Статья посвящена к анализу понятия «политическая система общества» с точки зрения соотношения и сравнительного анализа политических систем России и зарубежных стран.
Ключевые слова: глобализация, демократия, модернизация, политическая система, политическая система общества, политическое развитие, трансформация.
Политическая система современной России, начавшая формироваться около 30 лет назад, всё еще не обрела своего окончательного образа. Этим объясняется нестабильность, неустойчивость и противоречивость системы. Это же предоставляет почти неограниченные возможности выбирать путь её дальнейшего развития, а также огромное пространство для политического маневра в условиях постоянно меняющейся политической ситуации.
В последние годы в рамках Российской политической системы происходит ряд процессов:
– меняется соотношение элементов в политической системе;
– постепенно изменяется роль государства, партийной и избирательной системы;
– развивается и совершенствуется гражданское общество;
– происходит трансформация политических отношений.
Одним из путей совершенствования политической системы является применение зарубежного опыта. В мире сложилось множество различных политических систем, имеющих свои особенности, преимущества и недостатки. Государство является основным институтом политической системы. Однако в разных странах государство по-разному определяет свою политическую роль. Так, в западных демократических странах (США, Швеция, Нидерланды) единственным источником власти признается народ, в интересах которого и действует государство. В авторитарных странах (Китай, Куба, Турция) государство сохраняет некоторые экономические, гражданские и духовные свободы, при том, что осуществление политической власти остается в одних руках на протяжении долгого времени. Наконец, в тоталитарных странах (КНДР)государство занимает главенствующую роль во всей системе общества, власть формируется закрыто. Роль государства в политической системе России чрезвычайно высока, что могло бы определить её как страну с авторитарным режимом. Однако наличие легальной многопартийности, регулярных выборов, институтов гражданского общества несет в себе признаки демократического государства. Таким образом, сложившийся на текущее время режим можно назвать гибридным. Из мировой практики следует, что гибриды склонны с течением времени перерождаться в демократию. Политические системы различных стран отличаются и по способу формирования власти, которая, в свою очередь делится на исполнительную, законодательную и судебную. Существует, по сути,2 варианта формирования исполнительной власти: главой государства или парламентом. Это определяется формой правления. Например, в США правительство формирует президент, которое он же и возглавляет. В Великобритании действует схожий принцип формирования исполнительной власти, но глава государства не является главой правительства, а назначает его. В Нидерландах, Германии и Италии правительство, вместе с его главой, формируется парламентом.
В Конституции России закреплена республиканская форма правления. Однако, по факту, Президенту принадлежит огромное количество полномочий, в том числе формирование правительства и право роспуска Государственной Думы, несогласной с кандидатурой Председателя Правительства. Таким образом, главную роль в формировании исполнительной власти в РФ играет Президент. Законодательные же органы власти (а также институт президентства) формируются путем выборов на основе определенной избирательной системы. Таких систем существует множество, однако все их можно свести к 3 главным: мажоритарной, пропорциональной и смешанной. У каждой из них, в зависимости от страны, есть свои особенности.
Гражданское общество в России сформируется лишь тогда, когда граждане поймут, что свои интересы они могут отстоять только сами, и никакие псевдовыборные мероприятия и созданные на их основании структуры в рамках существующей либеральной модели никогда не будут отстаивать их интересы.
Гражданское общество в России всё ещё находится в процессе формирования. Изучение и использование опыта функционирования политический систем разных государств создает возможности для реформирования политического пространства через ориентацию на достигнутые мировым сообществом ценностные ориентиры и результаты, особенно сейчас, когда политическая система находится в переходном состоянии. Выделены основные тенденции в развитии политической системы России:
– дальнейшая централизация и «вертикализация» политической власти;
– умеренное расширение межпартийной конкуренции;
– либерализация избирательных процессов и партийного строительства;
– ограничение политической активности оппозиционных движений;
– увеличение степени государственной власти на политическую систему;
– понижающийся уровень доверия населения к партийной и избирательной системе, при стабильном уровне доверия к Президенту;
– развитие гражданского общества, демонстрирующего качественные изменения во взаимодействии с властью. Были предложены основные направления совершенствования политической системы РФ: Во-первых, отказ от чрезмерной «вертикализации власти» и моноцентричной формы правления.
Одним из самых важных элементов становления гражданского общества является наличие свободы индивидуума, и вместе с тем наличие частной собственности. Одновременно с этим идёт и свобода частного предпринимательства. Таким образом, образуется юридическая свобода человека.
Литература:
- Пляйс Я. А. Новая модернизация России: миф или реальность? /Учебное пособие. –М., 2014. –439 с.
- Поляков Л. В. Российская политика сквозь призму Конституции // Полития: анализ, хроника, прогноз, 2013, No 2. –С. 177 –189.
- Пономаренко Н. А. Особенности этапа «дробления» системы политической элиты в постсоветской России // Европейский журнал социальных наук, 2013, No 9. –С. 514 –520.
- Розанваллон П. Демократическая легитимность. Беспристрастность, рефлексивность, близость / Московская школа гражданского просвещения. –М., 2015. –304 с.
- Рукавишникова И. В. Гражданская инициатива как инструмент гражданского общества // Гражданин. Выборы. Власть, 2014, No3. –C. 60 –66.
- Eisenstadt Sh.N. Breakdowns of modernization //William J. G. (ed.). The Dynamics of Modern Society. -New York: Basic Books, 1964.
- Eisenstadt Sh.N.Modernization:ProtestandChange. –EnglewoodCliffs: Prentice Hall, 1966.