Анализ причин снижения безопасности железнодорожного транспорта углеводородов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 05.12.2020

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Васильев, К. С. Анализ причин снижения безопасности железнодорожного транспорта углеводородов / К. С. Васильев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76144/ (дата обращения: 20.04.2024).



Рассмотрена роль железнодорожного транспорта углеводородов в общем объеме грузоперевозок ОАО «РЖД». Приведен анализ структуры объема железнодорожного транспорта углеводородов. Приведен статистический анализ причин и локализации возгораний на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: нефть, нефтепродукты, железнодорожный транспорт углеводородов, пожар, взрыв, возгорание, пожарный риск

The role of railway transport of hydrocarbons in the total volume of cargo transportation of JSC «Russian Railways» is considered. The structure of the volume of railway transport of hydrocarbons is analyzed. A statistical analysis of the causes and localization of fires in railway transport is given.

Key words: oil, petroleum products, railway transport of hydrocarbons, fire, explosion, fire, fire risk

Железнодорожный транспорт углеводородов, как показывает практика, нашел наиболее широкое распространение при транспортировки светлых жидких продуктов нефтепереработки, на его долю приходится транспортировка более 70 % всего объема транспортируемого автомобильного топлива и иных светлых продуктов нефтепереработки, номенклатура которых составляет порядка 3000 наименований. При этом подавляющее большинство светлых продуктов нефтепереработки представлены легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, что предопределяет повышенную взрыво- и пожарную опасность процессов их хранения и транспортировки. Несмотря на широкое развитие трубопроводного транспорта углеводородов за последние 10 лет, железнодорожный транспорт углеводородов, за счет реализации активных тарифных мер и работы с грузоотправителями, до сих пор занимает лидирующие позиции по объему транспортировки углеводородов. Высокая заинтересованность ОАО «РЖД» в сохранении лидирующих позиций на рынке транспорта углеводородных ресурсов, обусловлена высокой долей грузоперевозок последних в общей структуре доходов и объемах перевозок предприятия в целом (рис. 1) [1].

Доля нефтяных грузов в структуре перевозки и доходов ОАО «РЖД» [1]

Рис. 1. Доля нефтяных грузов в структуре перевозки и доходов ОАО «РЖД» [1]

Так, доля транспорта углеводородов в общем объеме перевозок ОАО «РЖД» составляет почти 20 %, в то время, как, в структуре доходов предприятия от перевозок, доля доходов от железнодорожных перевозок углеводородов составляет уже 34,6 %. В зависимости от вида транспортируемого продукта, структура общего объема железнодорожного транспорта углеводородов, будет иметь вид, представленный на рисунке 2 [2].

Структура объема железнодорожного транспорта углеводородов ОАО «РЖД» [2]

Рис. 2. Структура объема железнодорожного транспорта углеводородов ОАО «РЖД» [2]

Таким образом, большую долю общего объема грузоперевозок составляют легковоспламеняющиеся углеводородные жидкости и газы, среди которых дизельное топливо, бензин, энергетические газы и т. д., на долю перевозки таких веществ приходится более половины от всего объема железнодорожного транспорта углеводородов. Высокая доля объемов транспорта углеводородов в общей структуре объема железнодорожных грузоперевозок, наряду с высокой долей легковоспламеняющихся газов и жидкостей в структуре объема перевозок углеводородов, определяет повышенную опасность таких перевозок, что выражается в соответствующей частоте возникновения аварийных ситуаций при железнодорожном транспорте углеводородов.

Так, например, анализ новостной сводки, представленной на портале предприятия ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», показал, что в 2019 году на железнодорожном подвижном составе произошло 105 возгораний и пожаров, 23 из которых были зарегистрированы на железнодорожных нефтеналивных эстакадах и 82 на подвижном составе. Общая статистика локализация возгораний углеводородов на объектах железнодорожного транспорта за период с 2006 по 2019 г.г. представлена на рисунке 3 [3, 4].

Структура числа возгораний при транспортировке углеводородов по объектам железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» [3, 4]

Рис. 3. Структура числа возгораний при транспортировке углеводородов по объектам железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» [3, 4]

Так, из диаграммы, представленной на рисунке 3, следует, что в течение всего рассматриваемого периода, за исключением 2011 года, в общем объеме возгораний при транспортировке углеводородов преобладают возгораний на подвижном составе. При этом, наблюдается устойчивая тенденция к снижению числа возгораний в течение всего рассматриваемого периода, несмотря на это, число аварийных ситуаций остается на достаточно высоком уровне, что определяет необходимость дальнейшего совершенствования мер, направленных на обеспечения пожарной безопасности железнодорожного транспорта углеводородов, в частности, по отношению к подвижному составу.

