Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 06.12.2020

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Зубачева, И. О. Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения / И. О. Зубачева, Ю. В. Данько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 393-396. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76076/ (дата обращения: 11.12.2024).



Ключевые слова: дистанционное образование детей-инвалидов, духовно-нравственное воспитание, дети с ограниченными возможностями здоровья, сетевые дистанционные проекты.

В настоящее время перед школой стоит задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. В структурном подразделении Центр дистанционного образования детей-инвалидов ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» создаются специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитательная работа Центра организована по направлениям: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, культурологическое и эстетическое, спортивно-оздоровительное, интеллектуальное.

Основными задачами духовно-нравственного воспитания является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром; личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

В Центре дистанционного образования детей-инвалидов сложилась своя система традиционных мероприятий, способствующих решению задач духовно-нравственного воспитания. Так, например, на протяжении многих лет проводятся следующие дистанционные сетевые проекты: интерактивное электронное издание «ЦЕНТРальная газета», «Читаем вместе».

1. «ЦЕНТРальная газета» — это коллективное издание, над которым работает творческая группа, состоящая из учителей русского языка и литературы, истории и обществознания, классных руководителей и, конечно же, обучающихся Центра, выполняющих свои творческие проекты под наставничеством учителей.

Тематика газет ежегодно определяется по календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам России, памятным датам и событиям российской истории и культуры, рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации. Выпуски газет традиционно посвящены писателям-юбилярам или приурочены теме года, Международному дню инвалидов, Всероссийской неделе детской и юношеской книги; некоторые из номеров уже смоги объединиться в своеобразные циклы. Проиллюстрируем это на рис. 1.

Интерактивное электронное издание «ЦЕНТРальная газета»

Рис. 1. Интерактивное электронное издание «ЦЕНТРальная газета»

Используя электронные и книжные источники информации, обучающиеся под руководством учителя пишут для газеты сочинения разных жанров (эссе, очерк, статья, заметка, репортаж), подбирают к ним иллюстративный материал (фотографии, репродукции картин) или самостоятельно создают рисунки. Своеобразие нашей газеты — в содержании: мы стараемся донести до юного читателя малоизвестные интересные факты, документы, с которыми обучающиеся не сталкиваются на уроках. В итоге получается познавательная красочная газета с интерактивными ссылками для особо любознательных.

Цикл электронных изданий, посвященных писателям-юбилярам: «Отечества достойный сын» (215-летию со дня рождения В. И. Даля), «Я, конечно, вернусь!» (80-летию со дня рождения В.Высоцкого), «Русский скиталец» (200-летию со дня рождения И. С. Тургенева), «Герой своего времени» (205-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова), «Доктор Чехов» (160-летию со дня рождения А. П. Чехова), «Есенин — это вечное» (125-летию со дня рождения С.Есенина) — имеет свою традиционную, получившую большую популярность среди читателей рубрику «Виртуальная экскурсия».

Цикл газет, приуроченных теме года в России:

− году экологии в России (2017) о проблемах загрязнения планеты, об экологии природы, культуры, языка и души;

− 100-летию революции 1917 года (2017), одного из важнейших событий ХХ века, повлиявших на развитие и существование всего общества и имевших глубокие корни в истории нашего государства;

− Дню Крещения России (2018), важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности.

− году театра в Росси (2019), посвящена жизни и творчеству замечательного земляка белгородчины — Михаилу Семеновичу Щепкину, одному из основоположников русской актёрской школы.

В номере «Литературные юбилеи» читателя приглашают в гости книги-юбиляры великих русских писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и М. Горького. А газета «Читающая страна детства» рассказывает об истории праздника «Неделя детской книги», содержит ответы на вопросы: «Способна ли книга сделать человека лучше?», «Книги в XXI веке — это повседневность или исключение?», «Семейная библиотека — настоящее богатство или ненужный хлам?», «Читать или не читать Библию?», рекомендует ребятам книги для прочтения.

