Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 июля, печатный экземпляр отправим 13 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Князькова, С. А. Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы / С. А. Князькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 396-398. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76168/ (дата обращения: 01.07.2022).



Двигательная активность — неотъемлемая часть образа жизни человека.

От уровня двигательной активности, от образа жизни, от социальных, экономических и экологических условий зависит в целом уровень здоровья.

Феномен движения человека с древних времен изучался различными исследователями, педагогами, психологами, а природа движения ребенка является наиболее сложной и интересной, поскольку имеет колоссальное функциональное значение в его развитии. Анализ научной литературы (Н. А. Бернштейн, А. А. Леонтьев, Э. И. Леонгард, В. И. Лубовский, Н. А. Шивирев и др.) позволяет утверждать, что именно дошкольный возраст является тем важным периодом, когда усиленно формируются все органы и системы организма. И в этот же период развиваются те двигательные навыки и умения ребенка, которые в дальнейшем станут основой его полноценного психического и физического развития.

Для всестороннего развития дошкольников, по мнению Вавиловой Е. Н., чрезвычайно важно выполнять различные движения: бег, прыжки, лазание, ползание, метание и т. д. Они улучшают функции всего организма, укрепляют опорно-двигательный аппарат, регулируют деятельность нервной системы и другие физиологические процессы.

Большое значение двигательной активности придавал профессор доктор медицинских наук Ю. Ф. Змановский, им была разработана технология «Здоровый дошкольник», а которой описывались пути и принципы оптимизации здоровья дошкольников.

М. М. Кольцова, исследуя практику применения с детьми специальной тренировки пальцев — пальчиковой гимнастики, показывает существенное улучшение результатов решения арифметических задач. Было так же доказано, что с развитием движений параллельно идет процесс развития речи. Двигательная деятельность способствует пониманию слов, формированию понятий и увеличивает словарный запас дошкольников.

«Двигательный дефицит» — понятие, которое характерно для современных дошкольников, и оно говорит о том, что в течение дня дети недостаточно двигаются. В детском саду дети много времени проводят сидя за столами, на стульчиках в течение всей непосредственно образовательной деятельности. Дома же заняты просмотром мультфильмов или играми за компьютером. По многочисленным опросам детей, в выходные дни дети очень редко выходят на прогулку, на детскую площадку, прогулка ограничивается лишь посещением торговых центров. Постоянное сидячее положение вызывает утомление, далее — снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие и ухудшение здоровья в целом.

Как показали результаты изучения психолого-педагогической и специальной литературы (Н. П. Вайзман, В. М. Мозговой), у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) имеются определенные особенности в развитии, а так же некоторые отклонения в развитии двигательной активности. Дошкольники с ОНР характеризуются замедленным физическим развитием, отстают в психическом развитии с проявлением общего недоразвития речи, двигательной расторможенностью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. По нашим наблюдениям дети на занятиях часто отвлекаются, теряются в мыслях, сбиваются, путаются в высказываниях, не могут дать полного ответа на поставленный вопрос. Чаще всего имеются нарушения в равновесии, координации движений, моторики пальцев рук.

Исследованиями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия было доказано, что общая и речевая моторика тесно взаимосвязаны. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное и динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов.

Для повышения двигательной активности данной категории детей, для ее совершенствования, мы рассматривали такую форму работы в ДОО как досуговая деятельность. Так как жизнь ребенка в ДОО невозможна без веселых, интересных, увлекательных и шумных досугов, праздников и соревнований. Которые воспитывают у ребенка потребность в движениях, эмоциональное восприятие жизни, дружеские отношения. А так же развивают сообразительность, смекалку, воображение и творчество.

Учитывая то, что дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) посещают общеобразовательные дошкольные группы, такая форма работы нам показалась наиболее приемлемой. Исследования проводились на базе ГБОУ Школа № 853 города Зеленограда. На основании проведенного наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности в группе и на прогулке в утреннее и вечернее время, диагностики физической подготовленности, использования шагомеров и изучения медицинских карт дошкольников, нами был составлен календарно-тематический план проведения спортивно-музыкальных досугов в течение года.

Таблица 1

Календарно-тематическое планирование досуговой деятельности

Месяц

Тема

Задачи

октябрь

«Юные туристы, или в гости к Лесовичку»

развивать двигательные способности детей, направленные на укрепление здоровья, осваивать простейшие туристические умения и навыки;

«С днем рождения, любимый город!»

развивать положительных эмоций, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания. Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу;

ноябрь

«Мамочка любимая моя!»

создавать условия для развития эмоционально — волевой сферы и двигательной деятельности детей;

«Путешествие к игрушкам из разных стран»

побуждать детей к активному участию в подвижных играх;

декабрь

«Снег-снежок, белая метелица».

воспитывать у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через выполнение игровых упражнений и заданий;

«Птицы — наши верные друзья»

совершенствовать технику видов ходьбы, бега.

развивать быстроту, ловкость, совершенствовать координацию движений;

воспитывать чувства сострадания, учить заботиться о братьях наших меньших;

январь

«В поисках волшебного сугроба»

обеспечивать детям полноценный активный отдых на зимней прогулке; способствовать формированию здорового образа жизни; воспитывать интерес к зимним спортивным упражнениям.

«Мы мороза не боимся, от души повеселимся».

приобщать детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности.

февраль

«Защитники Отечества»

популяризация здорового образа жизни среди дошкольников.

«К нам Масленица пришла»

знакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей. Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор

март

«Мамины помощники»

создавать условия для развития интереса у детей к домашнему труду, к помощи старшим по хозяйству, через участие в спортивном мероприятии.