Литература:

  1. Савчук В. Б. Возможные направления привлечения грузов и повышения конкурентоспособности ЖД перевозок // Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки: тр. VII Прак. конф. М., 2016. [электронный ресурс] URL: http://www.ipem.ru/files/files/ other/savchuk_neft_15_06_2016_g__bs.pdf (дата обращения: 04.11.2020).
  2. Транспортная отрасль России: Предварительные итоги 2017 года. Перспективы развития в 2018–2020 годах. [электронный ресурс] URL: http://infoline.spb.ru/upload/iblock/c90/ c906ceed93eed2d25d86e6f4ccc60675.pdf (дата обращения: 04.11.2020).
  3. Портал предприятия ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Новости. [электронный ресурс] URL: http://zdohrana.ru/news-9-novosti.html
  4. Анализ состояния пожарной безопасности на объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» в 2019 году. — М.: ОАО «РЖД», 2020. — 21 с.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт углеводородов, железнодорожный транспорт, подвижной состав, JSC, доля, рассматриваемый период, транспортировка углеводородов.


Ключевые слова

нефть, нефтепродукты, пожар, взрыв, пожарный риск, железнодорожный транспорт углеводородов, возгорание

Похожие статьи

Состояние и особенности развития трубопроводного транспорта...

Современный трубопровод для транспорта углеводородов по сложности и насыщенности техническими

Развитие трубопроводного транспорта — важная составляющая энергетической и

Трубопроводным называется такой вид транспорта, когда для транспортировки твердых...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

В экономике России железнодорожный транспорт играет центральную роль. В общем грузообороте доля железнодорожных перевозок

Железнодорожный транспорт считается в целом рентабельным, однако пассажирские перевозки (и в особенности пригородные)...

Развитие нефтетранспортной инфраструктуры США

Период 1970–1977 годов является особенным для всей мировой сферы магистрального транспорта углеводородов, поскольку знаменателен строительством наиболее передового, затратного и сложного в техническом плане Трансаляскинского трубопровода.

Особенности развития железнодорожных перевозок...

Особенности международных железнодорожных перевозок можно разделить на три направления.

Рассматривая особенности железных дорог в зарубежных странах и сравнивая их с

Железнодорожный транспорт — это вид транспорта, включающий в себя комплекс...

Методы управления железнодорожными перевозками

Железнодорожные пути и сооружения, подвижной состав и другие основные фонды должны содержаться, эксплуатироваться и ремонтироваться.

На железнодорожном транспорте используются все вышеперечисленные методы управления железнодорожными перевозками.

Специфика грузовых железнодорожных перевозок в России...

Перечислены основные игроки рынка грузовых железнодорожных перевозок.

Железнодорожный транспорт является особо важной составляющей системой

Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава, официальный...

Воздействие линейных сооружений железнодорожного...

Железнодорожный транспорт — технически сложный, круглосуточно работающий комплекс. Строительство, эксплуатация и модернизация железных дорог оказывают значительное влияние на экологическое состояние природно-территориальных комплексов (ландшафтов)...

Анализ факторов, влияющих на коэффициент надежности...

Определены основные виды отказов подвижного состава и проведен их анализ по рейтингу.

Проблема надежности на транспорте является одной из актуальных тем нашего времени, и это относится не

Основной из проблем железной дороги является износ подвижного состава.

Похожие статьи

Состояние и особенности развития трубопроводного транспорта...

Современный трубопровод для транспорта углеводородов по сложности и насыщенности техническими

Развитие трубопроводного транспорта — важная составляющая энергетической и

Трубопроводным называется такой вид транспорта, когда для транспортировки твердых...

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

В экономике России железнодорожный транспорт играет центральную роль. В общем грузообороте доля железнодорожных перевозок

Железнодорожный транспорт считается в целом рентабельным, однако пассажирские перевозки (и в особенности пригородные)...

Развитие нефтетранспортной инфраструктуры США

Период 1970–1977 годов является особенным для всей мировой сферы магистрального транспорта углеводородов, поскольку знаменателен строительством наиболее передового, затратного и сложного в техническом плане Трансаляскинского трубопровода.

Особенности развития железнодорожных перевозок...

Особенности международных железнодорожных перевозок можно разделить на три направления.

Рассматривая особенности железных дорог в зарубежных странах и сравнивая их с

Железнодорожный транспорт — это вид транспорта, включающий в себя комплекс...

Методы управления железнодорожными перевозками

Железнодорожные пути и сооружения, подвижной состав и другие основные фонды должны содержаться, эксплуатироваться и ремонтироваться.

На железнодорожном транспорте используются все вышеперечисленные методы управления железнодорожными перевозками.

Специфика грузовых железнодорожных перевозок в России...

Перечислены основные игроки рынка грузовых железнодорожных перевозок.

Железнодорожный транспорт является особо важной составляющей системой

Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава, официальный...

Воздействие линейных сооружений железнодорожного...

Железнодорожный транспорт — технически сложный, круглосуточно работающий комплекс. Строительство, эксплуатация и модернизация железных дорог оказывают значительное влияние на экологическое состояние природно-территориальных комплексов (ландшафтов)...

Анализ факторов, влияющих на коэффициент надежности...

Определены основные виды отказов подвижного состава и проведен их анализ по рейтингу.

Проблема надежности на транспорте является одной из актуальных тем нашего времени, и это относится не

Основной из проблем железной дороги является износ подвижного состава.

Задать вопрос