Соотношение политических систем России и зарубежных стран | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Щепетков, А. В. Соотношение политических систем России и зарубежных стран / А. В. Щепетков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 364-366. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76143/ (дата обращения: 01.03.2021).



Статья посвящена к анализу понятия «политическая система общества» с точки зрения соотношения и сравнительного анализа политических систем России и зарубежных стран.

Ключевые слова: глобализация, демократия, модернизация, политическая система, политическая система общества, политическое развитие, трансформация.

Политическая система современной России, начавшая формироваться около 30 лет назад, всё еще не обрела своего окончательного образа. Этим объясняется нестабильность, неустойчивость и противоречивость системы. Это же предоставляет почти неограниченные возможности выбирать путь её дальнейшего развития, а также огромное пространство для политического маневра в условиях постоянно меняющейся политической ситуации.

В последние годы в рамках Российской политической системы происходит ряд процессов:

– меняется соотношение элементов в политической системе;

– постепенно изменяется роль государства, партийной и избирательной системы;

– развивается и совершенствуется гражданское общество;

– происходит трансформация политических отношений.

Одним из путей совершенствования политической системы является применение зарубежного опыта. В мире сложилось множество различных политических систем, имеющих свои особенности, преимущества и недостатки. Государство является основным институтом политической системы. Однако в разных странах государство по-разному определяет свою политическую роль. Так, в западных демократических странах (США, Швеция, Нидерланды) единственным источником власти признается народ, в интересах которого и действует государство. В авторитарных странах (Китай, Куба, Турция) государство сохраняет некоторые экономические, гражданские и духовные свободы, при том, что осуществление политической власти остается в одних руках на протяжении долгого времени. Наконец, в тоталитарных странах (КНДР)государство занимает главенствующую роль во всей системе общества, власть формируется закрыто. Роль государства в политической системе России чрезвычайно высока, что могло бы определить её как страну с авторитарным режимом. Однако наличие легальной многопартийности, регулярных выборов, институтов гражданского общества несет в себе признаки демократического государства. Таким образом, сложившийся на текущее время режим можно назвать гибридным. Из мировой практики следует, что гибриды склонны с течением времени перерождаться в демократию. Политические системы различных стран отличаются и по способу формирования власти, которая, в свою очередь делится на исполнительную, законодательную и судебную. Существует, по сути,2 варианта формирования исполнительной власти: главой государства или парламентом. Это определяется формой правления. Например, в США правительство формирует президент, которое он же и возглавляет. В Великобритании действует схожий принцип формирования исполнительной власти, но глава государства не является главой правительства, а назначает его. В Нидерландах, Германии и Италии правительство, вместе с его главой, формируется парламентом.

В Конституции России закреплена республиканская форма правления. Однако, по факту, Президенту принадлежит огромное количество полномочий, в том числе формирование правительства и право роспуска Государственной Думы, несогласной с кандидатурой Председателя Правительства. Таким образом, главную роль в формировании исполнительной власти в РФ играет Президент. Законодательные же органы власти (а также институт президентства) формируются путем выборов на основе определенной избирательной системы. Таких систем существует множество, однако все их можно свести к 3 главным: мажоритарной, пропорциональной и смешанной. У каждой из них, в зависимости от страны, есть свои особенности.

Гражданское общество в России сформируется лишь тогда, когда граждане поймут, что свои интересы они могут отстоять только сами, и никакие псевдовыборные мероприятия и созданные на их основании структуры в рамках существующей либеральной модели никогда не будут отстаивать их интересы.

Гражданское общество в России всё ещё находится в процессе формирования. Изучение и использование опыта функционирования политический систем разных государств создает возможности для реформирования политического пространства через ориентацию на достигнутые мировым сообществом ценностные ориентиры и результаты, особенно сейчас, когда политическая система находится в переходном состоянии. Выделены основные тенденции в развитии политической системы России:

– дальнейшая централизация и «вертикализация» политической власти;

– умеренное расширение межпартийной конкуренции;

– либерализация избирательных процессов и партийного строительства;

– ограничение политической активности оппозиционных движений;

– увеличение степени государственной власти на политическую систему;

– понижающийся уровень доверия населения к партийной и избирательной системе, при стабильном уровне доверия к Президенту;

– развитие гражданского общества, демонстрирующего качественные изменения во взаимодействии с властью. Были предложены основные направления совершенствования политической системы РФ: Во-первых, отказ от чрезмерной «вертикализации власти» и моноцентричной формы правления.

Одним из самых важных элементов становления гражданского общества является наличие свободы индивидуума, и вместе с тем наличие частной собственности. Одновременно с этим идёт и свобода частного предпринимательства. Таким образом, образуется юридическая свобода человека.

Литература:

  1. Пляйс Я. А. Новая модернизация России: миф или реальность? /Учебное пособие. –М., 2014. –439 с.
  2. Поляков Л. В. Российская политика сквозь призму Конституции // Полития: анализ, хроника, прогноз, 2013, No 2. –С. 177 –189.
  3. Пономаренко Н. А. Особенности этапа «дробления» системы политической элиты в постсоветской России // Европейский журнал социальных наук, 2013, No 9. –С. 514 –520.
  4. Розанваллон П. Демократическая легитимность. Беспристрастность, рефлексивность, близость / Московская школа гражданского просвещения. –М., 2015. –304 с.
  5. Рукавишникова И. В. Гражданская инициатива как инструмент гражданского общества // Гражданин. Выборы. Власть, 2014, No3. –C. 60 –66.
  6. Eisenstadt Sh.N. Breakdowns of modernization //William J. G. (ed.). The Dynamics of Modern Society. -New York: Basic Books, 1964.
  7. Eisenstadt Sh.N.Modernization:ProtestandChange. –EnglewoodCliffs: Prentice Hall, 1966.
Основные термины (генерируются автоматически): политическая система, гражданское общество, избирательная система, исполнительная власть, политическая система России, Нидерланды, политическая власть, роль государства, Россия, США.


Ключевые слова

модернизация, трансформация, глобализация, демократия, политическая система, политическая система общества, политическое развитие
Задать вопрос