с курсом государственной внешней политики. При условии ее реализации в более узком спектре вопросов, ограниченных полномочиями субъекта.

Масштабы и направленность международной информационной политики регионов должна обусловливаться их приоритетами в парадипломатии и иметь сфокусированный характер. Вместе с тем, организация подобной деятельности в регионах во многом должна основываться на методиках, разработанных для внешнеполитической пропаганды, формирования благоприятного представления о внутренней и внешней политике государства, о его истории, культуре, социально-экономической жизни [12, C. 127].

Здесь необходимо применить системный подход, который предполагает определение приоритетов и политических целей, разработку и утверждение региональных программ развития, находящихся в русле общенациональной политики, реализацию разработанных мер на высоком профессиональном уровне. Внешняя информационная поддержка парадипломатии предполагает высокий профессионализм, знание основ психологии, журналистики, умение писать для зарубежной аудитории в сочетании с уверенным владением информационно-коммуникационными технологиями. Для подготовки материалов для распространения в СМИ или Интернете необходимо не только понимание сути проблемы на своем региональном уровне и увязка позиции субъекта с курсом внешней политики своего государства, но и знания специфики аудитории, для которой предназначаются сведения (особенности менталитета, местные традиции, общественное настроение, существующие стереотипы по отношению к стране и ее регионам).

Таким образом, основными направлениями работы по информационной поддержке парадипломатии в процветающем регионе должны стать:

- создание положительного образа региона в мире, обеспечение дружественного отношения к субъекту политиков, экспертов и общественности и, как следствие, широкой поддержки его действий на международной арене, достижение узнаваемости региона посредством активного взаимодействия со средствами массовой коммуникации внутри страны и за ее пределами;

- целевое освещение в национальных и региональных СМИ, других информационных источниках официальной позиции субъекта по вопросам парадипломатии, экономического, культурного, гуманитарного и иного существования за рубежом, ключевых событий внутренней политической и социально-экономической жизни;

- сотрудничество в рамках международных организаций по информационной тематике [6, с. 59].

Для выполнения этих задач необходимо освещать в СМИ официальные визиты за рубеж, прием иностранных делегаций, ход реализации международных проектов, распространять официальную информацию по проблематике парадипломатии, целям и задачам государственной политики, позиции региона по отдельным вопросам, затрагивающим его интересы. Также нужно продвигать в региональных, федеральных и иностранных СМИ информационные и аналитические материалы о субъекте. Важно обеспечить грамотное информационное содержание официальных web-ресурсов, ориентированных на поддержку парадипломатии. Приветствуется взаимодействие с экспертным международным сообществом посредством проведения научных форумов и конференций и участия в них, издание справочных и презентационных изданий. Для развития успешной информационной поддержки региона также немаловажно участвовать в разработке нормативной базы в области информации, информатизации и связи, государственных и региональных программ развития, затрагивающих вопросы региональной информационной политики [12, с. 78].

Информационная безопасность. В современных условиях взаимосвязь государственной и общественной областей зависит от информационного обмена, надежной организации информационно-коммуникационной системы. Это относится к обеспечению национальной и международной безопасности, экономическому развитию, образовательному, научному, политическому, культурному и др.

Для оказания определенного влияния на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение политической элиты или населения необходимо оказывать информационно-психологическое воздействие. Оно заключается в целенаправленной подготовке и распространении определенной информации, эффективность которой определяется результатами в общественно-политической и экономической жизни. Суть влияния информации, на наш взгляд, состоит в способности «запускать» и контролировать процессы в различных областях, параметры которых намного шире затрат на информационное воздействие [18, С. 149]. С помощью методов пропаганды и воздействия можно эффективно продвигать и отстаивать собственные позиции, а также противодействовать негативному внешнему воздействию на общественное сознание и политическую элиту. Для субъектов регионального уровня вовлеченность в подобные процессы обусловливается кругом их полномочий, принципами формирования внутригосударственной линии, особенностями связей между уровнями власти и степенью направленности региональной элиты достижения политической автономии.

Региональные субъекты не могут масштабно воздействовать на общественное сознание или на политическую элиту, т.к. это требует больших возможностей и степени влияния на мировую общественность. К тому же круг вопросов, решаемых регионами в сфере международной деятельности, существенно ограничен, поэтому говорить о полноценном участии регионов в организации информационного воздействия нельзя. Федеральный Центр в лице общенациональных СМИ может оказывать значительно большее информационное влияние на регион.

