Из опыта работы спецкурса «Технологии преподавания трудового обучения» для студентов ИПФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 243 раза

Библиографическое описание:

Каримов, Исмаил. Из опыта работы спецкурса «Технологии преподавания трудового обучения» для студентов ИПФ / Исмаил Каримов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 160-161. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3866/ (дата обращения: 25.04.2024).

В данной статье даются методические рекомендации по организации работы преподавания спецкурса «Технологии преподавания трудового обучения» для студентов направления трудового обучения и индустриально-педагогических специальностей.

Как известно, при подготовке будущих педагогов – учителей и воспитателей –большое значение имеет обучать их к использованию различными методами и формами обучения. Поэтому мы разработали специальный курс для студентов направления трудового обучения «Технологии преподавания трудового обучения» и ведем занятия по этому курсу в течение последних 3-х лет. На этот курс выделено 34 часа, из которых 18 часов – лекция, 16 часов – практические занятия. В этом курсе объединены и систематизированы некоторые вопросы по использованию новейших технологиях обучения на уроках труда.

Прежде всего, была разработана рабочая программа, а затем были сделаны методические разработки – курс лекций и дидактические материалы для практических занятий.

С целью оптимального использования педагогических технологий на уроках трудового обучения, т.е. на каких занятиях использование каких педагогических технологий более эффективно – для решения такой проблемы авторы разделили уроки трудового обучения на 4 типа (вводные занятия, подача новых знаний или нового материала, а также формирование трудовых навыков, уроки повторения и закрепления, зачетные уроки) и подобрали подходящие методы. Например, на вводном занятии можно использовать мини-лекции, диспут, интервью и другие методы. При подаче аудитории нового учебного материала преподаватель работает над формированием трудовых навыков, используется «мозговой штурм», семинар, диспут, мозаика, тренинг, эстафета, даются творческие упражнения, морфологическая таблица и т.д. На занятиях повторения и закрепления мы рекомендуем небольшие инсценировки, диспуты, КВН, игра предпринимателей. На зачетных занятиях рекомендуется игра «Что, где, когда?», тестовые задания, соревновательные упражнения и т.д.

Рабочая программа этого курса составлена следующим образом:

Лекционные занятия. Введение. Цели и задачи данного курса. Общее понятие о данном курсе, возникновение и общие понятия о педагогической технологии. Обзор литературы по педагогической технологии. Основные виды и направления, принципы и критерии педагогической технологии.

Проблемы использования педагогических технологий на уроках трудового обучения. Использование педагогических технологий на вводных занятиях, при подаче нового материала и формировании трудовых навыков, на занятиях повторения и закрепления, на зачетных занятиях.

Практические занятия. Знакомство с возникновением и этапами развития понятия педагогической технологии. Изучение использования методов педагогических технологий при организации уроков трудового обучения. Изучение использования методов педагогических технологий в организации вводных занятиях, на занятиях при подаче новых материалов и формировании трудовых навыков, на занятиях повторения и закрепления, на зачетных занятиях.

С целью эффективности данного курса мы провели педагогический эксперимент. Для этого выбрали 2 группы студентов III курса («А», «Б») направлений трудового обучения. Результаты эксперимента по проведению данного курса отражены в следующей таблице:


Группы

Число

студентов


Оценки

Успеваемость, %

Качество

знаний,%

Отл.

Хорошо

Удов.

Неудов.

Опытная

III «А»

20

(100%)

12

(60 %)

6

(30%)

2

(10%)

-

100

90

Контрольная

III «Б»

22

(100%)

6

(27 %)

8

(36,5%)

7

(32 %)

1

(4,5 %)

95

63,6

Из таблицы видно, что опыт преподавания спецкурса «Технологии преподавания трудового обучения» дает положительные результаты. Мы считаем, что данную работу необходимо расширить и ввести этот курс в 4-й блок рабочего плана и считать этот курс одним из специальных дисциплин.

Вышеуказанные сведения приводят к выводу: педагог должен привлекать каждого студента в качестве субъекта, использовать разнообразные формы и методы, использовать при этом проблемные методы обучения, индивидуальную форму обучения, а также использовать информационные и новые педагогические технологии. Такое обучение формирует не только глубокие знания, но и способствует выявлению способностей каждого студента, способствует подготовке будущих педагогов и высококвалифицированных специалистов.

В данном случае мы считаем, что работу нужно вести в двух направлениях:

студенты должны четко знать цели и задачи использования педагогических технологий;

на всех видах занятий – лекциях, практических, семинарских и лабораторных - должны быть использованы новейшие педагогические технологии.

Для достижения цели при использовании на занятиях нетрадиционных методов обучения мы предлагаем взять за основу следующие принципы:

- стремление студента к получению новых знаний;

- наличие у каждого студента собственного мнения;

- организация на занятиях сотрудничества педагога и студента;

- использование полученных знаний на практике, уважительное отношение к мнению других студентов;

- умение обмениваться своими мыслями и опытом с другими;

- умение свободно мыслить и стремиться к расширению своего кругозора.

На основе вышеизложенного мы предлагаем чаще использовать следующие нетрадиционные методы обучения при подготовке студентов к будущей профессии:

  1. Использование метода «мозгового штурма». Этот метод предполагает умение студента глубоко понимать поставленную перед ним проблему, умение выражать свои мысли, защищать их, правильно излагать их, умение слушать чужие мысли и уважительно относиться к ним.

  2. Деление студентов на малые группы (подгруппы). Формирование навыков совместного мышления, выполнение работы, умение защищать интересы своей группы.

  3. Использование методов инсценировок и предпринимательства. Этот метод предполагает самостоятельную творческую работу студентов, а также обогащение знаний студентов новыми ситуациями и возможностями.

  4. Разбор и анализ проблемных ситуаций. Этот метод способствует развитию творческого и логического мышления, а также формированию способностей культурного диспутирования с окружающими.

Вышеизложенные методы способствуют творческому и сознательному мышлению студентов, способствуют раскрытию их способностей и возможностей, помогают при выполнении практических заданий, поэтому считаются особенно эффективными в процессе обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): трудовое обучение, III, занятие, курс, педагогическая технология, занятие повторения, студент, Технология преподавания, мозговой штурм, рабочая программа.


Похожие статьи

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является интерактивная технология «Мозговой штурм», т. к. дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга...

Современные технологии обучения студентов в вузе

Технологии обучения студентов в вузе основаны на методах и средствах традиционного обучения и воспитания, которые соответствуют индивидуальным особенностям каждой личности.

Занятие-головоломка относится к активному методу обучения.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Технология «мозгового штурма» — обучение с помощью формулирования проблемы, имеющей теоретическую и практическую значимость, что вызывает активный интерес студентов.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Применение метода проектов в инклюзивном образовании и создании доступной образовательной среды для учащихся с ОВЗ (на основе авторской программы).

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

Такие приемы, как урок — практическое занятие, урок — презентация, урок — игра, мозговой штурм, баскет-метод, урок-зачет, групповые

Программа I курса сложна и насыщена новыми понятиями и определениями, и подход к обучению уже несколько иной, чем в школе.

Похожие статьи

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является интерактивная технология «Мозговой штурм», т. к. дает возможность смело высказывать свои мысли, развивать идеи друг друга...

Современные технологии обучения студентов в вузе

Технологии обучения студентов в вузе основаны на методах и средствах традиционного обучения и воспитания, которые соответствуют индивидуальным особенностям каждой личности.

Занятие-головоломка относится к активному методу обучения.

Технологии обучения студентов в высшей школе

Технология «мозгового штурма» — обучение с помощью формулирования проблемы, имеющей теоретическую и практическую значимость, что вызывает активный интерес студентов.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Применение метода проектов в инклюзивном образовании и создании доступной образовательной среды для учащихся с ОВЗ (на основе авторской программы).

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

Такие приемы, как урок — практическое занятие, урок — презентация, урок — игра, мозговой штурм, баскет-метод, урок-зачет, групповые

Программа I курса сложна и насыщена новыми понятиями и определениями, и подход к обучению уже несколько иной, чем в школе.

Задать вопрос