Activity Based Costing как операционно-ориентированная система учёта затрат и исчисления себестоимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (34) ноябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 1281 раз

Библиографическое описание:

Новиков И. В. Activity Based Costing как операционно-ориентированная система учёта затрат и исчисления себестоимости // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.1. — С. 138-142. — URL https://moluch.ru/archive/34/3822/ (дата обращения: 21.07.2018).

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, организации должны совершенствовать не только технологические процессы производства и сбыта продукции, но и внедрять современные инновационные системы учёта затрат и исчисления себестоимости товаров (работ, услуг). В настоящее время существует множество таких систем. Одной из них является система Activity Вased Сosting (АВС).

Система учёта затрат и исчисления себестоимости Activity Вased Сosting (АВС), широко применяемая на Западе, была разработана в конце 80-х годов XX века американскими учёными Ричардом Купером (Richard Cowper) и Робертом Капланом (Robert Kaplan).

В широком смысле, суть системы Activity Вased Сosting («Операционно-ориентированная система учёта затрат и исчисления себестоимости») заключается в том, что предприятие рассматривается как набор рабочих операций, в процессе осуществления которых необходимо затрачивать ресурсы. Кроме того, система АВС изучает зависимость между затратами, понесёнными в ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и различными производственными процессами.

Также, в основе системы АВС заложен принцип подразделения затрат на две большие группы: прямые и косвенные. И, если при использовании традиционных методов учёта затрат и исчисления себестоимости прямые затраты без каких-либо существенных проблем можно напрямую отнести на себестоимость конкретного объекта затрат, то с косвенными затратами могут возникнуть определённые трудности (особенно, если их доля в общем объёме затрат предприятия достаточно велика): товары (работы, услуги) потребляющие меньше всего ресурса, пропорционально которому распределяются косвенные затраты, при расчётах будут казаться более рентабельными, чем те, которые потребляют больше такого ресурса. В данном случае использование системы Activity Вased Сosting для учёта и распределения косвенных затрат позволяет избежать таких ошибок.

Косвенные затраты в системе АВС распределяются не пропорционально какой-либо определённой базе (как в традиционных системах), а с помощью индекса-распределителя (cost-driver).

Сost-driver – это фактор, имеющий причинно-следственную связь с затратами. В качестве данного индекса-распределителя могут выступать человеко-часы, машино-часы, использованное компьютерное время, часы полётов, километры пробега или контракты, площади офисных и производственных помещений и т. п.

Процесс учёта затрат и исчисления себестоимости товаров (работ, услуг) с помощью системы Activity Вased Сosting представлен на рисунке 1.

Рис.1. – Процесс учёта затрат и исчисления себестоимости с помощью системы АВС

Анализируя схему, представленную на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что процесс учёта затрат и исчисления себестоимости проходит в 3 этапа:

  1. Распределение затрат на ресурсы.

На этом этапе определяется структура ресурсов, необходимых для обеспечения производственного процесса (под ресурсом в системе АВС подразумевается носитель определённых функций, т. е. «то, что выполняет операции» и «те, кто выполняют операции» [2]). В качестве ресурсов могут выступать: персонал, помещения, транспорт и т. п.

После того, как определена структура ресурсов, необходимо разработать перечень затрат, необходимых для осуществления деятельности представленных ресурсов и рассчитать индекс-распределитель – фактор, пропорционально которому затраты будут распределены на ресурсы. Например, стоимость ресурса «Персонал» складывается из следующих затрат: заработная плата, отчисления во внебюджетные фонды, арендная плата офисных помещений и т. п. В данном случае заработная плата и отчисления во внебюджетные фонды могут быть напрямую отнесены на стоимость ресурса «Персонал» по каждому сотруднику.

Для того же, чтобы списать арендную плату офисных помещений необходимо определиться с индексом-распределителем: это могут быть кв. метры площади. Затем определяем стоимость одной единицы индекса-распределителя (1 кв. метра) и рассчитываем количество единицы, потребляемых каждым сотрудником.

Задача: ООО «Устинья» внедряет систему Activity Вased Сosting. На первом этапе внедрения необходимо распределить затраты на ресурсы. Представим это распределение на примере бухгалтерии (прямые затраты по бухгалтерии общества представлены в таблице 1).

Таблица 1

Прямые затраты по бухгалтерии ООО «Устинья» за месяц

Затраты бухгалтерии

Сумма, руб.

