Применение названия «административно-правовой порядок ликвидации юридических лиц» для исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Булгакова, С. Ю. Применение названия «административно-правовой порядок ликвидации юридических лиц» для исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ / С. Ю. Булгакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76256/ (дата обращения: 04.03.2021).



Обозначена актуальность порядка исключения недействующих юридических лиц. Рассмотрен вопрос о применении названия «административно-правовой порядок ликвидации юридических лиц» для исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. Предложено внести на законодательном уровне употребление такого названия.

Ключевые слова: единый государственный реестр юридических лиц, недействующее юридическое лицо, ликвидация.

The relevance of the procedure for excluding an invalid legal entity is indicated. The issue of applying the name «administrative and legal procedure for liquidation of a legal entity» to exclude an invalid legal entity from the unified state register of legal entities is considered. It is proposed to introduce the use of this name at the legislative level.

Keywords: unified state register of legal entities, invalid legal entity, liquidation.

В наши дни, создавая организацию для работы, учредитель редко задумывается о том, что же его ждет при ее закрытии. Многие даже не представляют о том, что существует определенная процедура ликвидации предприятия, что у собственников фирмы есть обязательства. А создавая непосредственно юридическое лицо, учредитель, а в некоторых случаях, и руководитель фирмы, берут на себя ответственность за ее будущее.

Проблема с брошенными организациями существует уже с давних времен. Если начать говорить о способах «очищения» Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), то самым верным оказывается прекращение деятельности юридических лиц в административном порядке.

Право на инициирование такой процедуры имеется у налогового органа, который является регистрирующим по отношению к юридическим лицам. Норма, которой предусмотрена вышеуказанная процедура, установлена Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).

Статья 21.1 Закона № 129-ФЗ вводит определение недействующего юридического лица, которое может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном этим же Федеральным законом.

Так, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность, то есть недействующим юридическим лицом.

Достаточно интересным представляется дискуссия по поводу названия изучаемой процедуры. Во многих исследованиях и даже актах толкования норм права можно встретить различные интерпретации названия: от административной ликвидации по решению регистрирующего органа до просто ликвидации или же процедуры прекращения юридических лиц в принудительном порядке.

Например, согласно пункту первому Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.

Фомина Л. считает, что исключение недействующих организаций из ЕГРЮЛ приравнивается к ликвидации, причем как для целей гражданского оборота, так и для целей налогообложения. Более того, по ее мнению, поступать с долгами недействующих компаний, исключенных из ЕГРЮЛ, можно так же, как и с долгами ликвидированных, их можно списать во внереализационные расходы [2].

Согласно исследованию Казакова Е. С., изучаемую процедуру автор называет принудительным прекращением деятельности юридических лиц [1].

Таким образом, при изучении мнения различных ученых и практиков, мы видим недостаточно проработанным само понятие процедуры в законодательстве, которое согласно главному закону о ее применении, Закону № 129-ФЗ, называется лишь исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Представляется, что само название «прекращение деятельности недействующих юридических лиц» является следствием применения процедуры исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.

Поэтому, разбирая весь этап исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, можно прийти к выводу о том, что все же, называть такую процедуру административно-правовым порядком ликвидации правильнее.

При наличии одновременно двух уже упомянутых признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее — Решение о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений о начале процедуры банкротства и должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

По мнению Г. В. Цепова, в процессе ликвидации правоспособность юридического лица ограничивается и основной целью становится аккумулирование и распределение имущества в соответствии с установленной законом процедурой [3].

Поэтому особо интересными являются вопросы о судьбе задолженности юридического лица, его имуществе, об обязательствах перед третьими лицами.

Согласно практике осуществления регистрирующим органом процедуры исключения недействующих юридических лиц, может быть ситуация, когда задолженность организации перед государством списывается. Но ведь у государственного органа отсутствуют сведения о кредиторах компании.

Следует отметить важный момент, что одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. То есть у заинтересованных лиц имеется законная возможность возразить против исключения юридического лица. Однако, возражения должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в определенной форме и не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Изучая практику налогового органа, можно с уверенностью сказать, что задолженность юридических лиц перед бюджетом может быть списана. Приказом ФНС России от 12.05.2015 № ММВ-7–8/190@ утвержден перечень документов, при наличии которых принимается решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании, и порядка списания указанных недоимки и задолженности.

Судьбу же распределения имущества недействующих юридических лица, обязательств перед третьими лицам решает тот, кому это важно и необходимо.

То есть по логике законодателя, организации, которые имеют на балансе имущество и заинтересованы в его существовании, сами обязаны следить за процессом деятельности и действительности своей фирмы, а кредиторы, в свою очередь, которые заинтересованы в получении денежных средств, не лишены заявить возражения против исключения того или иного юридического лица.

Весь процесс исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ построен так, что назвать его «ликвидацией» даже на данный момент, не внося изменение в название на законодательном уровне, не является ошибкой.

В-первых, процесс включает в себя несколько этапов, как и ликвидация. Во-вторых, на каждом этапе любой участник гражданского оборота имеет право возразить против этой процедуры, что равнозначно заявлению кредиторов после объявления ликвидации. Более того, заинтересованные лица имеют право обжаловать исключение из ЕГРЮЛ. В-третьих, задолженность перед государством может идти под списание, таким образом и решается судьба некоторых долгов. В-четвертых, решение о предстоящем исключении юридического лица, как и сообщение о ликвидации, публикуется в средствах массовой информации.

Таким образом, можно сделать вывод, что исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ следует назвать, внеся изменение в соответствующие нормы права, административно-правовым порядком ликвидации юридических лиц. Употребление словосочетания административно-правовой порядок со словом ликвидация — обязательно. Представляется, что связав вместе именно эти понятия, регистрирующему органу, самой организации дается законное право на невыполнение обязательных для ликвидации процедур.

Литература:

  1. Казаков Е. С. Как из ЕГРЮЛ исключается недействующее лицо // Бухгалтер Крыма. 2019. № 6. С. 56–59.
  2. Фомина Л. Порядки исключения. Как списать долг компании, вычеркнутой из ЕГРЮЛ // Финансовая газета. 2020. № 18. С. 8–9.
  3. Цепов Г. В. Ответственность ликвидатора перед кредиторами после исключения юридического лица из ЕГРЮЛ // Юрист. 2018. № 4. С. 55–60.
Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, лицо, недействующее юридическое лицо, предстоящее исключение, регистрирующий орган, исключение, ликвидация, решение, государственная регистрация, Единый государственный реестр.


Ключевые слова

ликвидация, единый государственный реестр юридических лиц, недействующее юридическое лицо
Задать вопрос