Опыт взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с НКО по сохранению исторической памяти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 04.12.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Ермаков, В. В. Опыт взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с НКО по сохранению исторической памяти / В. В. Ермаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76071/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассматривается значение исторической памяти для воспитания подрастающего поколения. Под термином «историческая память» авторы имеют в виду состояние индивидуальной и коллективной памяти. Анализируется роль некоммерческих организаций по сохранению исторической памяти. В качестве примера деятельности рассматриваются практики Тульской региональной общественной организации «Клуб историко-технического стендового моделизма «Наследие Левши».

Ключевые слова: историческая память, Тульская область, государственная власть, Тула, Российская Федерация, местное самоуправление.

Одним из наиболее значимых событий 2020 года стало всенародное голосование по внесению поправок в основной закон нашей страны — Конституцию РФ. Среди поправок, внесенных в Конституцию РФ особо можно выделить те, которые касаются вопросов сохранения исторической памяти и недопущения ее искажения, умаления или отрицания тех или иных исторических событий. Так в п. 2 статьи 67.1 Конституции РФ говориться, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Часть 3 той же статьи гласит: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается» [1, ст.67.1]. Президент РФ Владимир Владимирович Путин неоднократно подчеркивал, что «мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни». Выступая перед школьниками на всероссийском открытом уроке 1 сентября 2020 года Президент РФ подчеркнул «Каким бы быстрым не был темп изменений, есть вещи, которые останутся фундаментальными, незыблемыми. Это, прежде всего, наша история, история нашей страны, уважение к ней. Наша культура, давшая и нам, и всему человечеству плеяду блистательных имен, огромное количество шедевров. Наконец, наши традиции. И конечно, наша общая память, неразрывно связывающая нас с предками, со многими поколениями людей, наших родственников, которые жили, учились, создавали семьи, мечтали так же, как и вы сегодня, и созидали. Но и защищали все это. А все это и есть наше Отечество». Так же Президент РФ отметил, что сохранение исторической памяти — задача государственной важности [2].

Разберем понятие «историческая память». В настоящий момент ученые не могут дать однозначного ответа на данный вопрос. Когда специалисты говорят об «исторической памяти» (многообразие определений, порожденных публицистическим употреблением этого словосочетания, представляет отдельный предмет для исследования), то этим определением обнимают несколько уровней знания о прошлом: достаточно самостоятельными уровнями являются знания, которыми обладают индивиды и группы индивидов, память индивидуальная и коллективная. В индивидуальной и коллективной памяти, в свою очередь, выделяют области информации, почерпнутой из собственного опыта и опыта ближайшего социального окружения (семейная и корпоративная память), из сферы внутрисоциальных, межличностных и межгрупповых коммуникаций, из различных источников массовой информации, из знакомства (в разных форматах) с научными исследованиями [3, с. 24].

Часто понятие «историческая память» отождествляют с понятием «историческое наследие». Однако понятие «историческая память» значительно шире. Историко-культурное наследие — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию. Недвижимые объекты историко-культурного наследия (памятники истории и культуры) составляют его материальную основу и формируют историко-культурную национальную среду. К объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и других, и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В глобальном, государственном, смысле мы можем рассматривать историческую память как коллективную память общества об исторических событиях, связанных с жизнью нашей страны. Таким образом историко-культурное наследие является наглядной составляющей исторической памяти. Сегодня понятие «историческая память» тесно соседствует с понятием «историческая политика». Историческая политику можно понимать как набор практик, с помощью которых отдельные политические силы стремятся утвердить определенные интерпретации исторических событий как доминирующие. То есть с помощью исторической политики происходит формирование массового сознания людей под нужным углом зрения.

Так, резолюция Европейского парламента от 19 сентября 2019 года «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы» прямо обвиняет Советский Союз в развязывании Второй мировой войны наравне с нацистской Германией. Подавая Пакт Молотова-Риббентропа как сговор СССР и Германии о разделе Европы представители европарламента явно пытаются перекроить историю и показать СССР не страной, победивший нацистскую Германию, а ставит советских воинов, ценой миллионов жизней освободивших Европу от нацистов на одну ступень с немецкими оккупантами. МИД РФ назвал резолюцию грубой фальсификацией истории и попыткой поставить знак равенства между нацистской Германией и СССР. Президент России В. В. Путин охарактеризовал резолюцию как «беспардонную ложь», подписанную людьми, которые «не знают историю» [4].

Некоммерческие организации как представители наиболее активной части общества играют крайне важную роль в деле сохранения исторической памяти. По данным Министерства Юстиции РФ на территории Российской федерации зарегистрировано свыше 200 000 некоммерческих организаций. В качестве примера положительных практик деятельности общественных организаций в сфере сохранения исторической памяти можно привести работу Российского военно-исторического общества.

