Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 04.12.2020

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Новикова, Е. Д. Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ / Е. Д. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76052/ (дата обращения: 01.03.2021).



В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Ключевые слова: система математического образования, инновационные методы обучения.

В последние годы наблюдается активный поиск приемов и средств повышения эффективности обучения в школе. Использование наряду с традиционными методиками и технологиями инновационные методы обучения – важнейшее средство улучшения результатов учебного процесса. Система подготовки к ОГЭ по математике на протяжении девяти лет в обучении необходима, она должна определяться содержанием учебного процесса [1]. Таким образом, возникла идея разрешения имеющихся противоречий на основе системы подготовки к Основному государственному экзамену по математике через урочную и внеурочную деятельность.

Все больше выдвигается требований относительно трансформации полученных знаний и умений, которые дает школа в средство пригодное для саморазвития индивидуума и личности в целом. Актуальным при этом остается воспитание и развитие математической грамотности в компетенциях человека. Поскольку человеку необходимо понимать основную роль математики в современном обществе. А также использовать математику для удовлетворения в текущем и в будущем потребностей присущих мыслящему гражданину.

Знания в точных науках, в том числе и в математике определяются исходя из потраченных усилий на их приобретение. Другими словами, знание необходимо приобретать усилием собственной мысли, а не использованием памяти [2]. Таким образом, учащимся необходимо давать свободу и возможность самостоятельно искать ответ. А роль учителя уходит на второй план, он как бы наблюдает со стороны за ходом мысли ученика и вовремя его направляет, а также осуществляет первичный контроль по уровню понимания того, как выполняется задание. Исходя из этого формируется новая форма сотрудничества между учеником и учителем в решении любых проблем. Это такая форма сотрудничества, которая позволяет скрепить взаимопонимание.

При использовании существующей системы подготовки к ОГЭ по математике возникают такие проблемы, как:

1) Снижении мотивации у обучающихся, что негативно сказывается на снижении качества имеющихся у них знаний. Кроме этого, стоит отметить однообразность форм проведения уроков;

2) между ориентацией нового содержания образования на формирование коммуникативных компетентностей обучающихся и традиционными формами, и методами обучения, ориентированными на подачу готовых знаний;

3) между объективной потребностью в использовании новых технологий в образовательном процессе с целью преодоления недостаточной базы технических средств обучения;

4) спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленной, более эффективной системе подготовки к ОГЭ по математике.

Стоит рассмотреть роль преподавателя в образовательном процессе через призму преподавателя – фасилитатора. То есть он должен направлять размышление ребят в верное русло и для того необходимо создавать систему вопросов и заданий разного уровня, предполагающие неоднозначность решения [3]. Таким образом подбор заданий по математики практической направленности позволит учимся полагаться на имеющийся у них жизненный опыт, показывая всю важность и величие математической мысли, и нестандартность подходов к решению обсуждаемых проблем.

При формировании ключевых компетенций в математики особое внимание стоит уделить организации учебной деятельности учащихся и настроить их на самостоятельность познания.

Характеристикой для математической культуры учащегося 9 класса можно охарактеризовать таким образом:

– Сформированность умений говорить и писать математические темы на высоком уровне. Возможность обучающегося пересказать своими словами математический смысл;

– Владение различными математическими языками;

– Неформальное осознание применение теории с достаточным количеством обоснования при доказательстве или опровержении утверждения благодаря всестороннему анализу и глубокому смыслу математического объекта;

– Высокий уровень проведения всестороннего математического анализа;

– Достаточный уровень умений в отборе необходимых математических знаний и использование их для решения поставленных проблем, которые возникают в повседневной жизни.

В девятом классе можно использовать подход к ориентации на элективные курсы по решению уравнений и неравенств с параметрами; теории вероятности и комбинаторики [4]. Такой подход значительно помогает обобщить и систематизировать математические знания школьников.

Практика преподавания материала школьникам показывает, что они сильно зависят от формы подачи информации. Например, в седьмом классе легко и просто ученики понимают задание «Решить уравнение 0.5x = x 2 – 5» Но многие из них не сразу осознают аналогичную цель в условии: «При каких значениях х верно равенство 0.5x = x 2 – 5?» И почти все испытывают самые серьезные затруднения при рассмотрении той же ситуации, но заданной словесно: «Найти число, половина которого меньше его квадрата на пять». Разумеется, язык школьной математики не должен создавать дополнительных трудностей для восприятия, но отказываться от различных форм предъявления информации тоже не следует.

