Диагностика развития самостоятельности старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 03.12.2020

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Блинова, А. А. Диагностика развития самостоятельности старших дошкольников / А. А. Блинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 380-383. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76004/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье раскрыт опыт по выявлению результативности развития самостоятельности старших дошкольников.

Ключевые слова: старшие дошкольники, развитие самостоятельности, диагностика.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых и педагогов. Для того чтобы инициировать проявления самостоятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо управлять этим процессом. Одним из критериев успешности управления педагогами развитием самостоятельности старших дошкольников является уровень сформированности этого качества у детей. Повышению эффективности управления способствует проведение мониторинга результатов освоения программных требований к развитию самостоятельности.

Сбор диагностических данных о степени проявления самостоятельности 19 старших дошкольников в игре, трудовой и изобразительной деятельности проводился с помощью наблюдений. Модификация методики «Лесенка» Д. Г. Щур, методика «Догадайся, что это за предмет» М. Н. Поляковой применялись, чтобы выявить у детей наличие представлений о самостоятельности, понимание детьми значимости самостоятельности, выявить уровень самооценки ребенком собственной самостоятельности, выявить уровень развития познавательной самостоятельности.

Анализ результатов наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста показал, что 7 дошкольников (36,8 %) продемонстрировали высокий уровень развития самостоятельности — дети сами придумывали игру, ход игры, активно участвовали в ней, легко изменяли правила, добавляли новые, самостоятельно могли управлять ей, звали других детей играть вместе, придумывали новые роли, самостоятельно убирали за собой игрушки. 9 детей (47,3 %) показали средний уровень — активно участвовали в играх, предложенных другими детьми, могли предложить свою игру, но не всегда активно помогали убирать за собой игрушки, придумывать новые правила; самостоятельно завлечь себя игрой не могли, обращались за помощью к воспитателю. 3 дошкольников (15,9 %) показали низкий уровень — не могли занять себя самостоятельно любой игрой, в игровую деятельность с другими детьми включались не активно, не хотя, а если были включены, то играли не заинтересовано; из групповой игры могли убегать и не слушать правила; один из детей не хотел принимать вообще никакого участия в играх со сверстниками, а наблюдал со стороны.

Результаты наблюдений за трудовой деятельностью анализировали, опираясь на характеристики уровней развития самостоятельности детей по самообслуживанию, предложенные Арсентьевой В. П.: высокий уровень (ребенок проявляет независимость от взрослого в труде, способ деятельности подчинен цели, характерная черта деятельности — создание необходимости выполнять свои обязанности, трудности преодолеваются самостоятельно, ребенок настойчиво ищет выход из затруднительной ситуации, он становится уверенным в себе, появляется объективная самооценка); средний уровень (ребенок приобрел ряд умений и навыков в простом самообслуживании, но с некоторой помощью взрослых, четкой целенаправленности в работе нет. К результату почти безразличен, но стремление к самостоятельности выражено ярко); низкий уровень (ребенка привлекают к выполнению своими руками отдельных операций простейшего самообслуживания, при трудностях дети легко отступают, стремление к самостоятельности появляется после выполнения первых заданий, но устойчивости нет).

Выявлено, что 3 дошкольника (15,9 %) имеют высокий уровень развития самостоятельности в трудовой деятельности. 11 детей старшего дошкольного возраста (57,8 %) показали средний уровень. 5 дошкольников (26,3 %) продемонстрировали низкий уровень.

Результаты наблюдения за художественно-изобразительной деятельностью детей старшего дошкольного возраста показали: 3 дошкольника (15,9 %) имеют высокий уровень развития самостоятельности в художественно–изобразительной деятельности — дети проявляют интерес к деятельности, настроены на достижение результата, самостоятельно ставят цели, планируют результат, который в конечном итоге соответствует поставленной цели, в работе используют разнообразные изобразительные материалы и инструменты, их сочетание, уверенно используют освоенные техники, к взрослым за помощью практически не обращаются, работают спокойно, аккуратно, целенаправленно двигаясь к достижению цели, самостоятельно и верно используют разные средства выразительности, умеют адекватно оценивать свою деятельность. 11 детей (57,8 %) демонстрируют средний уровень. У этих детей интерес к деятельности выражен неярко, если появляются трудности, то темп работы снижается, теряется целенаправленность действий. 5 дошкольников (26,3 %) имеют низкий уровень — не проявляют интерес к деятельности без активной игровой мотивации, не могут поставить цель, планировать свою деятельность даже при помощи взрослого. У этих детей технические навыки примитивны, полученные результаты не соответствуют поставленной цели, дети не проявляют самостоятельности ни на каком этапе деятельности (подготовить рабочее место, в процессе деятельности, убрать рабочее место).