На сегодняшний день открыто 85 региональных отделений РВИО, в обществе состоят свыше 13 000 человек. То есть в каждом регионе Российской федерации открыто отделение РВИО, которое активно взаимодействует с региональными органами государственной власти и местного самоуправления в деле сохранения исторической памяти и популяризации изучения истории Отечества среди граждан. Так, согласно отчету, опубликованному на официальном сайте РВИО в 2020 году было проведены следующие мероприятия: свыше 650 научных лекций; более 70 научных конференций; работают 5 лекториев и научных клубов.

За последнее время издано 10 книг по военной истории Отечества; проведено свыше 600 экспертиз документальных и художественных фильмов; оказана поддержка созданию 45 художественных фильмов и сериалов; организована работа порталов «ИСТОРИЯ.РФ» и «МЕСТОПАМЯТИ.РФ»; запущен онлайн проект «Памятные даты военной истории Отечества», набравший свыше 80 000 000 просмотров; установлено более 300 памятников, стел и бюстов, свыше 3000 мемориальных досок; открыты 4 музея, в которых представлено свыше 40 экспозиций, которые посетили свыше 1 750 000 человек; проведено 213 военно-исторических фестивалей, в которых приняли участие более 15 000 реконструкторов, количество зрителей превышает 3 000 000 человек; организовано 108 поисковых экспедиций, обнаружены останки более 8000 советских воинов, из них удалось установить свыше 500 имен; организовано 155 военно-патриотических лагерей и смен в 53 регионах России, свыше 38 000 участников.

В рамках проекта «Маршруты Победы. Путешествия для школьников» было разработано 205 маршрутов в 23 регионах РФ. Более 700 000 школьников смогли узнать новые страницы военной истории России и посетить музеи и памятные места.

В числе партнёров РВИО можно выделить Министерство культуры РФ, Министерство обороны РФ, Министерство иностранных дел другие органы государственной власти. Согласно Указа Президента РФ № 1710 29 декабря 2012 года общественно-государственному объединению предоставляется имущественная и финансовая поддержка со стороны органов государственной власти [5]. Таким образом мы видим, что при государственной поддержке общественная организация может провести большое количество мероприятий и достичь высоких показателей в части реализованных проектов.

Для сравнения приведем пример работы региональной некоммерческой организации по сохранению исторической памяти. Для примера такой НКО рассмотрим Тульская региональная общественная организация «Клуб историко-технического стендового моделизма «Наследие Левши» имеет государственную регистрацию и действует на основании Устава. Тульская региональная общественная организация «Клуб историко-технического стендового моделизма «Наследие Левши», представляет собой основанное на добровольном членстве общественное объединение, созданное по инициативе граждан Российской Федерации объединившихся на основе единства интересов для реализации общих целей, указанных Уставе.

Устав НКО закрепляет в числе направлений деятельности организации работу по патриотическому воспитанию, историческому и культурному просвещению, организацию и проведение мероприятий культурно-исторической направленности, в том числе выставок военно-патриотической направленности. Одним из основных направлений деятельности клуба является сохранение исторической памяти путем создания моделей военной техники, композиций с ними, посвященных памятным событиям отечественной истории с последующим экспонированием их на выставках и в музеях Тулы и других городов.

В 2020 году ТРОО «КИТСМ «Наследие Левши» были организованы и проведены следующие историко-патриотические мероприятия:

– постоянно действующая выставка «Путь к Победе» в Тульском государственном музее оружия. Посещаемость музея порядка 10 000 человек в неделю;

– постоянно действующая выставка «История в деталях» в военно-патриотическом парке «Патриот — Тула»;

– XIV ежегодная выставка-конкурс стендовых моделей и военно-исторической миниатюры «Техника в масштабе» в Тульском государственном музее оружия, при поддержке Министерства молодежной политики Тульской области. В рамках конкурса были определены более 90 победителей и призеров среди детей;

– VI выставка военно-исторической миниатюры «История в миниатюре — взгляд сквозь века», организованная совместно с Секцией военно-исторической миниатюры Московского городского отделения РВИО в Орловском военно-историческом музее;

– серия мастер классов по сборке моделей советской военной техники времен ВОВ для детей и подростков в воскресной школе при Свято-Никольском храме г. Тула;

– проведение мастер-классов для всех желающих в Общественном ресурсном центре г. Тула;

– проведение мастер-классов по сборке моделей советской военной техники принимавшей участие в Курской битве для участников молодежного патриотического форума «Память и Слава» в Курской области;

– участие в онлайн-фестивале «День добрых дел» в качестве одной из площадок для прохождения квеста;

– проведение онлайн занятий и консультаций в период пандемии;

– участие в съемках сюжетов телеканала Первый тульский.

