Работа с картой в процессе формирования экономико-географических компетенций у студентов средних профессиональных образовательных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Сторожева, И. В. Работа с картой в процессе формирования экономико-географических компетенций у студентов средних профессиональных образовательных учреждений / И. В. Сторожева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76178/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассматриваются способы формирования пространственных представлений при использовании географических карт в курсе социально-экономической географии, и также при формировании экономико-географических компетенций у студентов среднего профессионального образования.

Ключевые слова: образование, экономико-географические компетенции, пространственное мышление, географическая карта.

Недостаточность экономических и географических знаний у обучающейся молодежи актуализирует задачу развития у студентов средних профессиональных образовательных учреждений (далее СПОУ) экономико-географических знаний, умений, компетенций и их применение в реальной жизни.

Курс «Географии» для средних профессиональных учреждений дает полное представление о процессах, происходящих в современном мире. Он имеет констатирующе-анализирующий характер и значительно расширяет рамки школьного курса. Это связано как с новым содержанием обучения (расширение общего образования и углубление профессиональной подготовки), так и с новыми, неизвестными до сих пор бывшему школьнику формами: обучения (лекции, семинары, практические занятия и т. д.). Студент получает не только знания, предусмотренные программой и учебными пособиями, но он также должен познакомиться со способами приобретения знаний и развить собственные способности. Ко всему этому приходят через самостоятельную работу. [3]

Основными способами формирования экономико-географических компетенций являются простые способы на основе чтения географических карт и сложные способы формирования пространственных представлений, используемые в процессе активного использования воспринимаемой информации, и в процессе практической деятельности (характеристика причинно — следственных связей).

Под пространственным мышлением в соответствии с нашим пониманием его особенностей, подразумевается свободное оперирование пространственными образами, созданными на различной наглядной основе, их преобразование с учѐтом требований задачи [1].

Основываясь на исследовании Кузнецова А. П., можно резюмировать, что работа с географическими картами разного масштаба и проекции характеризуется:

1) Созданием образа политического устройства мира, природно-ресурсного потенциала и др.;

2) Преобразованием имеющихся образов (изменение объекта во времени и пространстве и пр.);

3) Уровнем сложности выполнения работы (неоднократные преобразования, целая система образов).

Процесс развития экономико-географических компетенций студентов СПОУ по мере перехода на следующую ступень обучения можно рассмотреть на примере формирования и развития умений работать с картой [3].

Таблица 1

Уровни умений работы студента с географической картой

Приёмы работы с картой

начальный уровень

средний уровень

продвинутый уровень

Характеристика экономико-географического положения (ЭГП) страны или региона.

Студенты не пользуются какой-либо схемой или планом описания географического положения. Нет необходимости в связных описаниях, поэтому учащиеся ограничиваются выполнением задания на определение положения одних объектов относительно других.

Осуществляется самостоятельное описание ЭГП по плану, добавляются новые объекты.

Более развернутые и самостоятельные описания по карте, широкое использование знаний об особенностях географического положения для объяснения условий развития хозяйства, социального развития, уровня жизни и т. д., то есть, переноса приема на новый материал.

Для анализа формирования экономико–географических компетенций картографическим методом со студентами были проведены испытания на выявление следующих умений и навыков:

– способность определять географические объекты на глобальных и региональных картах;

– устанавливать взаимосвязи между экономико-географическим описанием объекта, его названием и положением на карте.

– выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах;

– прогнозировать последствия природных и социально-экономических процессов;

– применять экономико-географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, географического анализа и интерпретации разнообразной информации.

Задания рассчитаны на уровень подготовки студента основного общего образования.

От студентов требовалось определить страну по буквенному обозначению на карте мира, проанализировать тематическую карту и спрогнозировать последствия социально-экономических процессов, опираясь на статистические данные, диаграммы и прочее.

Для анализа формирования экономико-географических компетенций картографическим методом была принята следующая шкала:

– высокий уровень — студент легко ориентируется на карте, оперирует социально-экономической и географической информацией;

– средний уровень — студент неплохо ориентируется на карте, имеет запас географической номенклатуры, но допускает ошибки в анализе экономико-географической информации;

– низкий уровень — студент с трудом находит объект на карте, плохо анализирует экономико-географическую информацию.

Анализ формирования экономико-географических компетенций студентов СПО в начале и конце курса «География»

Рис. 1. Анализ формирования экономико-географических компетенций студентов СПО в начале и конце курса «География»

Из диаграммы видно, что к концу курса увеличилось количество студентов с высоким и средним уровнем экономико-географических компетенций.

На основе умений определяются уровни сформированности пространственного представления у студентов:

  1. Аккумулятивный. Накопление и узнавание географических объектов и их особенностей. Могут дать название, найти среди остальных объектов.
  2. Репродуктивный. Студент может воспроизвести словесно или по рисунку известные ему географические объекты. Значительно расширяется запас номенклатуры, накапливаются разные виды экономико-географических отношений.
  3. Конструктивный. Студенты активно используют географическую карту как опору в констатирующе-анализирующей мыслительной деятельности. Умеют давать словесное описание географических объектов, опираясь на отдельные элементы социально-экономической и географической информации. На основе сформированных представлений они создают новые, оперируют ими, пользуясь статистическими данными, схемами, диаграммами.
  4. Интеллектуальный. Мысленное оперирование географической картой. Студент легко дифференцирует географическое и социально-экономическое положение объектов.

Таким образом, работа с географической картой, позволяет освоить большой объем знаний, повысить качество обучения в СПОУ, а также помогает развивать творческие и интеллектуальные способности студента.

Использование картографического способа изучения дисциплины побуждает у студентов потребность в знаниях, любознательность, стремление познавать новое. Учащийся получает удовлетворение от роста своих знаний при освоении нового материала; положительная мотивация учения, в свою очередь, создает устойчивые познавательные интересы.

У студентов СПОУ формируется система знаний и представлений об экономических и социальных особенностях современного мира, представление о современном политическом устройстве, особенностях природно-ресурсного потенциала, населения и различных сфер хозяйственной деятельности мира в целом, глобальных проблем человечества.

Литература:

  1. Кузнецов А. П. Пространственное мышление — основа развития пространственных представлений у студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества». — 2011. — № 23. — С. 157–161.

2. Новопашина М. А. Методическое пособие для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по географии // [Электронный ресурс]// URL: https://multiurok.ru/files/mietodichieskoie-posobiie-dlia-studientov-po-vyp-3.html (дата обращения 26.11.2020)

3. Рыбкина Н. В. Формирование общих компетенций обучающихся средствами самостоятельной работы на уроках географии // [Электронный ресурс]// URL: https: //«Формирование общих компетенций обучающихся средствами самостоятельной работы на уроках географии» — география, прочее (kopilkaurokov.ru) (дата обращения 04.12.20)

4. Солонец Ирина Владимировна Особенности организации обучения дисциплине «География» с учетом требований ФГОС СПО // Символ науки. 2016. № 8–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-obucheniya-distsipline-geografiya-s-uchetom-trebovaniy-fgos-spo (дата обращения: 26.11.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): географическая карта, студент, анализ формирования, географическая информация, географическое положение, картографический метод, природно-ресурсный потенциал, пространственное мышление, современный мир, экономико-географическая информация.


Ключевые слова

образование, пространственное мышление, экономико-географические компетенции, географическая карта
Задать вопрос