Модификация методики «Лесенка» Д. Г. Щур была направлена на то, чтобы определить, как дети оценивают проявления их собственной самостоятельности. Для проведения данной методики потребовались изображение лесенки с семью ступеньками, карточки с изображением человечка.

Каждому ребенку показывали нарисованную лесенку с семью ступеньками, и предлагали выполнить задание: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся, добрые, сильные, самостоятельные дети — чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся несамостоятельные дети, которые не справляются с заданиями без помощи друзей или взрослых дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Самостоятельно ли ты справляешься с заданиями, или при помощи друга или воспитателя? Объясни почему?».

Результаты методики «Лесенка» оказались следующими: на верхнюю ступень лесенки поставили себя 7 дошкольников (36,8 %) — они обосновали свой выбор тем, что выполняли задания самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых или друзей; низкий уровень выявлен у 9 дошкольников (47,3 %) — дети при выполнении заданий обращались за помощью к воспитателю или другим детям; остальные 3 детей (15,9 %) разместили себя на средних ступенях лестницы, объясняя свой выбор тем, что самостоятельно выполняют задания и поручения не всегда, часто обращаются за помощью к друзьям, или к воспитателю.

Методика «Догадайся, что это за предмет» М. Н. Поляковой проводилась с целью выявления уровня развития познавательной самостоятельности при предъявлении незнакомого предмета. Старшим дошкольникам предлагалось рассмотреть последовательно несколько незнакомых предметов (рубель, «волшебная» коробочка, аудио- и видеокассеты, набор гирь от 1 г до 100 г в футляре, деревянная шумовка, деревянное веретено с ниткой, крышка от солдатской фляги с креплением, магнит и скрепки) и ответить на пять вопросов: «Как ты думаешь, что это? Почему так решил? Для чего нужен этот предмет? Как можно узнать об этом предмете точнее? Посоветуй другим детям, что надо делать, чтобы узнать про этот предмет?».

В ходе проведения методики заполнялся протокол, где отмечалась реакция каждого ребенка на ситуацию, его высказывания, действия по изучению предмета. По итогам анализа полученных результатов проведения данной методики можно сделать следующие выводы: высокий уровень характерен для 8 детей (42,05 %) — с интересом рассматривали предметы, брали их в руки, задавали вопросы, предлагали найти информацию о данном предмете в определенном источнике; средний уровень показали 8 дошкольников (42,05 %) — дети были заинтересованы в обследовании предмета, длительное время рассматривали его, пытались определить его назначение, но при неправильном ответе быстро сдавались и просили помощи взрослого; низкий уровень показали 3 дошкольников (15,9 %) — не были заинтересованы в обследовании предмета, прибегали к помощи взрослого в процессе определения назначения предмета, не желали обследовать предмет.

Полученные по итогам применения различных методов диагностики результаты в баллах были суммированы и определены их среднеарифметические значения. Их обобщение позволило сделать следующие выводы: высокий уровень развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста характерен для 5 дошкольников, что составляет 26,35 % от числа всех исследуемых детей. Средний уровень имеют 9 детей (47,3 %). А низкий уровень имеют 5 дошкольников (26,35 %). Эти результаты показаны на диаграмме (Рис. 1).

Результаты исследования уровня результативности развития самостоятельности у старших дошкольников

Рис. 1. Результаты исследования уровня результативности развития самостоятельности у старших дошкольников

Результаты диагностики позволяют утверждать, что в данной группе дошкольников преобладает средний уровень развития самостоятельности в различных видах детской деятельности. Во многом это обусловлено недостатками в реализации функций управления развитием самостоятельности старших дошкольников.

Нами была разработана и апробирована системы мероприятий, направленных на повышение эффективности управления развитием самостоятельности старших дошкольников в МБДОУ «Детский сад № 18» г. Арзамаса. Эти мероприятия способствовали оптимизации планирования, мотивации, организации, контроля в управленческом цикле по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления динамики уровней развития самостоятельности старших дошкольников была проведена повторная диагностика. Измерения проводились с помощью тех же методов и критериев, применяемых при первичной диагностике.

Анализ результатов наблюдений за игровой деятельностью детей показал, что 9 дошкольников (47,3 %) продемонстрировали высокий уровень развития самостоятельности на контрольном этапе. 8 детей (42,05 %) показали средний уровень, а 2 дошкольника (10,65 %) так и не смогли продемонстрировать хороший уровень самостоятельных навыков в игровой деятельности, сами игры не предлагали, не придумывали, активно не участвовали, тем самым остались на низком уровне.

Результаты наблюдения за трудовой деятельностью: 5 дошкольников (26,3 %) показали высокий уровень развития самостоятельности в трудовой деятельности. Дети стали проявлять независимость от взрослого в труде, ставили перед собой цель и добивались ее сами. 11 детей (57,8 %) показали средний уровень. Они приобрели ряд умений и навыков в простом самообслуживании (накрыть на стол, сервировать стол, убрать со стола на свое место) с некоторой помощью взрослых. 3 дошкольников (15,9 %) продемонстрировали низкий уровень, так как не повысили свои навыки самостоятельности в трудовой деятельности.

Результаты наблюдения за изобразительной деятельностью: 5 дошкольников (26,3 %) показали высокий уровень. Дети стали проявлять большой интерес к деятельности, и были настроены на достижение хорошего результата, сами ставят цели, уверенно используют освоенные техники, к взрослым за помощью практически не обращаются. 12 человек (63,05 %) -показали средний уровень, а низкий уровень показали всего 2 дошкольника (10,65 %). Эти дети так и не смогли проявлять интерес к деятельности, полученные результаты не соответствуют цели, дети не проявляют самостоятельности ни на каком этапе деятельности

Модификация методики «Лесенка» Д. Г. Щур: на верхнюю ступень лесенки поставили себя 12 дошкольников (63,4 %). Теперь еще несколько детей считают себя самостоятельными и могут обосновать это. Остальные 7 детей (36,6 %) разместили себя на средних ступенях лестницы. На нижнюю ступень никто из детей себя не поставил.

Методика «Догадайся, что это за предмет» М. Н. Поляковой: высокий уровень показали 10 детей (52,7 %). Дети стали активнее проявлять свою самостоятельность и рассматривали предметы сами, предлагали свои варианты ответов, стали выдвигать свои гипотезы. Средний уровень показали остальные 9 дошкольников (47,3 %), низкий уровень не был выявлен.

Результаты выполнения детьми диагностических заданий были оценены в баллах, а затем найдено их среднеарифметическое значение. Таким образом, мы смогли сделать вывод о том, что высокий уровень развития самостоятельности имеют 8 старших дошкольников, что составляет 42,05 % от числа всех исследуемых детей. Средний уровень характерен для 11 детей (57,95 %). Низкий уровень не был выявлен. Данные результаты так же представлены на диаграмме (Рис. 2).

Результаты исследования уровня результативности развития самостоятельности у старших дошкольников

Рис. 2. Результаты исследования уровня результативности развития самостоятельности у старших дошкольников

Сравнительные результаты исследования уровня развития самостоятельности старших дошкольников по итогам первичной и повторной диагностики представлены на диаграмме (Рис. 3).

Сравнительные результаты исследования уровня развития самостоятельности старших дошкольников на контрольном и констатирующем этапах эксперимента

Рис. 3. Сравнительные результаты исследования уровня развития самостоятельности старших дошкольников на контрольном и констатирующем этапах эксперимента

Таким образом, по данным проведенной диагностической работы установлено, что наблюдается положительная динамика развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого из детей и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя, тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах.

Литература:

1) Борисова, О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника [Текст] / О. Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. — Воронеж: МОДЭК. — 2008. — № 1 — с. 124–132.

2) Крутецкий, В. А. Самостоятельность [Текст] / В. А. Крутецкий // Психология: учебник для пединститутов. -М.: «Просвещение», — 1962. — 352 с.

3) Полякова, М. Н. Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Полякова // Детский сад: теория и практика. — М., 2012. — № 10. — С.6–18.

4) Удова, О. В. Самостоятельная деятельность детей — условие развития самостоятельности в дошкольном возраст [Текст] / О. В. Удова //учеб.пособие. — Иркутск: Восточно-Сибирская гос. акад. образования, 2014. — 131 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольник, старший дошкольный возраст, уровень, высокий уровень развития самостоятельности, трудовая деятельность, изобразительная деятельность, модификация методики, развитие самостоятельности, ребенок стали.


Ключевые слова

диагностика, старшие дошкольники, развитие самостоятельности
Задать вопрос