Пути адаптации антимонопольного законодательства к условиям цифровой экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 04.12.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Каранда, А. В. Пути адаптации антимонопольного законодательства к условиям цифровой экономики / А. В. Каранда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76036/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье было рассмотрено понятие «цифровая экономика» в контексте его влияния на антимонопольное законодательство. Также в статье были выделены и проанализированы основные векторы адаптации антимонопольного законодательства к современным цифровым реалиям.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, цифровая экономика, цифровизация, адаптация антимонопольного законодательства, Федеральная антимонопольная служба.

Процесс информатизации общества стал одним из ключевых трендов развития современного мира. Цифровизация экономики стала закономерным процессом и неотъемлемым элементом этого тренда.

Под «цифровой экономикой» понимается экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, связанная с электронным бизнесом и электронной коммерческой деятельностью, и производимых и сбываемых ими цифровыми товарами, работами и услугами [1].

Цифровая экономика затронула многие сферы общественной жизни, существенно видоизменив многие общественные отношения, в том числе и экономические. Следовательно, в результате развития данной тенденции возникла необходимость в законодательном урегулировании таких отношений и соответствующей коррекции действующего законодательства государства.

Цифровизация экономики также затронула отношения, связанные с конкуренцией хозяйствующих субъектов, и антимонопольное право. Таким образом, органам Федеральной антимонопольной службы для эффективной адаптации к цифровой экономике необходима разработка релевантной стратегии, так как контролирующие органы должны понимать и адекватно оценивать происходящие в современной российской экономики процессы [2].

Как отмечает руководитель ФАС России Андрей Цыганов: «Стремясь извлечь большую прибыль, участники рынка всё чаще вступают в сговоры между собой, так как цифровая экономика, «Big Dаtа» влекут большие соблазны». Кроме того, преступления, совершаемые при помощи современных компьютерных технологий, характеризуется сложностью их предотвращения, выявления и раскрытия, так как пространство сети Интернет способствует конспирации преступных действий, благодаря широким техническим возможностям для анонимизации деяний [3].

Кроме того, актуальность данной проблемы подчёркивает тот факт, что доля цифровых отраслей экономики в структуре ВВП составляет 2,8 % (39 место в мире) и она продолжает стремительно увеличиваться, тем не менее отставая от ведущих экономик мира.

На законодательном уровне пути адаптации антимонопольного регулирования к цифровой экономике закреплены в Приказе ФАС России от 18.03.2020 № 289/20 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года (I этап — 2020–2024 годы)» и включают в себя следующие мероприятия [4]:

  1. Модернизация антимонопольного законодательства для эффективного его применения в условиях цифровой экономики: законодательное закрепление понятий «цифровая платформа» и «сетевой эффект», определение новых критериев доминирующего положения на рынке с учётом сетевого эффекта, принятие нормативно-правовых актов, определяющих порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, где взаимодействие покупателей и продавцов происходит при помощи цифровых платформ при наличии сетевых эффектов.
  2. Обеспечение на законодательном уровне определения новых подходов при контроле экономической концентрации.
  3. Обеспечение расширения полномочий антимонопольных органов при осуществлении контроля исполнения предписаний.
  4. Обеспечение отмены иммунитетов для злоупотреблений доминирующим положением, картелей и ограничивающих конкуренцию соглашений, связанных с осуществлением прав на интеллектуальную собственность.
  5. Разработка и обеспечение принятий изменений в антимонопольное законодательство, уточняющих формы недобросовестной конкуренции в отношении специфических недобросовестных практик хозяйствующих субъектов, деятельность которых преимущественно осуществляется в законодательном пространстве.
  6. Обеспечение разработки и принятия изменений в законодательство, предусматривающих регулирование полномочий Правительства РФ в целях охраны жизни и здоровья граждан принимать решения об интеллектуальной собственности без согласия правообладателя с уведомления его об этом в кратчайший срок и выплатой ему соразмерной компенсации.
  7. Обеспечение разработки и принятия изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, позволяющих рассматривать использование ценового алгоритма в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства.

Также можно выделить несколько иные векторы адаптации антимонопольного законодательства к цифровой экономике [5]:

– совершенствование антимонопольного законодательства и правоприменительной практики,

– усовершенствование методологии налогообложения и контроль деятельности зарубежных компаний на территории РФ,

– регулирование вопросов интеллектуальной собственности,

– противодействие новым формам правонарушений, в том числе на электронных торговых платформах,

– формирование инструментов снижения барьеров для входа на рынки цифровой экономики,

– законодательное внедрение механизмов противодействия картелям, основанным на использовании современных цифровых технологий,

– усовершенствование методологии анализа рынков, в том числе обновление правил определения географического и товарных границ рынков.

Кроме того, Федеральная антимонопольная служба активно внедряет последние научные разработки, связанные с цифровой экономикой. В рамках подготовки пятого антимонопольного пакета предлагается изменить механизм контроля процессов сбора компаниями персональных данных пользователей, принадлежность генерируемой компьютерами информации, вмешательство антимонопольных органов в регулирование института интеллектуальной собственности. Данный проект планируется реализовать совместно с инновационным центром «Сколково» [2].

Таким образом, реализация данных мероприятий будет способствовать успешной адаптации деятельности ФАС к современным экономическим реалиям, где постепенно активизируются механизмы цифровой экономики. Часть данных мероприятий уже нашла своё законодательное отражение в соответствующих стратегических документах, а внедрение других мер активно обсуждается и планируется. Следует также отметить то, что следует активно изучать зарубежный успешный опыт антимонопольного регулирования цифровой экономики, однако это необходимо делать с учётом национальной законодательной и экономической специфики.

Литература:

  1. Филиппович А. В. Обзор подходов к определению сущности цифровой экономики // Экономические исследования и разработки. — 2019. — № 1. — С. 150–152.
  2. Петровский Н. М., Мазурова Л. И., Корчагин А. Г. Цифровизация в сфере антимонопольного регулирования // Теология. Философия. Право. — 2018. — № 2 (6). — С. 137–146.
  3. ФАС России [Электронный ресурс]. URL: httрs://fаs.gоv.ru/nеws/30480 (дата обращения: 02.12.2020).
  4. Приказ ФАС России от 18.03.2020 № 289/20 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года (I этап — 2020–2024 годы)».

5. «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013–2024 гг». (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013).

Основные термины (генерируются автоматически): цифровая экономика, антимонопольное законодательство, интеллектуальная собственность, антимонопольное регулирование, Федеральная антимонопольная служба, доминирующее положение, обеспечение разработки, принятие изменений, ФАС России.


Задать вопрос