Использование ИКТ в работе кружка для младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 04.12.2020

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Ржина, А. Е. Использование ИКТ в работе кружка для младших школьников / А. Е. Ржина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 426-428. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76086/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в организации внеурочной работы младших школьников при изучении правил дорожного движения.

Ключевые слова: внеурочная деятельность; информационно-коммуникационные технологии; правила дорожного движения, младший школьный возраст.

The article discusses the use of information and communication technologies in the organization of extracurricular activities of younger students in the study of traffic rules.

Keywords: extracurricular activities; information and communication technologies; traffic rules.

В настоящее время важнейшая задача общеобразовательной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО — воспитание образованной, культурной, всесторонней личности, умеющей найти своё место в постоянно меняющейся действительности.

Программа внеурочной деятельности ЮИД «Светофорик», реализуемая в работе кружка для обучающихся 3 класса МАОУ «Ичалковская СШ» городского округа Перевозский Нижегородской области , составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах. Эта программа разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании в РФ», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.

Цель работы кружка — формирование обязательного минимума знаний и умений, обеспечивающее развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем обучающиеся смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.

Для того чтобы повысить компетентность всех участников образовательного процесса по вопросам безопасности на дороге и в транспорте используются разнообразные формы работы. Одним из основных средств расширения детских представлений о правилах дорожного движения являются средства ИКТ, к примеру: мультимедийные презентации, слайд-шоу, электронные книжки, консультации, памятки, брошюры, мультимедийные фотоальбомы и т. д.

Информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ, соответствуя возрастным особенностям детей младшего школьного возраста:

  1. огромный интерес вызывает у детей предъявление информации на экране компьютера в игровой форме;
  2. движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  3. постановка проблемных задач, поощрение правильных ответов и решений самим компьютером выступают стимулами познавательной активности детей;
  4. компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а «ждет, пока он сам исправит недочеты», что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха»;
  5. компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

С этой целью создаются медиатеки: подбираются игры, презентации, электронные версии плакатов, видеоматериалы о ПДД.

Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД: виды транспортных средств, их классификация, группы дорожных знаков; причины ДТП; участники дорожного движения; сведения о дороге и ее главных составных частях; светофор, история его развития; назначение дорожных знаков и указателей, их группы, дидактические игры, ребусы.

В игровой форме школьники знакомятся с правилами дорожного движения, проводится познавательно-игровой конкурс с показом различных ситуаций на дороге и в транспорте и т. д.

Просмотр обучающих мультфильмов несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.

Таким образом, в работе кружка используются следующие формы и методы ИКТ:

  1. Виртуальные олимпиады и конкурсы
  2. Участие в работе сетевых сообществ
  3. Дистанционные олимпиады
  4. Творческие проекты
  5. Создание нового продукта, в том числе оформление и сохранение электронных документов (текстовых, презентаций, публикаций), использование сетевых инструментов, фото-, видео-, аудиоматериалов.
  6. Работа с ресурсами Интернет
  7. Использование образовательных сайтов («Фоксфорд», «Учи.ру»).
  8. Сайт образовательного учреждения. Используется для информационного взаимодействия с родителями школьников.

Огромное значение в обучении школьников правилам дорожного движения является участие в различных олимпиадах, викторинах, конкурсах о правилах дорожного движения. В 2019–2020 учебном году мы успели принять участие в следующих конкурсах: всероссийская интернет-олимпиада для обучающихся образовательных организаций на знание правил дорожного движения; всероссийский конкурс «Безопасная дорога — детям»; международная викторина для младших школьников ПДД «Светофор»; тестирование учащихся общеобразовательных организаций по тематике БДД с целью проверки у детей теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения в транспортной среде.

Раскроем опыт участия обучающихся в сетевом проекте по правилам дорожного движения «Путешествие со Светофориком» среди учащихся 2-х классов МОО. Участие школьников было отмечено дипломом 3 степени.

Сетевой проект состоял из 4-х этапов.

1 этап — визитка команды. Данный этап включал следующие задания:

  1. Оформление странички своей команды на ресурсе Padlet. На доске помещали название команды, девиз, эмблему команды, ссылку на сайт школы.
  2. Проведение опроса среди одноклассников. «С чем ассоциируется у Вас фраза «Правила дорожного движения»? Из слов-ассоциаций составляли облако слов на ресурсе Облако слов рф. Загрузили полученный результат на свою доску.
  3. Изготовление видео-визитки своей команды. Видео загрузили на ресурс YouTube, а также на страничку Padlet.

2 этап — буклет. В ходе этого этапа выполнялись следующие задания:

  1. Составление информационного буклета и распространение его среди или учащихся, или воспитанников д/садов, или среди жителей Вашего населенного пункта.
  2. Проведение фото- или видео-фиксации работы. Буклет, а также фото или видео отчет, загрузили на страницу свой команды.

3 этап — лэпбук. Данный этап включал следующие задания:

  1. Создание лэпбука по теме проекта.
  2. Фото или видеоотчёт о проделанной работе.

4 этап — викторина и флешмоб. Проведение акции «Дорога без опасности!». Данный этап включает следующие задания:

  1. Составление и проведение викторины «Дорога без опасности!" используя сервис LearningApps.org.
  2. Организация флешмоба «Дорога без опасности!». Снять видео флешмоба, разместить его на Странице команды, в портале YouTube.

Сетевой проект «Путешествие со Светофориком» способствовал: формированию умений работать в команде, изготавливать буклет, лэпбук, придумывать и фантазировать на тему «Викторина по правилам дорожного движения», а также школьники выступили в роли организаторов флешмоба «Дорога без опасности» в школе. Благодаря данному проекту дети стали дружнее и отзывчивее. В ходе проекта они получили много положительных эмоций, ценные знания, которые пригодятся в жизни. Все задания были интересные и познавательные, со всеми заданиями обучающиеся успешно справились.

Учебный сетевой проект с использованием информационно-коммуникационной технологии является той формой, которая помогает реализации функции организации и контроля в управлении внеурочной деятельностью младших школьников.

Таким образом, использование различных средств информационно-коммуникационных технологий на занятиях внеурочной деятельности младших школьников способствует развитию положительной мотивации обучения, активации мыслительных процессов, развитию творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью занятий в начальной школе.

Литература:

  1. Асянова С. Р. Формирование безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. Уфа, 2012.
  2. Кобзеве Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С.: Правила дорожного движения: «Учитель», 2010.
  3. Козловская Е. А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Е. А. Козловская, С. А. Козловский; под общ. ред. В. Н. Кирьянова. М., 2005.
  4. Манафова Р. А. Применение ИКТ во внеурочной деятельности для повышения качества обучения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/primenenie-ikt-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-dlya-povisheniya-kachestva-obucheniya-1518202.html
  5. Петрова К. В. «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, внеурочная деятельность, Дорога, правило, работа кружка, сетевой проект, этап, безопасное поведение, игровая форма, младший школьный возраст.


Задать вопрос