В вопросе региональной информационной безопасности субъекта в международной сфере большое внимание следует уделять: распространению объективной информации об участниках международных связей субнационального уровня, равноправию всех участников процесса информационного обмена, обеспечению безопасности международного информационного обмена, доступности ресурсов, улучшению правовых механизмов, а также деятельности по предупреждению злодеяний в информационно-коммуникационной области.

Таким образом, для реализации современной системы информационно-аналитического обеспечения и поддержки парадипломатии мы рекомендуем синтез трех ключевых направлений в данной области: обеспечения принятия управленческих решений, информационной поддержки международных проектов и формирования позитивного образа региона в мире, обеспечения информационной безопасности.

Эффективность механизма зависит от использования современных технологий, синтеза региональных, государственных и международных информационных пространств, что определяет нужду в кооперации на государственном и международном уровнях. Система информационно-аналитической деятельности в органах власти основывается на государственной стратегии разработки и осуществления соответствующих организационных усилий и определении необходимых направлений, которые в будущем должны привести к положительным экономическим или политическим эффектам. Системный научно-обоснованный подход организации деятельности заключается в конструктивном использовании международного опыта и опирается на внешнее сотрудничество, без организации которого нельзя говорить о доступе к глобальным информационным ресурсам и о настоящей защите от угроз извне.


Литература:

    1. Бакшин В.В. Основы журналистики: Учебное пособие. Флинта; Наука. 2009.

    2. Балуев Д.Г. Информационная революция и современные международные отношения. Нижний Новгород: ННГУ, 2000. 107 с.

    3. Блюмин А.Н., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие. Изд. Дашков и К. 2010.

    4. Вертинская Т. Регионы в международных экономических отношениях. Минск, 2007. 198 с.

    5. Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом. Учебно-методическое пособие под редакцией академика РАН Н.П. Лаверова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004.

    6. Демидов В.В. Информационно-аналитическая работа в международных отношениях: Учебное пособие. Новосибирск: НГАЭиУ, 2004.

    7. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. Научный редактор А.А.Стриженко. Изд-во Алтайск. гос. техн. ун-та им. И.И. Ползунова, 2003.

    8. Зонова Т.В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. 336 с.

    9. Информация и общественное мнение: от репортажа в СМИ к реальным переменам. Альпина Паблеширз. 2010.

    10. Кузнецов А.С. Парадипломатия: трактовки и теоретические модели //Дискурс-Пи. 2006. Вып.6.

    11. Кузнецов А.С.Развитие научных школ парадипломатических исследований в западной политической науке // Научный альманах «Дискурс Пи». Екатеринбург: Институт Философии и Права Ур РАН, 2007. № 7. С.92- 94.

    12. Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. М.: ООО Изд. Яуза. 2001. 320 с.

    13. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика. Методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М. 2004. 

    14. К мобильному обществу: утопия и реальность. Под ред. Я.Н.Засурского. Изд. МГУ. 2009.

    15. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003. 388 с.

    16. Насыров И.Р. Международное сотрудничество регионов. Мировая практика и опыт Татарстана. Казань: Издательский центр Казанского университета, 2007. 330 с.

    17. Панарин И.Н. Информационные войны и Россия// Информация. Дипломатия. Психология/ Кашлев Ю.Б., Лепский В.Е., Галумов Э.А. (ред.). 2002. 616 с.

    18. Пономарев Н.Ф. Информационная политика органа власти: пропаганда, антипропаганда, контропропаганда. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. 185 с.

    19. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов / Я.Н.Засурский, М.И.Алексеева, Л.Д.Болотова и др. Под ред. Я.Н.Засурского. М.: Аспект Пресс, 2003. 259 с.

    20. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2008. 590 с.

    21. Шишкин Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л. PR-кампании: методология и технология: Учеб. пособие. СПб.: Роза мира, 2004. 187 с.

Основные термины (генерируются автоматически): государственной власти, информационной политики регионов, информационной поддержки, информационной безопасности, органами государственной власти, органов государственной власти, принятия решений, международной информационной политики, информационно-аналитического обеспечения, направленность международной информационной, политики информационной безопасности, СМИ парадипломатии, решений органами государственной, Информационная политика СМИ, информационной поддержке, региональной информационной, поддержки парадипломатии, ограниченными полномочиями субъектов, поддержка парадипломатии, принятия решений органами.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос