К вопросу о роли внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 июля, печатный экземпляр отправим 13 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чумаков, С. А. К вопросу о роли внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании / С. А. Чумаков, И. Н. Галанина, А. С. Клинкова, В. В. Озеров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75994/ (дата обращения: 01.07.2022).



В статье рассматривается внеурочная деятельность, её содержание, функции и аспекты практической реализации в среднем профессиональном образовании. Даётся краткая характеристика возможных форм внеурочной деятельности. В статье кратко освещаются вопросы влияния внеурочной деятельности на формирование профессиональных и общих компетенций, навыков самостоятельной работы обучающихся учреждений среднего профессионального образования.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, педагогика, среднее профессиональное образование, методика преподавания, внеучебная деятельность.

Одна из ведущих черт педагогики современной России — разнообразие методик и технологий, применяемых на практике. Безусловно, именно сочетание и грамотное использование различных технологий, а не какой-то одной, оказывает положительное влияние на весь процесс обучения молодёжи. Однако, стоит отметить, что теоретические изыскания, описывающие те или иные методики и особенности применения, направлены в основном на анализ ситуации в сфере начального, общего и высшего образования. При этом, среднее профессиональное образование, несмотря на его критическую важность для развития экономики и благосостояния граждан, зачастую оказывается за гранью интересов авторов педагогической научной литературы. Исходя из этого, авторы считают актуальным рассмотрение тех или иных аспектов применения приёмов и методов современной педагогики именно в рамках специфики учебного процесса колледжей.

Подготовка квалифицированных специалистов включает в себя не только элементы традиционной классно-урочной системы в сочетании с производственной практикой. Применение одних лишь репродуктивных методов обучения, которые распространены в среде педагогов старшего возраста, представляется авторам крайне сомнительной. Вместо этого следует оценить возможность более широкого внедрения в образовательный процесс элементов внеурочной деятельности.

Традиционно внеурочная деятельность обучающихся рассматривается исключительно в контексте школьного образования, хотя её основные принципы имеют более широкие границы применимости. Так, по мнению современных авторов, под внеурочной деятельностью понимают целенаправленную, образовательную и воспитательную работу, которую организует педагог с обучающимися во время, свободное от основных занятий [1].

При этом отмечается, что подобная деятельность является полноправным элементом учебного процесса и позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса исходя из его потребностей и интересов. Так же, внеурочная работа фактически является формой организации свободного времени и не имеет жёсткой регламентации. Тем самым реализуется принцип непрерывности процесса обучения.

Исходя из задач внеурочной деятельности [2], а именно:

– расширение общекультурного кругозора;

– формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

– включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

– формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

– участие в общественно значимых делах;

– помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;

– создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения;

Определяются формы внеурочной деятельности, как следует из практического опыта авторов и многочисленных тематических публикаций [3], крайне разнообразны. Можно выделить научно-познавательную составляющую, досугово-развлекательную с элементами проблемных технологий, художественно-эстетическую или даже социально значимую, то есть добровольческую. Выбор конкретного направления может осуществляться самим педагогическим работником с учётом интересов обучающихся. Авторы подчёркивают, что последнее и есть условие которое, является обязательным для успешного достижения целей внеурочной работы со студентами.

Учитывая вариативность и определённую недетерминированность содержания рассматриваемого понятия, укажем на практические вопросы, связанные с реализацией внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании. Прежде всего, научно-познавательная составляющая представляется важным в преподавании как общеобразовательных дисциплин, так и профессиональных. Регулярные групповые и индивидуальные поездки на экскурсии в музеи, на выставки и производства, которые проходят вне рамок учебных занятий, позволят воспитать в студентах интерес к будущей профессии, значительно расширить представление о профессиональной деятельности, сформировать мобильность и готовность к изменениям.

Досугово-развлекательные тематические мероприятия, такие как научно-популярные события, и те мероприятия, которые помогают окунуться в реальную среду, помогут становлению рационального и естественно-научного мышления. Участие в волонтёрских программах потенциально выступит основой формирования эмпатии и культивирования гражданской ответственности для тех специальностей, где общение с людьми является неотъемлемым элементом. Так как внеурочная деятельность обучающихся должна осуществляться в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программой воспитания и социализации образовательного учреждения и реализовывать основные ценностные ориентиры, к которым относятся: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе человеческая жизнь, трудовая этика, права и свободы граждан; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур.

По мнению авторов, в учебном заведении среднего профессионального образования необходимо создавать и поддерживать пространство для внеурочной деятельности студентов. Таким образом обучающиеся лучше формируют свое социальное пространство, расширяют кругозор и как следствие определяют свое направление в профессиональной деятельности. Самореализация студентов проходит продуктивно, когда они посещают семинары, выставки, лекции. Совместная внеурочная деятельность помогает выстраивать отношения со сверстниками и педагогами, способствует самоутверждению личности студента, дает ценный опыт общения.

