Развитие психосоциальной чувствительности одаренных детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 06.12.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Кочемирова, Н. Ф. Развитие психосоциальной чувствительности одаренных детей / Н. Ф. Кочемирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 519-521. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76180/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье автор раскрывает психосоциальную чувствительность одаренных детей, что является потенциалом для дальнейшего развития этой области в психологии.

Ключевые слова: психосоциальная чувствительность, одаренность, дошкольник, одаренные дети.

Ни для кого не секрет, что потенциал государства определяется уровнем развития личности. Особая роль в поддержании интеллектуального и культурного уровня нашей страны отводится одаренным индивидам, на хрупкие плечи которых ложится тяжкий груз развития общества и государства. Со стороны общества и государства требуется обратная реакция по защите и уважению индивидуальных особенностей личности, оказанию всемерной помощи и поддержки в социальной адаптации, развитию психосоциальной чувствительности личности. Заниматься данными вопросами необходимо уже на самых ранних стадиях развития личности, в дошкольном и младшем школьном возрасте, не дожидаясь, пока одаренный ребенок будет сломлен под давлением окружающих, не понимающих и отвергающих все неординарное, отличное от общепринятого большинства.

Для российской педагогики и психологии проблема развития психосоциальной чувствительности одарённых детей выступает на первый план, становясь одной из важнейших задач педагогов дошкольного и школьного образования, родителей, общества и государства.

Термин «одарённость» содержит в своем составе корень «дар», что подразумевает наличие в психике ребенка того, что ему даровано. Признание существования некоего дара означает признание индивидуальных различий, обусловленных неподвластными человеку факторами.

А. И. Савенков приводит достаточно широкий перечень качеств, присущих одаренным детям. Он также подчеркивает, что одного дара, данного человеку природой, мало, одаренность необходимо постоянно подпитывать и развивать [3, с.15].

Многие ученые рассматривают одарённость как интегративную характеристику личности.

Ю. Н. Белехов выделяет следующие типы одарённости: интеллектуальную, академическую, художественную, психомоторную или спортивную, креативную, лидерскую или социальную одаренность [1, с.24].

Возрастное развитие одарённых детей может сопровождаться как опережением развития, так и замедленным развитием в иных сферах, не затрагивающих сферу одаренности конкретного ребенка.

Соответственно, при отнесении ребенка к одаренным необходимо конкретизировать, какой тип развития доминирует в личности одаренного ребенка.

Гармоничный тип развития одаренного ребенка выражается в физической и психической зрелости, которые соответствуют его возрасту.

По большей части, говоря об одаренных детях, подразумевают дисгармоничный тип развития, сопровождаемый разного рода психосоциальными проблемами.

Большинству одаренных детей присуща неравномерность психического развития (диссинхрония), выступающая источником многих психосоциальных проблем формирующейся личности.

Одаренный ребенок требует повышенного внимания. В работе с одаренными детьми необходим постоянный диалог.

Задача раннего выявления одарённости детей является двухступенчатой. Эффективное её решение на второй ступени (отношения «родители — дети») невозможно без первой ступени: доведение важности этой проблемы до будущих родителей — сегодняшних учеников средней школы.

Многие одаренные дети с раннего возраста проявляют склонность подвергать сомнению правила, которые они считают несправедливыми не только по отношению к себе, своим сверстникам, но и ко взрослым людям.

Чем выше моральная чувствительность и асинхронность одаренных детей, тем большую уязвимость они испытывают.

Одаренные дети чаще проявляют тревожно-депрессивное настроение, имеют больше социальных, поведенческих и семейных проблем, в результате чего качество жизни одаренных детей находится на более низком уровне по сравнению со своими обычными сверстниками.

Таким образом, поддержка развития психосоциальной чувствительности одаренных детей имеет решающее значение в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Для развития психосоциальной чувствительности в дошкольном и младшем школьном возрасте крайне важно создание возможностей для развития уникальных навыков, творческих способностей и талантов одаренных детей. Так как одаренные дети любят общаться с более взрослыми по возрасту людьми, делясь своими мыслями, мечтами и общаясь с ними в процессе обучения, они повышают свою самооценку посредством их оценки со стороны значимых взрослых. Интерактивное чтение, наблюдения, научные эксперименты и головоломки, выдвигаемые в соответствии с интересами одаренных детей, являются примером тех внеклассных и внешкольных мероприятий, которые будут служить развитию психоэмоциональной чувствительности одаренных детей. Кроме того, отношения со сверстниками важны для психосоциального благополучия детей. Таким образом, деятельность, способствующая развитию отношений со сверстниками, помогает им принимать и уважать личные различия.