апрель

«Приключения Буратино»

совершенствовать двигательные навыки детей

После всех музыкально-спортивных мероприятий, мы снова провели такие же диагностики: шагометрия, физическая подготовленность и наблюдение за свободной и игровой деятельностью и сделали выводы. Разработанная серия досугов позволила улучшить двигательные качества, повысить двигательную активность и общее физическое состояние у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Также мы подготовили консультацию для родителей по совершенствованию двигательной активности в домашних условиях, рекомендации для педагогов по проведению индивидуальных и групповых занятий, которые будут способствовать возникновению еще более сильной мотивации к общению и взаимодействию, как со своими сверстниками, так и с взрослыми.

Здесь мы рассмотрели работу с детьми с ОНР в условиях общеобразовательной группы.

Таким образом, наше небольшое исследование показало, что:

− двигательная активность является важным компонентом в развитии как нормальных детей, так и дошкольников с ОНР;

− у дошкольников с ОНР двигательная активность не соответствует нормативам;

− разработанная нами программа по развитию двигательной активности дошкольников с ОНР с помощью досуговой деятельности в инклюзивной группе способствовала повышению двигательной активности как дошкольников с ОНР, так и их нормальных сверстников.

Литература:

  1. Дворкина, Н. И. Развитие физических качеств детей дошкольного возраста на основе подвижных игр / Н. И. Дворкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2013. — № 2. — с. 65–68.
  2. Змановский, Ю. Ф. Авторская программа «Здоровый дошкольник» / Ю. Ф. Змановский // Обруч. 1996. — № 3. — С. 4–5.
  3. Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т. Г. Богданова, А. М. Гусейнова, Н. М. Назарова [и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. — Москва: ИНФРА-М, 2016. — 335 с.
  4. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 255 с.
  5. Соловьева, Т. В. Модель организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении для детей с нарушением речи // Развитие теоретико-методологических основ физической культуры в условиях Болонского процесса / Материалы науч. практ. конференц. «Герценовские чтения». — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — С. 99–102.
  6. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников: пособие / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. — Москва: Аркти, 2009. — 72 с.
  7. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, ребенок, здоровый образ жизни, координация движений, двигательная деятельность, дошкольник, общее недоразвитие речи, развитие, физическая подготовленность, форма работы.


Похожие статьи

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей...

Дети группы с диагнозом «Общее недоразвитие речи» имеют определенные особенности речевого и психофизиологического развития. В высказываниях детей нет четкости, последовательности изложения. Характерна отрывочность, акценты на внешние...

Роль двигательной активности в формировании личности...

Словосочетание “формирование здорового образа жизни” заняло прочное место в беседах

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная

«Под двигательной активностью (ДА) так же понимается сумма движений, выполняемых...

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего...

Ключевые слова: двигательная активность , дети старшего дошкольного возраста

Вопросы организации двигательной активности детей представлены в работах М. Ю

Двигательная активность детей дошкольного возраста — естественная потребность в...

Формирование у дошкольников двигательной активности...

Бадера, И. В. Формирование у дошкольников двигательной активности и интереса к здоровому образу жизни / И. В. Бадера.

Физические упражнения иосновные виды движений. Они оказывают положительное влияние на организм дошкольника, если...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность...

К вопросу о формировании двигательной активности у детей...

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Влияние физического развития на развитие познавательной...

Двигательная активность детей приобретает особое значение для общего физического развития ребенка.

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей... Стараюсь дать детям опыт скоординированных движения и речи: стихи в упражнениях и играх...

Формирование двигательной активности воспитанников...

Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский...

Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по...

В данном случае речь пойдёт о роли работы инструктора по физическому воспитанию.

У детей с ТНР, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием

Комплексы упражнений и игр для детей с диагнозом — общее недоразвитие речи, подобраны...

Похожие статьи

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей...

Дети группы с диагнозом «Общее недоразвитие речи» имеют определенные особенности речевого и психофизиологического развития. В высказываниях детей нет четкости, последовательности изложения. Характерна отрывочность, акценты на внешние...

Роль двигательной активности в формировании личности...

Словосочетание “формирование здорового образа жизни” заняло прочное место в беседах

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная

«Под двигательной активностью (ДА) так же понимается сумма движений, выполняемых...

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего...

Ключевые слова: двигательная активность , дети старшего дошкольного возраста

Вопросы организации двигательной активности детей представлены в работах М. Ю

Двигательная активность детей дошкольного возраста — естественная потребность в...

Формирование у дошкольников двигательной активности...

Бадера, И. В. Формирование у дошкольников двигательной активности и интереса к здоровому образу жизни / И. В. Бадера.

Физические упражнения иосновные виды движений. Они оказывают положительное влияние на организм дошкольника, если...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность...

К вопросу о формировании двигательной активности у детей...

В статье раскрывается суть двигательной активности дошкольников в теории и методике физического воспитания, ее виды. Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка.

Влияние физического развития на развитие познавательной...

Двигательная активность детей приобретает особое значение для общего физического развития ребенка.

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей... Стараюсь дать детям опыт скоординированных движения и речи: стихи в упражнениях и играх...

Формирование двигательной активности воспитанников...

Формирование двигательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами здоровьесберегающих

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский...

Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по...

В данном случае речь пойдёт о роли работы инструктора по физическому воспитанию.

У детей с ТНР, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием

Комплексы упражнений и игр для детей с диагнозом — общее недоразвитие речи, подобраны...

Задать вопрос