Заработная плата

150 000,00

Главный бухгалтер

50 000,00

Бухгалтер по заработной плате

25 000,00

Бухгалтер по расчётам

25 000,00

Бухгалтер по материалам

25 000,00

Бухгалтер по прочим операциям

25 000,00

Отчисления во внебюджетные фонды

51 000,00

Главный бухгалтер

17 000,00

Бухгалтер по заработной плате

8 500,00

Бухгалтер по расчётам

8 500,00

Бухгалтер по материалам

8 500,00

Бухгалтер по прочим операциям

8 500,00

Итого затраты

201 000,00

Кроме того, косвенные затраты по бухгалтерии ООО «Устинья» в этом же месяце составили:

  • аренда помещения бухгалтерии – 10 000,00 рублей (20 кв. м × 500 руб./м);

  • телефонная связь бухгалтерии – 300,00 рублей (200 мин. × 1,5 руб./мин.).

Теперь определяем индексы-распределители:

  • аренда помещения бухгалтерии – кв. м;

  • телефонная связь бухгалтерии – минуты.

Распределение косвенных затрат по бухгалтерии представлено в следующих таблицах:

Таблица 2

Распределение аренды помещения бухгалтерии

Ресурс

Аренда помещения бухгалтерии

Индекс-распределитель (кв. м)

Сумма, руб.

Главный бухгалтер

4

2 000,00

Бухгалтер по заработной плате

4

2 000,00

Бухгалтер по расчётам

4

2 000,00

Бухгалтер по материалам

4

2 000,00

Бухгалтер по прочим операциям

4

2 000,00

Итого

20

10 000,00

Таблица 3

Распределение телефонной связи бухгалтерии

Ресурс

Телефонная связь бухгалтерии

Индекс-распределитель (мин.)

Сумма, руб.

Главный бухгалтер

60

90,00

Бухгалтер по заработной плате

20

30,00

Бухгалтер по расчётам

50

75,00

Бухгалтер по материалам

30

45,00

Бухгалтер по прочим операциям

40

60,00

Итого

200

300,00

Таким образом, затраты по бухгалтерии ООО «Устинья» составили:

  • ресурс «Главный бухгалтер» ‒ 69 090,00 руб.;

  • ресурс «Бухгалтер по заработной плате» ‒ 35 530,00 руб.;

  • ресурс «Бухгалтер по расчётам» ‒ 35 575,00 руб.;

  • ресурс «Бухгалтер по материалам» ‒ 35 545,00 руб.;

  • ресурс «Бухгалтер по прочим операциям» ‒ 35 560,00 руб.

  1. Перенос стоимости ресурсов на операции.

Операция ‒ это действие, выполняемое для создания или обслуживания объекта затрат [2].

В системе Activity Вased Сosting выделяют четыре типа операций:

  • штучная работа (unit level) – выпуск единицы продукции;
  • пакетная работа (batch level) – выпуск заказа, комплекта;
  • продуктовая работа (product level) – продукция как таковая;
  • общехозяйственная работа (facility level).

Операции 1 – 3 соотносятся с затратами, которые могут быть прямо отнесены на конкретный товар (работу, услугу). Общехозяйственные же затраты нельзя точно отнести на какой-либо конкретный товар (работу, услугу), поэтому они распределяются согласно разработанным алгоритмам.

Перенос стоимости ресурсов на операции также осуществляется с помощью индексов-распределителей. В качестве данного индекса чаще всего выступает отработанное время (персонала, оборудования). Например, для того, чтобы распределить стоимость ресурса «Сотрудник» на операции, им выполняемые, необходимо подсчитать, сколько отработанных часов данный сотрудник потратил на каждую операцию. Для этого используются различные методы: хронометраж, опрос, фотография рабочего времени и т. п.

На этом этапе может возникнуть такое явление, как «Циклическая зависимость», т. е. ситуация, когда стоимость некоторых операций переносится на ресурс (например, операция «Информационные технологии» может быть перенесена на ресурс «Персонал», поскольку специалисты по обслуживанию и управлению, скорее всего, пользуются компьютером, интернетом и т. п.) или операции переносятся друг на друга (например, та же операция «Информационные технологии» может быть перенесена на операцию «Управление оборудованием», поскольку современные производственные процессы чаще всего выполняются автоматизировано с помощью компьютеров).

Задача: На втором этапе внедрения необходимо перенести стоимость ресурсов на операции. Возьмём за пример ресурс «Главный бухгалтер» ООО «Устинья» (перенос стоимости данного ресурса на операции представлен в таблице 4), а в качестве индекса-распределителя выступит отработанное время.

Таблица 4

Перенос стоимости ресурса «Главный бухгалтер» на операции

Операция

Индекс-распределитель, часы в месяц

Сумма, руб.

Управление персоналом

50

19 627,85

Ведение бухгалтерского учёта

90

35 330,11

Взаимодействие с контрагентами

30

11 776,70

Информационные технологии

6

2 355,34

Итого

176

69 090,00

Операции, указанные в таблице 4, выполняются не только главным бухгалтером, следовательно, полученная сумма является лишь частью стоимости данных операций.

