К вопросу о роли внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чумаков, С. А. К вопросу о роли внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании / С. А. Чумаков, И. Н. Галанина, А. С. Клинкова, В. В. Озеров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75994/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассматривается внеурочная деятельность, её содержание, функции и аспекты практической реализации в среднем профессиональном образовании. Даётся краткая характеристика возможных форм внеурочной деятельности. В статье кратко освещаются вопросы влияния внеурочной деятельности на формирование профессиональных и общих компетенций, навыков самостоятельной работы обучающихся учреждений среднего профессионального образования.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, педагогика, среднее профессиональное образование, методика преподавания, внеучебная деятельность.

Одна из ведущих черт педагогики современной России — разнообразие методик и технологий, применяемых на практике. Безусловно, именно сочетание и грамотное использование различных технологий, а не какой-то одной, оказывает положительное влияние на весь процесс обучения молодёжи. Однако, стоит отметить, что теоретические изыскания, описывающие те или иные методики и особенности применения, направлены в основном на анализ ситуации в сфере начального, общего и высшего образования. При этом, среднее профессиональное образование, несмотря на его критическую важность для развития экономики и благосостояния граждан, зачастую оказывается за гранью интересов авторов педагогической научной литературы. Исходя из этого, авторы считают актуальным рассмотрение тех или иных аспектов применения приёмов и методов современной педагогики именно в рамках специфики учебного процесса колледжей.

Подготовка квалифицированных специалистов включает в себя не только элементы традиционной классно-урочной системы в сочетании с производственной практикой. Применение одних лишь репродуктивных методов обучения, которые распространены в среде педагогов старшего возраста, представляется авторам крайне сомнительной. Вместо этого следует оценить возможность более широкого внедрения в образовательный процесс элементов внеурочной деятельности.

Традиционно внеурочная деятельность обучающихся рассматривается исключительно в контексте школьного образования, хотя её основные принципы имеют более широкие границы применимости. Так, по мнению современных авторов, под внеурочной деятельностью понимают целенаправленную, образовательную и воспитательную работу, которую организует педагог с обучающимися во время, свободное от основных занятий [1].

При этом отмечается, что подобная деятельность является полноправным элементом учебного процесса и позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса исходя из его потребностей и интересов. Так же, внеурочная работа фактически является формой организации свободного времени и не имеет жёсткой регламентации. Тем самым реализуется принцип непрерывности процесса обучения.

Исходя из задач внеурочной деятельности [2], а именно:

– расширение общекультурного кругозора;

– формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

– включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

– формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

– участие в общественно значимых делах;

– помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;

– создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения;

Определяются формы внеурочной деятельности, как следует из практического опыта авторов и многочисленных тематических публикаций [3], крайне разнообразны. Можно выделить научно-познавательную составляющую, досугово-развлекательную с элементами проблемных технологий, художественно-эстетическую или даже социально значимую, то есть добровольческую. Выбор конкретного направления может осуществляться самим педагогическим работником с учётом интересов обучающихся. Авторы подчёркивают, что последнее и есть условие которое, является обязательным для успешного достижения целей внеурочной работы со студентами.

Учитывая вариативность и определённую недетерминированность содержания рассматриваемого понятия, укажем на практические вопросы, связанные с реализацией внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании. Прежде всего, научно-познавательная составляющая представляется важным в преподавании как общеобразовательных дисциплин, так и профессиональных. Регулярные групповые и индивидуальные поездки на экскурсии в музеи, на выставки и производства, которые проходят вне рамок учебных занятий, позволят воспитать в студентах интерес к будущей профессии, значительно расширить представление о профессиональной деятельности, сформировать мобильность и готовность к изменениям.

Досугово-развлекательные тематические мероприятия, такие как научно-популярные события, и те мероприятия, которые помогают окунуться в реальную среду, помогут становлению рационального и естественно-научного мышления. Участие в волонтёрских программах потенциально выступит основой формирования эмпатии и культивирования гражданской ответственности для тех специальностей, где общение с людьми является неотъемлемым элементом. Так как внеурочная деятельность обучающихся должна осуществляться в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программой воспитания и социализации образовательного учреждения и реализовывать основные ценностные ориентиры, к которым относятся: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе человеческая жизнь, трудовая этика, права и свободы граждан; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур.

По мнению авторов, в учебном заведении среднего профессионального образования необходимо создавать и поддерживать пространство для внеурочной деятельности студентов. Таким образом обучающиеся лучше формируют свое социальное пространство, расширяют кругозор и как следствие определяют свое направление в профессиональной деятельности. Самореализация студентов проходит продуктивно, когда они посещают семинары, выставки, лекции. Совместная внеурочная деятельность помогает выстраивать отношения со сверстниками и педагогами, способствует самоутверждению личности студента, дает ценный опыт общения.

Кроме того, внеурочная деятельность служит мотивом для появления и реализации инициатив со стороны студентов на основе собственных интересов, что может оказать положительное влияние на становление подлинно работающей системы самоуправления в учебном заведении.

Литература:

  1. Лингевич Ольга Владимировна Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Символ науки. 2016. № 9–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 27.10.2020).
  2. Внеурочная деятельность по ФГОС // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» URL: https://urok.1sept.ru/articles/657336 (дата обращения: 28.11.2020)
  3. Малькова М. Г. Виды и формы внеурочной деятельности в образовательной области «Технология» // Инновационная наука. 2015. № 12–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-i-formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnoy-oblasti-tehnologiya (дата обращения: 28.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, профессиональное образование, внеурочная деятельность обучающихся, внеурочная работа, гражданская ответственность, положительное влияние, профессиональная деятельность.


Задать вопрос