Активное внедрение дистанционного обучения в систему школьного образования при подготовке учащихся к основному государственному экзамену по математике позволяет готовиться и использовать современные тренды в обучении [5]. Наиболее известных онлайн-платформ: Moodle, iSpring, WebTutor, Teachbase, GetCourse, Memberlux, среди которых преимущество отдается Moodle. Основные преимущества платформы Moodle для разработки онлайн курса по математике для подготовки к ОГЭ обладает высоким потенциалом. В нем достаточно просто формировать задания и отслеживать этапы его выполнении обучающимися. Имеет доступный и понятный интерфейс. Позволяет загрузить банк вопросов в тестовой форме. Кроме этого, позволяет предоставить наполнение по каждой теме различными компонентами в том числе и видео, презентация, таблицы, онлайн общение.

В 9 классе подготовку к ОГЭ по математике стоит рассматривать как тип учебной детальности, который требует от ученика высокого уровня самосознания, мотивации, ответственности и рефлективности [6]. Кроме этого, эффективность учебного процесса на прямую зависит от качества преподавания и уровня организации самостоятельной работы ученика.

Во-первых, имеющиеся навыки, умения и привычки невозможно передать от преподавателя к ученику если не установлена взаимосвязь и взаимопонимание. Знания не могут выступать материальными предметами, поэтому психологическая связь учителя со всеми учениками выходит на первую позицию. Каждый ученик способен овладеть знаниями путем реализации познавательного труда, который заключается в прослушивании, чтении, разбора и осмысления текстов а также проведения критического анализа.

Во-вторых, процесс познания направлен на выявление сущности и содержания изучаемого материала. Необходимо сформировать пробную взаимосвязь между компонентами в процессе обучения. Все компоненты должны быть логично связаны, каждый последующий должен быть сложнее предыдущего. Только тогда будет выстроена прочная связь. Например, знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие и наконец формирование мнения, вывода. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.

В-третьих, когда человек находиться в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, он непременно развивается и формирует себя как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа ученика на дому требует от него самостоятельности. Самостоятельная работа способна вызвать у индивидуума высокую культуру умственного труда. Такая культура заключается в чтении книг, изучении дополнительной литературы, ведение записей, поощряет стремление познать что-то новое. Именно такой подход дает возможность выявить индивидуальные способности школьников, определить их наклонности, учесть их интересы и взгляды.

Таким образом, развитие математической грамотности учащихся 9 класса в процессе подготовки к огэ требует расставлять акценты на изменениях позиции ученика и учителя, а также формировать новые подходы к их общению в учебно – воспитательном процессе [7]. Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой строить свое сознание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением. Этот подход в образовании не раскрывает творческий потенциал человека, заложенный при его рождении природой, а закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, в частности, учителем.

Литература:

  1. Коньшина М. А. Способы повышения эффективности процесса обучения математике //Актуальные проблемы преподавания физики и математики в школе. – 2016. – Т. 55. – №. 25. – С. 121.
  2. Гоголашвили О. В. О плане мероприятий по реализации концепции развития математического образования в школе //Региональное образование: современные тенденции. – 2016. – №. 2. – С. 61-64.
  3. Завгороднева Е. В., Дубинчина И. В., Толстова М. Г. Межпредметные связи в обучении математике как средство повышения качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации //Современное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития. Материалы XIV Межре. – 2019. – С. 19.
  4. Панина К. И. Применение системы moodle для разработки онлайн курса по математике для подготовки к огэ //Вопросы педагогики. – 2019. – №. 12-2. – С. 270-275.
  5. Белых О. Н. Практико-ориентированный подход в обучении финансовой математике в школе //Современные проблемы физико-математических наук. – 2018. – С. 11-16.
  6. Сикорская Г. А., Гамова Н. А., Кулиш Н. О подготовке старшеклассников к егэ по математике на основе принципов личностно ориентированного образования //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – №. 3 (215).
  7. Чинякова Н. В. Особенности проведения элективного курса «финансы и математика» в 9 классе общеобразовательной школы //Электронный научный журнал. – 2019. – Т. 1. – С. 39.
Основные термины (генерируются автоматически): математик, знание, учебный процесс, высокая культура, инновационный метод обучения, класс, образовательный процесс, основной государственный экзамен, самостоятельная работа ученика, форма сотрудничества.


Ключевые слова

инновационные методы обучения, система математического образования
Задать вопрос