  1. Перенос стоимости операций на объекты затрат.

На данном завершающем этапе происходит перенос стоимости операций на объекты затрат (любой объект, затраты на который требуется определять отдельно). В качестве объекта затрат могут выступать виды выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), отдельные структурные подразделения и центры ответственности предприятия, покупатели и заказчики и т. п.

Перенос стоимости операций на объекты затрат (также как и распределение затрат на ресурсы, перенос ресурсов на операции) осуществляется с помощью индексов-распределителей, которыми являются количественные характеристики самих объектов затрат: количество выпущенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в натуральном выражении по предприятию в целом или же в разрезе его структурных подразделений и центров ответственности, объёмы продаж тем или иным покупателям и заказчикам и т. п.

Например, операция «Управление оборудованием» может быть перенесена на объект затрат «Товар» пропорционально индексу-распределителю «Количество выпущенных товаров».

Задача: На третьем этапе внедрения необходимо перенести стоимость операций на объекты затрат. Возьмём за пример операцию «Управление персоналом» ООО «Устинья». Стоимость данной операции в целом по предприятию составляет 55 000,00 рублей.

В качестве объекта затрат выступит «Покупатель», а индексом-распределителем при этом будет количество заказов от каждого отдельного покупателя.

Перенос стоимости операции «Управление персоналом» на объект затрат «Покупатели» представлен в таблице 5.

Таблица 5

Перенос стоимости операции на объект затрат

Объект затрат

Индекс-распределитель, количество заказов в месяц

Сумма, руб.

ЗАО «Проксима»

55

15 125,00

ЗАО «Суббота»

45

12 375,00

ОАО «Букинист»

35

9 625,00

ООО «24 часа»

35

9 625,00

ООО «Спутник.ру»

30

8 250,00

Итого

200

55 000,00

Таким образом, при учёте затрат и исчислении себестоимости по системе Аctivity Вased Сosting предприятие получает данные о реальной себестоимости выпущенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), что позволяет его руководству принимать обоснованные решения по снижению издержек, ценовой и товарно-ассортиментной политике, оценке стоимости операций и т. п. Кроме того, использование системы АВС позволяет добиться снижения общих затрат предприятия (это, в свою очередь приводит к увеличению прибыли), что немаловажно в современной конкурентной среде.

Также, стоит отметить, что, как и у любой другой системы учёта затрат и исчисления себестоимости, у АВС существуют свои преимущества и недостатки (таблица 6).

Таблица 6

Преимущества и недостатки системы Аctivity Вased Сosting

Преимущества

Недостатки

1. Более точное определение себестоимости товаров (работ, услуг)

1. Методическая сложность

2. Создание учёта по центрам ответственности

2. Наличие многих условностей в расчётах

3. Помогает в создании бюджетирования, управленческого учёта

3. Трудоёмкость создания модели и определения cost-driver

Но, всё-таки, анализируя всё вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что применение системы Аctivity Вased Сosting в современных условиях позволяет организации быть более конкурентоспособной и прибыльной в сравнении с аналогичными предприятиями, не применяющими данную систему.


Литература:

  1. Грибков Е. Методы учёта затрат и расчёта себестоимости / Е. Грибков // Экономика и жизнь (Экономика бизнеса). – 2008. - №50. – С. 4

  2. Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]: Определение себестоимости методом Аctivity Вased Сosting – www.cfin.ru/management/finance/cost/actbased_costing.shtml

  3. Сыч С. А., Шамов В. А., Сарайкин А. В. Методика мультибазисного распределения накладных расходов: новый взгляд на АВС-метод / С. А. Сыч, В. А. Шамов, А. В. Сарайкин // Управленческий учёт. – 2008. - №6. – С. 36-45

  4. Технологии корпоративного управления ‒ iTeam [Электронный ресурс]: Теория Аctivity Вased Сosting – www.iteam.ru/publications/finances/section_50/article_988

  5. Усатова Л. В. Механизм применения АВС-метода в учётно-аналитической системе затрат для эффективного управления себестоимостью выпускаемой продукции / Л. В. Усатова // Управленческий учёт. – 2008. - №10. – С.36-45.

Основные термины (генерируются автоматически): затрата, операция, главный бухгалтер, заработная плата, исчисление себестоимости, Бухгалтер, ресурс, телефонная связь бухгалтерии, таблица, система.


Похожие статьи

Функциональный учет калькулирования себестоимости...

Учет затрат и калькулирование себестоимости, на практике, предполагает экономическое обоснование издержек предприятий, включаемых в

Проблему распределения косвенных затрат, не теряющую актуальность и сегодня, первым изучил американский бухгалтер А. Г...

