Автор: Каримов Исмаил

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Каримов И. Из опыта работы спецкурса «Технологии преподавания трудового обучения» для студентов ИПФ // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 160-161.

В данной статье даются методические рекомендации по организации работы преподавания спецкурса «Технологии преподавания трудового обучения» для студентов направления трудового обучения и индустриально-педагогических специальностей.

Как известно, при подготовке будущих педагогов – учителей и воспитателей –большое значение имеет обучать их к использованию различными методами и формами обучения. Поэтому мы разработали специальный курс для студентов направления трудового обучения «Технологии преподавания трудового обучения» и ведем занятия по этому курсу в течение последних 3-х лет. На этот курс выделено 34 часа, из которых 18 часов – лекция, 16 часов – практические занятия. В этом курсе объединены и систематизированы некоторые вопросы по использованию новейших технологиях обучения на уроках труда.

Прежде всего, была разработана рабочая программа, а затем были сделаны методические разработки – курс лекций и дидактические материалы для практических занятий.

С целью оптимального использования педагогических технологий на уроках трудового обучения, т.е. на каких занятиях использование каких педагогических технологий более эффективно – для решения такой проблемы авторы разделили уроки трудового обучения на 4 типа (вводные занятия, подача новых знаний или нового материала, а также формирование трудовых навыков, уроки повторения и закрепления, зачетные уроки) и подобрали подходящие методы. Например, на вводном занятии можно использовать мини-лекции, диспут, интервью и другие методы. При подаче аудитории нового учебного материала преподаватель работает над формированием трудовых навыков, используется «мозговой штурм», семинар, диспут, мозаика, тренинг, эстафета, даются творческие упражнения, морфологическая таблица и т.д. На занятиях повторения и закрепления мы рекомендуем небольшие инсценировки, диспуты, КВН, игра предпринимателей. На зачетных занятиях рекомендуется игра «Что, где, когда?», тестовые задания, соревновательные упражнения и т.д.

Рабочая программа этого курса составлена следующим образом:

Лекционные занятия. Введение. Цели и задачи данного курса. Общее понятие о данном курсе, возникновение и общие понятия о педагогической технологии. Обзор литературы по педагогической технологии. Основные виды и направления, принципы и критерии педагогической технологии.

Проблемы использования педагогических технологий на уроках трудового обучения. Использование педагогических технологий на вводных занятиях, при подаче нового материала и формировании трудовых навыков, на занятиях повторения и закрепления, на зачетных занятиях.

Практические занятия. Знакомство с возникновением и этапами развития понятия педагогической технологии. Изучение использования методов педагогических технологий при организации уроков трудового обучения. Изучение использования методов педагогических технологий в организации вводных занятиях, на занятиях при подаче новых материалов и формировании трудовых навыков, на занятиях повторения и закрепления, на зачетных занятиях.

С целью эффективности данного курса мы провели педагогический эксперимент. Для этого выбрали 2 группы студентов III курса («А», «Б») направлений трудового обучения. Результаты эксперимента по проведению данного курса отражены в следующей таблице:


Группы

Число

студентов


Оценки

Успеваемость, %

Качество

знаний,%

Отл.

Хорошо

Удов.

Неудов.

Опытная

III «А»

20

(100%)

12

(60 %)

6

(30%)

2

(10%)

-

100

90

Контрольная

III «Б»

22

(100%)

6

(27 %)

8

(36,5%)

7

(32 %)

1

(4,5 %)

95

63,6

Из таблицы видно, что опыт преподавания спецкурса «Технологии преподавания трудового обучения» дает положительные результаты. Мы считаем, что данную работу необходимо расширить и ввести этот курс в 4-й блок рабочего плана и считать этот курс одним из специальных дисциплин.

Вышеуказанные сведения приводят к выводу: педагог должен привлекать каждого студента в качестве субъекта, использовать разнообразные формы и методы, использовать при этом проблемные методы обучения, индивидуальную форму обучения, а также использовать информационные и новые педагогические технологии. Такое обучение формирует не только глубокие знания, но и способствует выявлению способностей каждого студента, способствует подготовке будущих педагогов и высококвалифицированных специалистов.

В данном случае мы считаем, что работу нужно вести в двух направлениях:

студенты должны четко знать цели и задачи использования педагогических технологий;

на всех видах занятий – лекциях, практических, семинарских и лабораторных - должны быть использованы новейшие педагогические технологии.

Для достижения цели при использовании на занятиях нетрадиционных методов обучения мы предлагаем взять за основу следующие принципы:

- стремление студента к получению новых знаний;

- наличие у каждого студента собственного мнения;

- организация на занятиях сотрудничества педагога и студента;

- использование полученных знаний на практике, уважительное отношение к мнению других студентов;

- умение обмениваться своими мыслями и опытом с другими;

- умение свободно мыслить и стремиться к расширению своего кругозора.

На основе вышеизложенного мы предлагаем чаще использовать следующие нетрадиционные методы обучения при подготовке студентов к будущей профессии:

  1. Использование метода «мозгового штурма». Этот метод предполагает умение студента глубоко понимать поставленную перед ним проблему, умение выражать свои мысли, защищать их, правильно излагать их, умение слушать чужие мысли и уважительно относиться к ним.

  2. Деление студентов на малые группы (подгруппы). Формирование навыков совместного мышления, выполнение работы, умение защищать интересы своей группы.

  3. Использование методов инсценировок и предпринимательства. Этот метод предполагает самостоятельную творческую работу студентов, а также обогащение знаний студентов новыми ситуациями и возможностями.

  4. Разбор и анализ проблемных ситуаций. Этот метод способствует развитию творческого и логического мышления, а также формированию способностей культурного диспутирования с окружающими.

Вышеизложенные методы способствуют творческому и сознательному мышлению студентов, способствуют раскрытию их способностей и возможностей, помогают при выполнении практических заданий, поэтому считаются особенно эффективными в процессе обучения.

Основные термины (генерируются автоматически): трудового обучения, самостоятельной работы студентов, педагогических технологий, «Технологии преподавания трудового, преподавания трудового обучения», опыта работы, занятиях повторения, зачетных занятиях, уроках трудового обучения, спецкурса «Технологии преподавания, педагогической технологии, направления трудового обучения, студентов направления трудового, трудовых навыков, работы студентов медицинских, технологии дистанционного обучения, вводных занятиях, студентов медицинских специальностей, использования педагогических технологий, организации самостоятельной работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос