Особенности PR-технологий в государственном и муниципальном управлении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 05.12.2020

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Андрианова, И. А. Особенности PR-технологий в государственном и муниципальном управлении / И. А. Андрианова, А. А. Жучкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 492-494. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76134/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассказывается о сущности, специфике, а также целях и задачах такого явления, как связи с общественностью в сфере государственного и муниципального управления. Предмет рассмотрения раскрыт с учетом современного уровня развития профессиональных технологий и ситуации в стране. Кроме того, определены основные направления деятельности по связям с общественностью в этой области.

Ключевые слова: связи с общественностью, PR, государственное и муниципальное управление.

Стоит начать с того, что в последнее время наше государство страдает от неблагоприятных экономических и социальных последствий давления санкций и ответной реакции правительства [1], что, в свою очередь, влияет на политическую ситуацию в стране. Учитывая текущую внешнюю и внутриполитическую ситуацию в России, очевидно, что необходимо использовать современные средства для поддержания и развития имиджа и репутации государственной и муниципальной власти. Иными словами, следует прибегнуть к использованию различных маркетинговые инструментов в этой сфере. Снижение уровня доверия граждан к ряду государственных структур предопределяет рост влияния прозападных СМИ в контексте некоторых экономических неудач российского правительства, открывая большие возможности для использования маркетинга в государственном и муниципальном управлении, которое доказало свою эффективность в США и других странах Запада [2].

Среди инструментов маркетингового комплекса в государственном и муниципальном управлении важную роль в продвижении интересов властных структур на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) играют связи с общественностью или PR-технологии. Интенсивное внедрение передовых технологий по связям с общественностью в РФ в коммерческой и некоммерческой сферах началось по завершении прошлого столетия в результате ряда либерально-демократических преобразований в стране [3]. На деятельность по связям с общественностью в государственной и муниципальной администрации оказывает влияние руководство правительственных органов в купе с представителями гражданского общества, коммерческих и некоммерческих системных организаций для достижения общих интересов посредством использования различных ресурсов и общественных благ с поправкой на волю и потребности народа [3]. Маркетинг в публичной сфере — высокоэффективный инструмент управления в делах политики и влияния на общественное мнение. Главная идея формирования устойчивых общественных отношений в государственном и муниципальном управлении — создание эффективных коммуникационных связей между государством и обществом. С одной стороны эти связи увеличивают шансы на одобрение и поддержку действий со стороны государства, его органов и их конкретных представителей свободными местными сообществами. С другой стороны, эти коммуникационные связи учитывают интересы вышеназванных сообществ, а также интересы самих властей (федеральных, региональных, местных). Без формирования обратной связи по какому-либо административному влиянию со стороны властей на разных уровнях это невозможно.

Технологии связей с общественностью в сфере государственного и муниципального управления, а также весь маркетинговый комплекс имеют свою специфику, выражающуюся в широкой социальной основе, а именно в охвате абсолютно всех социальных групп на определенной территории. Это принципиально отличается от выбора относительно небольшой целевой аудитории при использовании инструментов бизнес-маркетинга. Существуют значительные различия в структурах связей с общественностью в публичной сфере по сравнению с аналогичными структурами коммерческого управления, цель которых выражается в различных задачах государственного и муниципального управления, которые чаще всего не являются экономическими. Деятельность по связям с общественностью в государственной сфере во многом соответствует закону и регулируется соответствующими нормативными правовыми актами. В бизнесе же PR направлен на извлечение и максимизацию прибыли. Влияние внешней среды на коммерческие и государственные связи с общественностью также различно. В государственном управлении выражается иной стиль отношений с социальными группами и СМИ, оправданный выраженным обществом через СМИ стремлением знать все, что происходит в институтах власти государства. Средства массовой информации не имеют такого сильного влияния на принятие решений в коммерческих организациях и ожидают, что компании будут вести с ними дела на коммерческой основе.

Среди основных задач в области налаживания связей с населением в государственном и муниципальном управлении можно выделить две ключевые: воздействие на осведомленность общественности о деятельности государственных органов и их представителей, а также информирование данных уполномоченных представителей об ответной реакции на принятые решения (проявление обратной связи).

Как мы уже говорили, в Российской Федерации в сфере государственного управления связи с общественностью могут осуществляться на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Рассмотрим подробнее организацию и функционирование служб по связям с общественностью на региональном уровне. Для начала следует отметить, что установленное соответствующим федеральным законом право муниципального образования на осуществление местного самоуправления в пределах своей компетенции [4] предопределяет небольшие различия в организации структур по связям с общественностью для каждого из них. Так, в ряде областей, например в Смоленской, на региональном уровне администрация не создавала отдельного специализированного подразделения (отдела), осуществляющего только PR-деятельность в государственном управлении. Вместо этого эти функции в администрации Смоленска разделены между различными подразделениями, а ответственность за установление и поддержание связей с общественностью частично возложена на Департамент внутренней политики Смоленской области, который осуществляет ряд следующих мероприятий в области продвижения и PR государственных служб: создает информационные ресурсы, направленные на популяризацию работы администрации и главы области, разрабатывает рекомендаций по повышению результативности работы в сфере СМИ, а также предоставляет реальную информацию о деятельности силовых структур [6]. В свою очередь, IT-департамент Смоленской области также занимается формированием муниципальных информационных ресурсов, ведет информационный портал администрации области. Функции и задачи двух подразделений частично дублируют друг друга, что может негативно сказаться на их работе с общественностью, снижая эффективность деятельности PR-служб при отсутствии согласованности действий в этих подразделениях областной администрации.

Из вышеизложенного следует, что в современных социальных, экономических и политических условиях практически невозможно эффективно осуществлять полномочия в сфере государственного и муниципального управления без использования технологий связей с общественностью. Использование инструментов PR в государственных и муниципальных органах помогает установить надежные и взаимовыгодные отношения между общественностью и государственными учреждениями. Не стоит забывать, что эффективно построенные структуры связей с общественностью местных властей играют особую роль в формировании и развитии данного партнерства, позволяя, с одной стороны, учитывать интересы всех сообществ при принятии решений, а с другой стороны, формировать положительный образ государственных учреждений в общественном сознании. Поэтому необходимо создание специализированных служб по связям с общественностью на муниципальном и региональном уровнях в рамках администрации регионов и муниципальных образований.

Литература:

  1. Борнин А. И. Эффективные управленческие решения в области антикризисного маркетинга // Студенческие научные исследования. 2015. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/05/2493 (дата обращения: 28.11.2020).
  2. Умаров М. Ю. PR в реальном времени: Тренды. Кейсы. Правила. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 230 с.
  3. Радченко С. В. PR в муниципальном управлении как способ ведения социального диалога. Россия: тенденции и перспективы развития: сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Вып. 5.ч. 2. / Под общей ред. В. К. Егорова и др. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. // Информационно-справочная система «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 28.11.2020).
  5. Администрация Смоленской области 2010–2020 — официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://admin-smolensk.ru/authorities/organi_ispolnitelnoy_vlasti (дата обращения: 28.10.2016).
  6. Департамент Смоленской области по внутренней политике — официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://dvp.admin-smolensk.ru (дата обращения: 28.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное управление, общественность, связь, региональный уровень, государственное управление, маркетинговый комплекс, обратная связь, принятие решений, публичная сфера, Смоленская область.


Задать вопрос