Кроме того, внеурочная деятельность служит мотивом для появления и реализации инициатив со стороны студентов на основе собственных интересов, что может оказать положительное влияние на становление подлинно работающей системы самоуправления в учебном заведении.

Литература:

  1. Лингевич Ольга Владимировна Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Символ науки. 2016. № 9–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 27.10.2020).
  2. Внеурочная деятельность по ФГОС // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» URL: https://urok.1sept.ru/articles/657336 (дата обращения: 28.11.2020)
  3. Малькова М. Г. Виды и формы внеурочной деятельности в образовательной области «Технология» // Инновационная наука. 2015. № 12–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-i-formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnoy-oblasti-tehnologiya (дата обращения: 28.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, профессиональное образование, внеурочная деятельность обучающихся, внеурочная работа, гражданская ответственность, положительное влияние, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Роль внеурочной деятельности в формировании личности...

Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. Она проводится с обучающимися школы после уроков учителями-предметниками, классным руководителем и педагогами

внеурочная деятельность, школа, образовательный процесс, социальная реальность, дополнительное образование детей...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных...

Агишева, Н. Е. Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении / Н. Е. Агишева, Е. В. Малицкая.

Рассмотрим это на примере формирования универсальных учебных действий курсов программы...

Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой...

[5]. Внеурочная деятельность выполняет следующие функции: Внеурочной деятельности присущи функции

Структура внеурочной деятельности определяется целями и задачами основной профессиональной образовательной программы, количеством и направленностью

Основные термины (генерируются автоматически): социальная компетентность, внеклассная работа, метод проектов...

Организационно-педагогические условия реализации внеурочной...

Внеурочная деятельность учащихся это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения.

Будет уместно развести понятие «внеурочная деятельность» на две составляющие: «внеурочная...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

 В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения. Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы, результативное

Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и...

Повышение качества воспитания и образования через...

Внеурочная деятельность — это деятельность, организованная во внеурочное время для всестороннего развития учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности и всякого рода самоуправления, сотрудничества.

Часто дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, не знают, как...

внеурочная деятельность, Основная образовательная...

Что же такое внеурочная деятельность? В каких формах она реализуется в гимназии, каковы проблемы реализации и перспективы развития внеурочной деятельности. Об этом пойдет речь в моем выступлении. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС

Ключевые слова: внеурочная деятельность, основная образовательная программа основного общего образования...

Внеурочная деятельность как составная часть...

 ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности

В обычной школе внеурочная деятельность строится на основе того, на что способен

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию...

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как...

Библиографическое описание: Худотеплова, Е. Н. Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, школа, дополнительное образование детей, образовательный

внеурочная деятельность, школа, образовательный процесс, социальная реальность, дополнительное образование детей...

Похожие статьи

Роль внеурочной деятельности в формировании личности...

Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. Она проводится с обучающимися школы после уроков учителями-предметниками, классным руководителем и педагогами

внеурочная деятельность, школа, образовательный процесс, социальная реальность, дополнительное образование детей...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных...

Агишева, Н. Е. Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении / Н. Е. Агишева, Е. В. Малицкая.

Рассмотрим это на примере формирования универсальных учебных действий курсов программы...

Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой...

[5]. Внеурочная деятельность выполняет следующие функции: Внеурочной деятельности присущи функции

Структура внеурочной деятельности определяется целями и задачами основной профессиональной образовательной программы, количеством и направленностью

Основные термины (генерируются автоматически): социальная компетентность, внеклассная работа, метод проектов...

Организационно-педагогические условия реализации внеурочной...

Внеурочная деятельность учащихся это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения.

Будет уместно развести понятие «внеурочная деятельность» на две составляющие: «внеурочная...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

 В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения. Ключевые слова: внеурочная предметная деятельность, формы внеклассной работы, результативное

Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и...

Повышение качества воспитания и образования через...

Внеурочная деятельность — это деятельность, организованная во внеурочное время для всестороннего развития учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности и всякого рода самоуправления, сотрудничества.

Часто дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, не знают, как...

внеурочная деятельность, Основная образовательная...

Что же такое внеурочная деятельность? В каких формах она реализуется в гимназии, каковы проблемы реализации и перспективы развития внеурочной деятельности. Об этом пойдет речь в моем выступлении. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС

Ключевые слова: внеурочная деятельность, основная образовательная программа основного общего образования...

Внеурочная деятельность как составная часть...

 ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности

В обычной школе внеурочная деятельность строится на основе того, на что способен

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию...

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как...

Библиографическое описание: Худотеплова, Е. Н. Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, школа, дополнительное образование детей, образовательный

внеурочная деятельность, школа, образовательный процесс, социальная реальность, дополнительное образование детей...

Задать вопрос