Актуальность внедрения образовательных модулей среднего профессионального образования в учебный процесс основной и средней ступени общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Галдина, Е. Б. Актуальность внедрения образовательных модулей среднего профессионального образования в учебный процесс основной и средней ступени общего образования / Е. Б. Галдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76188/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассмотрен один из вопросов управления средним общим образованием в России, а именно — актуальность внедрения образовательных модулей среднего профессионального образования в учебный процесс основной и средней ступени общего образования. Приведены доводы, обозначающие целесообразность предлагаемого проекта и мер по его реализации.

Ключевые слова: профессиональное образование на базе средней школы, основное общее образование, среднее общее образование, управление образованием, роль среднего общего образования, современный рынок труда.

Сущность управления образованием в современной России заключается в предоставлении обучающимся на всех этапах обучения доступных, качественных и полноценных образовательных услуг. Образовательный процесс направлен на удовлетворение потребностей граждан в образовании с последующим применением полученных знаний, умений и профессиональных навыков на практике, то есть в реальной жизни. Роль управленческих решений в системе образования — одна из ключевых, так как решения, принятые в сфере управления образованием, задают стандарты качества и темп развития образовательных организаций, обозначают приоритеты их деятельности. Управление образованием также регулирует нормативно — правовые стороны образовательного процесса и устанавливает контроль за соблюдением и выполнением образовательными организациями своих прямых обязанностей.

Исходя из этих функций системы управления образованием, можно сделать несложный вывод, что именно от управленческих решений, во многом, зависит процент квалифицированных, профессиональных работников, полностью отвечающим современным требованиям рынка труда, именно от управленческих решений, в конечном итоге, зависит процент удовлетворенности граждан образовательными услугами, и, пожалуй, самое главное, на уровне управления образованием, с принятия соответствующих решений, начинается прогрессивное развитие экономики государства.

В марте 2020 года Национальный исследовательский университет Высшей Школы Экономики под эгидой Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, в сотрудничестве с Федеральной службой государственной статистики выпустил статистический сборник «Индикаторы образования 2020» [6] (далее — Сборник), который наглядно иллюстрирует состояние системы образования на данный момент.

Если, проанализировав данные Сборника, обобщить статистику количества выпускников по видам образовательных учреждений, можно наглядно увидеть соотношение результатов деятельности систем общего, среднего профессионального и высшего образования ( Рис.1 ).

Выпуск квалифицированных специалистов (на начало учебного года, тыс. человек)

Рис. 1. Выпуск квалифицированных специалистов (на начало учебного года, тыс. человек)

Из диаграммы выше следует, что, начиная с 1990 года, в системе образования наблюдаются следующие тенденции:

− прогрессирующее сокращение числа выпускников учреждений среднего профессионального образования по профилю подготовки квалифицированных рабочих и служащих (к 2018 году количество сертифицированных специалистов уменьшилось в 2 раза)

− сокращение числа выпускников учреждений среднего профессионального образования по профилю подготовки специалистов среднего звена к 2018 году незначительное

− увеличение числа выпускников учреждений высшего образования к 2018 году более чем в 2 раза.

Со стороны высшего образования, статистические данные, фактически, свидетельствуют о повышении уровня доступности высшего образования, что является прямым исполнением и воплощением в жизнь статьи 5 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ [1]. Но, так же, это может свидетельствовать и о снижении уровня профессионализма выпускников вузов, вследствие снижения требований к качеству знаний проходящих вступительные испытания, сдающих экзаменационные сессии и ГИА студентов.

Со стороны среднего профессионального образования мы видим ситуацию обратно противоположную — в учреждения среднего профессионального образования обучающиеся могут попасть практически беспрепятственно, но спросом у будущих студентов училища, колледжи, техникумы и т. д. пользуются не так активно.

Тем не менее, по статистическим данным Министерства труда [3], рекрутинговых агентств, биржи труда и крупных сайтов по поиску работы, самым большим спросом пользуются квалифицированные специалисты среднего звена, и только затем специалисты с высшим образованием. По данным Центра развития бизнеса «ЦентрКонсалт.рф» [7] самые перспективные направления, вплоть до 2025 года, это:

− Слесари, токари.

− Швеи.

− Машинисты, бурильщики.

− Химики.

− Конструкторы, разработчики.

В то же время, согласно данным Сборника, после 9-го класса школьники все чаще начинают работать. В 2018 году таких насчитали около 5 % от общего числа выпускников, хотя в 2010 году этот показатель равнялся 0 %. 53 % обучающихся продолжили обучение по программам общего среднего образования [4].*

В «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» [5] зарегистрировано огромное количество профессий, квалификаций, теоретическое и практическое содержание которых может быть доступно для освоения обучающимися еще на уровне среднего и основного общего образования. Почему это актуально? Приведем несколько самых значимых аргументов:

− как рассмотрено выше, рынок труда нуждается в квалифицированных работниках уровня среднего профессионального образования, то есть, на профессии, которые будут осваиваться обучающимися на этапе основной общей ступени образования, будет спрос.

− обучающиеся параллельно с основным образовательным процессом, смогут «протестировать» свои профессиональные интересы, возможно, точнее определиться с выбором будущей профессии, приобрести соответствующие навыки и умения для законного ведения трудовой деятельности по освоенной профессии сразу после окончания школы

− получение соответствующего документа по окончании курса, модуля, программы и т. п., дающего обучающемуся право на законное ведение трудовой деятельности, значительно повысит социальный статус выпускника средней школы и предоставит ему дополнительные возможности для дальнейшей профессиональной самореализации

− необходимо учесть, что подобное нововведение, как расширение спектра предоставления образовательных услуг на уровне основного образования, будет соответствовать концепции Федеральной программы Развития образования [2].

Из изложенного выше напрашивается очевидный вывод — реформа, поиск новых решений для широкой реализации программ среднего профессионального образования, популяризация профессий среднего звена в условиях современности, безусловно, необходимы. В современном процессе совершенствования управления образовательными услугами важно рассмотреть систему среднего и основного общего образования, как платформу для внедрения квалификационных программ среднего профессионального образования, а именно, частичной интеграции в образовательный процесс образовательных модулей среднего общего и основного общего образования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 Москва Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы
  3. Приказ Министерства труда от 26.10.2020г. № 744 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования»
  4. Индикаторы образования: 2020: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Д. Р. Бородина, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020.
  5. Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012)
  6. https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/352549981.pdf
  7. https://центрконсалт.рф/blog/raznoe/samye-populyarnye-i-vostrebovannye-rabochie-professii-v-2020-godu/
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, высшее образование, общее образование, основное общее образование, образовательный процесс, управление образованием, законное ведение, образовательный модуль среднего, Российская Федерация, трудовая деятельность.


Ключевые слова

управление образованием, основное общее образование, профессиональное образование на базе средней школы, среднее общее образование, роль среднего общего образования, современный рынок труда
Задать вопрос