В статье автор пытается определить специфику исполнения судебного решения о лишении специального права в правоприменительной практике.
Ключевые слова: исполнение наказания, административное наказание, лишение специального права, право управления транспортным средством, водительское удостоверение.
Наказание всегда назначается с перспективой его исполнения, не составляет исключение и административное наказание. Действующее российское административное законодательство содержит ряд административно-принудительных мер, которые в совокупности образуют институт административного наказания. В свою очередь, административное наказание подразделяется на виды. Каждому виду наказания присуща своя специфика исполнения.
В данной статье речь пойдет о порядке исполнения постановления о лишении специального права.
Необходимо отметить, что лишение специального права назначается исключительно судьей и только в отношении физических лиц. Такой строгий судебный порядок служит целям административного наказания в виде лишения специального права и призван усилить гарантии лица от произвола государства, и предусматривает спор между государством и личностью о фактических обстоятельствах случившегося, следовательно, исполнение такого вида наказания — значимый и ответственный процесс.
Если мы обратимся к части 1 статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то мы увидим определение лишения специального права, которое дает КоАП Российской Федерации, а именно: «лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП Российской Федерации» [1].
Статья 32.5. КоАП Российской Федерации содержит перечень органов, исполняющих постановления о лишении специального права. Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел.
Как следует из указанной статьи, административное наказание в виде лишения специального права проявляется в ограничении субъективных прав физического лица в сфере административно-разрешительной системы. Это следует из самого понятия «специального права», которое содержит в себе особые возможности, предоставляемые лицу государством. При этом, контроль государством реализации лицом своих специальных прав, предоставляемых ему государством напрямую связан с защитой «основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [2], поскольку неправомерное использование специальных прав потенциально способно причинить вред значимым общественным ценностям.
Согласно ч. 1.1. ст. 32.7 КоАП Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу решения о наложении административного взыскания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное особого права, должно явиться в орган, исполняющий данный вид административного наказания, и в случае утраты этих документов заявить совпадает с указанными полномочиями.
В случае уклонения частного лица по специальному праву от представления соответствующего сертификата (специального разрешения) или других документов, срок аннулирования специального права истекает.
Срок прекращения отзыва специального права начинается со дня, когда лицо предъявляет или отзывает у него соответствующее свидетельство (специальное разрешение) или другие документы, а также с момента получения от органа, исполняющего данный вид взыскания, административного заявления об утере лицом этих документов.
Истечение срока отзыва особого права в случае назначения частного лица со специальным правом на административный приговор в виде лишения того же специального права начинается на следующий день после истечения ранее примененного уголовного наказания.
Таким образом, подводя итог сказанному выше, можно сделать главный вывод. Оперативное, полное, неукоснительное и законное исполнение административного наказания в виде лишения специального права играет важную роль в общественной жизни так как без исполнения назначенных наказаний административное законодательство не может эффективно решать задачи, закрепленные за этой отраслью права. В результате правонарушители могут остаться безнаказанными, а законные интересы физических и юридических лиц, общества и государства останутся незащищенными. Можно сколь угодно ужесточать ответственность за совершенные правонарушения, однако без эффективного механизма исполнения назначенных наказаний эти меры не будут оказывать должного воздействия на сложившиеся общественные отношения и обеспечение общественной безопасности. Лишение специального права занимает особое место среди административных взысканий и играет значительную роль в борьбе с административными правонарушениями. Задачей законодательства об административных правонарушениях является защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Максимов И. В. Административные наказания. — М.: Норма. 2009.