Правовой анализ статуса субъектов малого и среднего бизнеса в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 04.12.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Шелест, М. А. Правовой анализ статуса субъектов малого и среднего бизнеса в современной России / М. А. Шелест. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76058/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассматриваются правовые положения о субъектах малого и среднего бизнеса в России, а именно: кто относится к субъектам МСП, почему данная категория обладает расширенными мерами поддержки, для чего государство принимает многие концепции и стратегии развития исключительно для микробизнеса и т. д.

Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, закон, Россия, субъекты малого и среднего бизнеса, микропредприятия, меры поддержки.

The article considers the legal provisions on small and medium-sized businesses in Russia, namely: who belongs to SMEs, why this category has expanded support measures, for which the state adopts many development concepts and strategies exclusively for microbusiness, etc.

Keywords: business, entrepreneurship, law, Russia, small and medium-sized businesses, microenterprises, support measures.

Под предпринимательством понимается «самостоятельная деятельность, которая осуществляется на свой страх и риск и направлена на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» [6, c. 57].

В. В. Лаптев отмечал, что субъекты предпринимательства — это «носители предпринимательских прав и обязанностей, которые связаны с непосредственным осуществлением хозяйственной деятельности» [7, c.12]. Также субъекты вправе выступать в отношениях от своего имени и нести за свои действия ответственность. К субъектам предпринимательства принято относить лиц, непосредственно осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также государство, субъекты РФ, муниципальные образования, саморегулируемые организации.

На апрель 2020 года количество малых предприятий составило 248 085, микропредприятий — 5 874 543, средних предприятий — 18 655.

Средняя численность работников на апрель 2020 года в малых предприятиях составляет 6 510 258 человек, в микропредприятиях — 7 461 179 человек, в средних предприятиях — 1 810 075 человек [9].

Около 78,4 % работников осуществляют трудовую деятельность на малых предприятиях в таких сферах как: торговля, обрабатывающее производство, сельское хозяйство, операции со строительством и недвижимостью.

В средних предприятиях превалируют более капиталоемкие области: банковская деятельность, транспорт и страхование). Оборот малых предприятий составил 38877,0 млрд рублей, в том числе микропредприятий — 20138,8 млрд рубдей, в средних предприятиях — 7590,4 млрд рублей.

За последние 25 лет с момента распада СССР малый и средний бизнес достиг определенных высот и стал одним из ключевых способов ведения предпринимательской деятельности. Около 1/5 ВВП РФ, а во многих субъектах этот показатель достигает и 1/3 ВРП создается за счет деятельности субъектов МСП.

Микро и малые предприятия осуществляют свою деятельность в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия охватывают сферу обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, а также строительства.

Однако вклад субъектов МСП в общие экономические показатели в РФ значительно ниже, чем во многих странах мира. Как уже отмечалось ранее, большую часть субъектов МСП составляют микропредприятия, а число средних предприятий значительно ниже. На малые и средние предприятия приходится около 5–6 процентов общего объема основных средств и 6–7 процентов объема инвестиций в основной капитал.

К субъектам МСП относятся юридические лица и ИП, соответствующие следующим критериям:

1) Обеспечение независимости от государства и крупного бизнеса. Если речь идет о юридических лицах, то суммарная доля участия публично-правовых образований, а также фондов не должна превышать 25 %, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц — 49 %. Однако данные ограничения не касаются тех субъектов, кто планирует осуществлять практическое внедрение результатов интеллектуальной деятельности, участникам проекта «Сколково» и «Иннополис». Также есть ограничения участия акционерных обществ — их акции должны быть отнесены к акциям высокотехнологичного сектора экономики.

2) Среднесписочная численность работников не должна превышать установленные предельные значения (к примеру, для малых предприятий до 100 человек, до 250 человек — для средних предприятий).

3) Доход от деятельности хозяйствующего субъекта «для микропредприятий не должен превышать 120 млн рублей в год, для малых — 800 млн рублей, а для средних — 2 млрд рублей» [2].

Субъекты МСП позволяют создавать новые рабочие места, производить современные необходимые обществу товары, оказывать услуги, выполнять работы на высоком уровне. Также они вносят свой вклад в части формирования и пополнения бюджетной системы всех уровней. Государство на данный момент активно старается поддерживать развитие МСП путем предоставления различных прерогатив. К таковым относятся: введение ограничения контрольных проверок (первые три года деятельности организации); различные виды льготных кредитов, субвенций и субсидий от государственных органов; помощь в составлении налоговой и бухгалтерской отчетности, налоговые льготы и упрощение государственной процедуры регистрации [8, c. 20].