Особенности учета расчетов с персоналом по оплате труда

Ключевые слова: бухгалтерский учет, оплата труда, средний заработок, удержания из заработной платы.

Таблица 1.

Согласно Постановлению Правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» от 24 декабря 2007 г. N 922...

Методы учета и управления затратами в условиях кризиса

Ключевые слова: управление затратами, управленческий учет, оптимизация расходов и доходов, калькулирование, кризис.

Сюда можно отнести производимый товар, его себестоимость (затраты), персонал, а

Далее информация передается в бухгалтерию, где...

Формы и системы заработной платы, бухгалтерский учет...

В статье рассмотрены формы и системы заработной платы, отражение в бухгалтерском учете.

А вот преимущество маленьких фирм в том, что уже в последний день месяца происходить выплата заработной платы и бухгалтера избегают дополнительной работы по...

Классификация затрат для калькулирования и оценки...

...бухгалтеров, занимающихся управленческим учетом затрат на производство продукции.

По составу затраты подразделяют на одноэлементные (материалы, заработная плата

Основные принципы учета затрат и калькулирования себестоимости электроэнергии на ТЭС.

Пути совершенствования функций управленческого учета на...

форму издержек производства, которые состоят из затрат сырья, материалов, амортизации, заработной платы и других расходов

Рис. 1. Прогнозная система с обратной связью.

Пути совершенствования учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на...

Современные проблемы учета затрат на терминалах по приему...

Ключевые слова: затраты, доходы, расходы, себестоимость, калькуляция, методы учета затрат.

3.2. Отчисления на социальные нужды с заработной платы

Реферат: Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости.

Оценка эффективности внедрения информационных технологий...

Недостатки системы. «1С: Бухгалтерия». единая технологическая платформа

Учет труда и заработной платы. 0,230.

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

Таблица 3. Затраты МП по внедрению вИС бухгалтерской программы.

Оптимизация внутреннего контроля бухгалтерского учёта по...

Таблица 1. Первичная документация учёта персонала организации. №документа.

Из беседы с главным бухгалтером выяснилось, что контроль

Да. 6, 7. Сводные расчеты по заработной плате, расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Функциональный учет калькулирования себестоимости...

Учет затрат и калькулирование себестоимости, на практике, предполагает экономическое обоснование издержек предприятий, включаемых в

Проблему распределения косвенных затрат, не теряющую актуальность и сегодня, первым изучил американский бухгалтер А. Г...

Особенности учета расчетов с персоналом по оплате труда

Ключевые слова: бухгалтерский учет, оплата труда, средний заработок, удержания из заработной платы.

Таблица 1.

Согласно Постановлению Правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» от 24 декабря 2007 г. N 922...

Методы учета и управления затратами в условиях кризиса

Ключевые слова: управление затратами, управленческий учет, оптимизация расходов и доходов, калькулирование, кризис.

Сюда можно отнести производимый товар, его себестоимость (затраты), персонал, а

Далее информация передается в бухгалтерию, где...

Формы и системы заработной платы, бухгалтерский учет...

В статье рассмотрены формы и системы заработной платы, отражение в бухгалтерском учете.

А вот преимущество маленьких фирм в том, что уже в последний день месяца происходить выплата заработной платы и бухгалтера избегают дополнительной работы по...

Классификация затрат для калькулирования и оценки...

...бухгалтеров, занимающихся управленческим учетом затрат на производство продукции.

По составу затраты подразделяют на одноэлементные (материалы, заработная плата

Основные принципы учета затрат и калькулирования себестоимости электроэнергии на ТЭС.

Пути совершенствования функций управленческого учета на...

форму издержек производства, которые состоят из затрат сырья, материалов, амортизации, заработной платы и других расходов

Рис. 1. Прогнозная система с обратной связью.

Пути совершенствования учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на...

Современные проблемы учета затрат на терминалах по приему...

Ключевые слова: затраты, доходы, расходы, себестоимость, калькуляция, методы учета затрат.

3.2. Отчисления на социальные нужды с заработной платы

Реферат: Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости.

Оценка эффективности внедрения информационных технологий...

Недостатки системы. «1С: Бухгалтерия». единая технологическая платформа

Учет труда и заработной платы. 0,230.

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

Таблица 3. Затраты МП по внедрению вИС бухгалтерской программы.

Оптимизация внутреннего контроля бухгалтерского учёта по...

Таблица 1. Первичная документация учёта персонала организации. №документа.

Из беседы с главным бухгалтером выяснилось, что контроль

Да. 6, 7. Сводные расчеты по заработной плате, расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ.

Задать вопрос