Выпуски газет «Сильные духом, вам посвящается!» приурочены Международному дню инвалидов, людям, которые смогли переступить через боль, непонимание окружающих и добиться результатов, иногда даже превосходя людей без ограничений в здоровье. В Центре дистанционного образования детей-инвалидов обучаются особенные дети. Все они разные... Но они такие же дети со своими заветными желаниями, интересами, творческими способностями, добрыми сердцами, чистыми душами. У каждого из них свой мир, и он уникальный! Из заметок «Моя семья», «Мои достижения», «Мои питомцы», «Мои увлечения», «Мои путешествия» мы больше узнаем об их интересах и увлечениях, о внутреннем мире детей. Они открывают свои чистые души и не стесняются взрослых, а доверяют им. И мы еще раз убеждаемся: они самые благодарные ученики. Чудесные, творческие, веселые, трудолюбивые, умные, талантливые и добрые дети. Мы желаем им радоваться каждому мгновению жизни, никогда не унывать и не опускать рук, верить в себя и в свои силы!

«ПОМНЮ. ГОРЖУСЬ» — это уже историко-литературный сборник очерков и рисунков обучающихся Центра дистанционного образования детей-инвалидов об участниках Великой Отечественной войны, своих прадедах, которых они знают, помнят и чтят. Это своего рода большая книга памяти, вобравшая в себя исследовательские и творческие работы, выполненные воспитанниками центра в течение ряда лет, а для учителей это и результат патриотической, духовно-нравственной работы. Ведь они пробудили в учениках интерес к истории своей Родины и семьи, помогли детям оформить материалы о прадедах. Первый выпуск приурочен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. В сборник вошли очерки о 50 участниках военных сражений, выживших в тылу врага или прошедших через лагеря и штрафбаты, детские рисунки на военную тему, стихотворения обучающихся. Проиллюстрируем это на рис. 2.

Страницы историко-литературного сборника очерков

Рис. 2. Страницы историко-литературного сборника очерков

В структуру и содержание второго историко-литературного сборника очерков, приуроченного Году памяти и славы, 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, были добавлены рубрики: «Участники Великой Отечественной войны в моей семье», «Дети войны в моей семье», «История моей семьи в истории моей России», «Письмо моему ровеснику военных лет». Подросло новое поколение детей XXI века, для которых, казалось бы, Великая Отечественная война — это далекое прошлое. Но наши дети знают историю своей страны, помнят имена и подвиги своих прадедов.

2. Дистанционный сетевой проект «Читаем вместе» проводится с целью формирования у обучающихся устойчивого интереса к чтению, развития познавательной активности и творческих способностей посредством обращения к произведениям отечественной художественной литературы. Данная акция предполагает совместное прочтение тех или иных произведений или отрывков из них, записанное на видео, смонтированное в единый фильм и размещенное на сайте Центра. Творческой группой, состоящий из обучающихся и учителей, подготовлены проекты «Белогорье... Поле отчее, что зову своей судьбой» (стихотворения белгородских поэтов), «В гостях у сказок А. С. Пушкина», «Книги Сергея Михалкова», «Г. Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»», «К. Г. Паустовский. «Барсучий нос»; проекты, посвященные праздникам «День учителя» и «День матери»; фильмы «Баллады о войне», «А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»» с использованием документальных фотографий и видео военных лет, аудиозаписи голосов поэтов, иллюстраций к произведениям.

Данные традиционные мероприятия способствуют:

− раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка;

− становлению его как целостной, гармонично развитой личности, обладающей комплексом необходимых знаний и умений для его дальнейшей социализации;

− эффективной реализации задач духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Центре дистанционного образования созданы условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями чувствует себя полноправным членом общества, участвует в культурной, экономической и политической жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): день рождения, Великая Отечественная война, дистанционное образование детей-инвалидов, ограниченная возможность здоровья, духовно-нравственное воспитание, историко-литературный сборник очерков, моя семья, ребенок, интерактивное электронное издание, творческая группа.


Похожие статьи

Гражданско-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения

Использование современных технологий во внеурочной деятельности в условиях дистанционного обучения

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения

Представлен опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в г. Новый Уренгой.

Похожие статьи

Гражданско-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения

Использование современных технологий во внеурочной деятельности в условиях дистанционного обучения

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Организация дистанционного обучения детей дошкольного возраста (из опыта работы студии развития «Дошкольник плюс» отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»)

Опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения

Представлен опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в г. Новый Уренгой.

Задать вопрос