Однако доля малого и среднего бизнеса в России в общем объеме России не превышает 20 %, в то время как в экономически развитых странах его доля достигает более 60 % [5]. Это происходит из-за того, что в России малым и средним предпринимателям трудно организовать свою деятельность без государственного правового регулирования.

Как уже было рассмотрено ранее, желание разработать механизм воздействия органов власти на частный сектор появилось еще с момента появления экономических отношений. Тем не менее, в России не удалось еще выработать единую верную модель экономического сотрудничества предпринимателей и государства, которое позволит стабильно развиваться и избежать периодов экономического спада. Также данное сотрудничество позволит установить взаимовыгодный для власти и бизнеса диалог. Ведь государство может стать не только причиной экономического подъема, но и быть причиной спада экономического сотрудничества.

В 2007 году был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который регламентировал понятие субъектов МСП — это «хозяйствующие субъекты, отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям» [1]. Это позволило защищать деятельность субъектов МСП нормами Федерального закона «О защите конкуренции».

В 2008 году была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в рамках которой «важно усилить глобальную конкуренцию путем развития инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков» [3].

Зачастую возникает вопрос относительно отказа в предоставлении мер государственной поддержки. Минэкономразвития еще в 2008 году разъяснил, что «ФЗ о развитии МСП установлен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении государственной поддержки субъектам МСП» [4]. Это позволяет предотвратить случаи неправомерного отказа от мер государственной поддержки.

На данный момент субъекты МСП постепенно вступают на рельсы развития с учетом реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. Однако в сравнении с зарубежными странами сфера МСП значительно отстает по причине повышенного риска, жесткой конкуренции, недоступности кредитных ресурсов, высокого уровня налогового бремени.

В последнее время все больше стало появляться различных организаций, оказывающих содействие субъектам МСП: технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы.

Технопарки создаются, по большей части, для сферы высоких технологий. Это имущественный комплекс, который включает в себя общую площадь не менее 5 000 кв. м., состоящую из объектов различных инфраструктур. Резидентами технопарков являются малые и средние предприятия, научные организации, проектно-конструкторские бюро и т. д.

Также есть промышленные технопарки, которые могут быть направлены на промышленное производство, инновационную, научно-техническую деятельность. Креативные технопарки созданы для осуществления профильной деятельности юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Промышленные парки — это пространства, резиденты которого осуществляют промышленное производство. Данные пространства поддерживаются государством и создаются для развития сферы предпринимательства в промышленной сфере.

Бизнес-инкубатор — это организация, которая поддерживает предпринимателей на начальном этапе их деятельности (в течение трех лет). Также есть бизнес-инкубаторы, которые поддерживают крестьянские (фермерские) хозяйства.

Все это говорит о том, что правовой статус субъектов малого и среднего бизнеса расширяется и продолжает развиваться по мере развития мер поддержки государства. Отметим, что субъекты МСП регулируются федеральным законодательством, подзаконными актами, региональными нормативными актами. Наиболее существенными из актов являются федеральный закон о малом и среднем бизнесе (209-ФЗ), Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая), концепции и стратегии развития субъектов малого и среднего бизнеса.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.10.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. № 31. Ст. 4006.
  2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства РФ. 11.04.2016. № 15. ст. 2097.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. ст. 5489.
  4. Письмо Минэкономразвития РФ от 23.05.2008 № Д05–2022 «О порядке формирования и реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства» // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Богачкова Л. Ю. Регулирование развития малого и среднего бизнеса в России [Электронный ресурс] // URL: https://www.ictsd.org/bridges-news (Дата обращения: 23.11.2020).
  6. Губин Е. П., Лахно П. Г. Предпринимательское право РФ: учебник — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект. 2017. С. 57.
  7. Лаптев В. В. Субъекты предпринимательского права — учебник — М.. 2013. С. 12.
  8. Мандрова А. А. Становление и проблемы малого и среднего предпринимательства в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 1. С. 17–21.
  9. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // URL: https://rmsp.nalog.ru/ (Дата обращения: 22.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): среднее, предприятие, малый, Россия, субъект, бизнес, государственная поддержка, высокий уровень, долгосрочное социально-экономическое развитие, Российская Федерация.


Задать вопрос