Пути совершенствования корпоративной культуры организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 03.12.2020

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Макарова, М. М. Пути совершенствования корпоративной культуры организации / М. М. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76006/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия корпоративная культура. Сформулированы и предложены современные способы совершенствования корпоративной культуры организации, которые повышают как общие показатели эффективности деятельности предприятия, так и субъективные оценки удовлетворенностью трудовой деятельностью сотрудников предприятия. Разработан проектный метод совершенствования корпоративной культуры организации.

Ключевые слова: корпоративная культура организации, организационная культура, стратегия развития, ценности.

Значение корпоративной культуры очень велико, именно поэтому ее все чаще называют нематериальной основой развития и успеха любой организации [5, c. 13].

На сегодняшний день имеется множество исследований в области формирования, поддержания и преобразования корпоративной культуры. Прогрессивные взгляды по вопросу формирования корпоративной культуры организации представлены в трудах таких ученых, как В. А. Спивак, М. Х. Мескон, О. С. Виханский.

Представляется важным осуществить анализ такого понятия, как «корпоративная культура», которое в настоящее время имеет множество вариаций. В работах В. Р. Веснина представлены оригинальные выводы о сущности понятия «корпоративная культура». Данный исследователь определяет корпоративную культуру не только как идеологию и философию управления, но и ценностные ориентации, распоряжения и нормы, находящиеся в основе отношений внутри организации, а также за её пределами.

Ю. Г. Семенов считает, что корпоративная культура — это «упорядоченная совокупность производственных, духовных и моральных достижений людей» [4, c. 23].

О. В. Ромашов дал наиболее полное определение корпоративной культуры: «Корпоративная культура — это комплекс важных предположений, которые принимаются членами организации и получающих выражение в заявленных организацией ценностях, дающий людям направления их действия и поведения» [7, c. 35].

Формирование деловой культуры организации существенно зависит от конкретной страны, где находится предприятие, и чьи граждане на нем работают. Причем, российский опыт не отличается успешностью: медлительность и противоречивость изменений отмечают многие исследователи трансформационных процессов. Основные проблемы модернизации связаны с тем, что реформаторами не учитываются особенности российской культуры, ее национальные ценности.

В связи с перечисленными проблемами возникает необходимость совершенствования корпоративной культуры организации.

Основная цель проекта совершенствования корпоративной культуры организации — реинжениринг текущего состояния корпоративной культуры организации. Повышение корпоративной культуры организации рекомендуется проводить проектным методом.

Проект предполагает выполнение следующих этапов:

 Анализ качества и уровня развитости текущего состояния корпоративной культуры с внутрикорпоративной точки зрения и точки зрения внешней бизнес — среды.

 Анализ вектора развития корпоративной культуры с учетом требований внутрикорпоративной и внешней среды.

 Выявление ключевых проблем в развитии корпоративной культуры компании.

 Выявление возможных направлений совершенствования корпоративной культуры компании.

 Создание документа «Корпоративное руководство».

 Стратегия внедрения усовершенствованной корпоративной культуры.

Выполняемые мероприятия в рамках проекта:

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Разработка инструментария проекта включает следующие элементы:

1.1 Инвентаризация опыта (методы анкетирования, тестирования).

1.2 Разработка и применение таких методов исследования, как тестирование, анкетирование, интервью.

  1. Изучение текущего состояния корпоративной культуры компании.

2.1. Проведение внутрикорпоративных интервью, обработка и анализ полученных данных, подготовка отчетов.

2.2.1. Согласование структуры выборки, времени и формата интервью.

2.2.2. Формирование и инструктаж рабочей группы, совещания и тренинги

2.2.3. Проведение анкетирования, обработка и анализ данных анкетирования.

  1. Изучение восприятия корпоративной культуры компании внешней бизнес — средой.

3.1. Формирование экспертной группы (представители организаций –клиентов, партнеров, конкурентов).

3.2. Проведение внешних экспертных интервью, обработка и анализ полученных данных.

  1. Формирование системы показателей оценки качества корпоративной культуры организации.

4.1. Проведение формализованного экспертного опроса руководителей и персонала Компании.

4.2. Обработка полученных опросов принятыми в социологии методами.

  1. Аналитика уровня развития корпоративной культуры: сводный анализ всех полученных материалов, формирование аналитического отчета по этапу.

ВТОРОЙ ЭТАП. Разработка проекта совершенствования корпоративной культуры. Этот этап необходимо разбить на самостоятельные разделы:

Раздел 2.1 Разработка концепции развития корпоративной культуры.

Совершенствование корпоративной культуры организации состоит из следующих фаз:

1) Разработка модели корпоративной культуры, предусматривающая реализацию приоритетов и принципов развития предприятия.

2) Описание методов преобразования текущего состояния корпоративной культуры в состояние, соответствующее идеальной модели.

3) Описание приоритетов идеальной модели корпоративной культуры.

4) Описание принципов движения Компании по приоритетным направлениям.

Раздел 2.2. Использование ряда инструментов и методов, необходимых для этапа апробации основных положений концепции развития корпоративной культуры.

Для проведения обсуждения содержательной части концепции необходимо применить следующие виды инструментов: 1) Холл-тест — качественно-количественный метод исследования, позволяющий качественно тестировать на небольшой выборке интеллектуальные продукты, опыт знакомства или использования которых у аудитории отсутствует. 2)Обсуждение бренд-гайда корпоративной культуры. Применение данного инструмента использовать креативный и творческий потенциал вовлеченной и активной части коллектива.

Таким образом, в настоящее время существует ряд факторов, негативно сказывающихся на формировании корпоративной культуры организации. Что в свою очередь отражается на результатах эффективности деятельности любого предприятия. В связи с этим появляется необходимость изучения теоретических и практических основ корпоративной культуры, а также формирования и внедрения концепции, повышающей уровень корпоративной культуры организации.

Литература:

1. Веснин В. Р. Управление персоналом: учебное пособие / В. Р. Веснин. — М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2006. — 407 с.

2. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник / О. С. Виханский. — 2-е изд., — М.: Гардарики, — 2005. — 296 с.

3. Виханский О. С. Менеджмент / О. С. Виханский. — М.: Магистр Издательство, 2015. — 655 с.

4. Ерофеев А. Корпоративное управление в России // Экономика и жизнь. — 2015. — № 23. — С. 23–26.

5. Зверева Т. В. Функции корпоративной культуры / Т. В. Зверева // Инженерный вестник Дона. — 2009. — С. 13–18.

6. Мескон М. Х. Основы менеджмента: [пер. с англ.] / Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. — 3-е изд. — Москва [и др.]: Вильямс, 2012. — 665 с.

7. Ромашов, О. В., Социология и психология управления: учеб.пособ. для вузов / О. В. Ромашов. — М.: Изд-во «Экзамен», 2006. — 473 с.

8. Спивак В. А. Корпоративная культура / В. А. Спивак — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.

Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная культура, корпоративная культура организации, корпоративная культура компании, текущее состояние, идеальная модель, формирование, этап.


Ключевые слова

ценности, стратегия развития, организационная культура, корпоративная культура организации
Задать вопрос