Всего в мероприятиях, проведенных ТРОО «КИТСМ «Наследие Левши» приняли участие свыше 500 человек, а выставки, посетили более 100 000 человек. Информационный охват мероприятий озвученных выше составил более 300 000 человек. Этому способствовали освещение деятельности НКО в региональных СМИ, таких как: телеканал Первый тульский, газета Тульские известия, газета Тула. Учредителями данных СМИ являются Правительство Тульской области и Администрация города Тулы. Работа данных СМИ с некоммерческим сектором ведется планомерно и общественность своевременно узнает о инициативах третьего сектора и может принять участие в различных инициативах. Кроме того, органы государственной власти и местного самоуправления так же оказывали информационную поддержку и размещали информацию о проводимых ТРОО «КИТСМ «Наследие Левши» мероприятиях на своих информационных ресурсах. Общественный ресурсный центр г. Тулы, созданный Администрацией г. Тулы оказывает имущественную поддержку НКО, а именно предоставляет помещения для проведения мероприятий, коворкинг, проводит образовательные и просветительские мероприятия, проводятся консультации по муниципальным грантам, отчетности, по регистрации НКО и внесению изменений в уставные документы. Организуется выставка-ярмарка общественных проектов, где НКО могут рассказать о себе, поделиться своими наработками, принять участие в семинарах, мастер-классах.

Так же в регионе действует Ресурсный центр Правительства Тульской области. Ресурсным центром проводится масштабная просветительская работа, так, например в рамках проекта «Гражданский университет» представители НКО знакомятся с изменениями в законодательстве в сфере НКО, как правильно подготовить отчетность, как грамотно взаимодействовать со СМИ и многое другое. Реализуется проект «Диалог лидеров», где представители НКО могут поделиться с коллегами своими наработками в различных сферах, задать вопросы приглашенным спикерам и получить новые полезные знания. Так проводятся консультации для НКО по написанию проектов для участия в конкурсах региональных и президентских грантов.

ТРОО «КИТСМ «Наследие Левши» заключены соглашения о сотрудничестве с такими федеральными учреждениями культуры как Музей-заповедник Куликово Поле, Тульский государственный музей оружия», некоммерческими организациями Курской РОО «ОЦ Монолит», Тульскими общественными организациями «Мам-компания», «Маленькая страна — мы есть», Юридическим полицейским колледжем, а так же с рядом других некоммерческих и религиозных организаций. Совместно с этими организациями проводится ряд мероприятий, в том числе направленных на знакомство детей и подростков с отечественной историей и сохранение исторической памяти.

В Тульской области обеспечивается грантовая поддержка некоммерческим организациям. Так, операторами грантов выступают Министерство молодежной политики Тульской области (гранты на поддержку молодежных организаций, волонтерства, молодых талантов), Министерство труда и социальной защиты населения Тульской области (поддержка инвалидов, работа с престарелыми гражданами и другие направления), Министерство Культуры Тульской области (поддержка народного творчества, культурных мероприятий).

В 2020 году клуб «Наследие Левши» не получал государственных субсидий и не выигрывал гранты. Тем не менее, все перечисленные выше мероприятия были проведены в срок и охватили большое количество аудитории.

Таким образом, можно сделать вывод, что даже небольшая некоммерческая организация, не имеющая бюджетного финансирования способна охватить достаточно большую аудиторию, имея лишь информационную поддержку со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В то же время существует достаточно большой объём мер поддержки НКО со стороны органов власти [6, с.140]. Это имущественная поддержка, предоставление грантов и субсидий, консультации специалистов, образовательные мероприятия, нацеленные на повышение объёма знаний у руководителей НКО и активистов. Взаимодействие некоммерческого сектора с органами государственной власти и местного самоуправления способствует укреплению связей общества с государством, а так же повышению качества реализуемых общественных инициатив.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Путин принял участие в открытом уроке «Помнить — значит знать”. Полный текст. — Текст: электронный // Российская газета RG.RU: [сайт]. — URL: (дата обращения: 02.12.2020).

3. Шестов, Н. И. Память историческая и память политическая: структура политико-мифологической связи / Н. И. Шестов. — Текст: непосредственный // История и историческая память. — Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Саратов), 2010. — С. 20–30.

4. Москва раскритиковала Европарламент из-за принятия «антисоветской” резолюции. — Текст: электронный // Интерфакс: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2020/09/01/putin-prinial-uchastie-v-otkrytom-uroke-pomnit-znachit-znat-polnyj-tekst.html (дата обращения: 02.12.2020).

5. Указ Президента Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 1710 «О создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»». — Текст: электронный // Президент России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36611 (дата обращения: 02.12.2020).

6. Татаренко, Н. Е. Проблемы формирования и реализации социальной политики Российского государства / Н. Е. Татаренко, А. И. Левин. — Текст: непосредственный // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: социология. — 2015. — № 14 (1). — С. 136–143.

Основные термины (генерируются автоматически): историческая память, Тульская область, государственная власть, тула, Российская Федерация, местное самоуправление, историко-культурное наследие, историко-технический стендовый моделизм, нацистская Германия, Тульский государственный музей.


Задать вопрос