Многие исследователи сходятся во мнении, что родители и учителя одаренных детей раннего возраста играют важную роль в процессе идентификации. Процесс идентификации начинается тогда, когда родители и учителя замечают первые признаки одаренности. Таким образом, родители и воспитатели дошкольных учреждений должны знать о ранних признаках одаренности.

Одаренные дети проявляют отличительные черты уже в первые месяцы и годы жизни. В этом контексте, родители — первые свидетели ранних признаков одаренности детей. Наблюдения родителей за развитием их ребенка являются важными сигналами для идентификации. Экстраординарное развитие в когнитивных аспектах выражается исключительной памятью, любознательностью, дивергентным мышлением, грубой и мелкой моторикой, ранней речью и творчеством. Еще одной отличительной чертой одаренных детей является предпочтение компании старших детей и взрослых, зрелое чувство дружбы и развитые игровые интересы. Они любят играть в сложные игры, такие как шахматы.

Поскольку одаренные дети дифференцируются, в первую очередь, по когнитивным факторам, нередко случается так, что родители и учителя неправильно интерпретируют или совершенно игнорируют их социальные и эмоциональные потребности. Одаренные дети нуждаются в помощи взрослых в гораздо большей степени, чем их обычные сверстники, взрослые должны помочь одаренным детям навыкам социального взаимодействия со своими сверстниками, потому что они являются носителями более сложных интересов по сравнению со своими сверстниками.

В этом контексте родители и учителя должны быть чуткими к психосоциальным потребностям одаренных детей.

Психологическое благополучие одаренных детей взаимосвязано с личностными взаимодействиями. Родители играют решающую роль в формировании реалистичной самооценки, которая необходима для того, чтобы использовать одаренными детьми собственные выдающиеся таланты.

Одаренные дети, родители которых дают им определенную свободу, дисциплинируют их, руководят по возможности развитием их способностей, достигают в будущем максимального раскрытия собственного заложенного природой потенциала. И наоборот, нереалистичные ожидания родителей могут спровоцировать формирование низкой самооценки и дисфункционального перфекционизма. Родители и учителя должны иметь в виду, что одаренные дети также имеют детские желания, свойственные их хронологическому возрасту, такие как потребность в игре. Предоставление возможности одаренным детям играть со своими сверстниками будет полезно для развития их психосоциальной чувствительности.

Сегодня существуют специальные программы для развития психосоциальной чувствительности одаренных детей, основными задачами которых является включение одаренных детей в социально значимую деятельность, повышение процессов адаптации, обучение умению общаться [2, 6].

Ни для кого не является секретом, что сверстники нередко отвергают одаренных детей, что становится причиной негативного восприятия одаренными детьми самих себя. Необходимо создавать межшкольные группы на базе учреждений внешкольного образования, в которых одаренные дети будут общаться с такими же как они сами, что облегчит их принятие самих себя. Также необходимо проводить беседы с родителями, начиная с самого младшего дошкольного возраста, в которых необходимо доводить до родителей информацию о методах выявления одаренности у своих детей и дальнейшей поддержки своих одаренных детей для развития как заложенных природой в их детей качеств, так и для развития психосоциальной чувствительности их детей.

Дошкольный период характеризуется интенсивным ростом физических, когнитивных, языковых и психосоциальных способностей.

Первым важным моментом в дошкольном возрасте является выявление одаренных детей, направленности их одаренности, потому что соответствующий подход к развитию психосоциальной чувствительности начинается с выявления одаренных детей. Несмотря на то, что раннее выявление является одним из основных принципов специального образования, оно требует всесторонней оценки. Хотя в дошкольном возрасте появляются ранние признаки одаренности, выявить одаренность зачастую непросто. Родители и учителя должны знать об отличительных особенностях одаренных детей и об их асинхронном развитии.

Принятие и уважение одаренности и асинхронности развития детей со стороны родителей и педагогов имеет решающее значение для развития психосоциальной чувствительности одаренных детей. Оптимальное сочетание независимости, дисциплины, внешнего руководства, соответствующих условий обучения, командной работы будет способствовать развитию психосоциальной чувствительности одаренных детей.

Литература:

  1. Белехов, Ю. Н. После трех не поздно. — М.: Изд-во «АСТ», 2014. — 286 с.
  2. Мищенко Е. Ю. Основные проблемы психологической социализации одаренных детей // Евразийский научный журнал. 2017. — № 11. — С. 6–7.
  3. Савенков, А. И. Психология детской одаренности. — М.: Изд-во «Юрайт», 2019. — 334 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, одаренный ребенок, развитие, чувствительность, младший школьный возраст, сверстник, дошкольный возраст, ранний возраст, ранний признак одаренности.


Ключевые слова

одарённые дети, дошкольник, одаренность, психосоциальная чувствительность
Задать вопрос