Проблема соотношения цены и качества поставляемой продукции в государственных закупках РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 02.12.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Байрит, А. В. Проблема соотношения цены и качества поставляемой продукции в государственных закупках РФ / А. В. Байрит. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75984/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье рассматривается вопрос соотношения цены и качества поставляемой продукции, приводящий к поставкам некачественных товаров, работ, услуг, ряд причин ее возникновения и предполагаемые методы преодоления данной проблемы.

Ключевые слова: государственный заказ, государственные закупки, проблема соотношения цены и качества, контрактная система.

The article discusses the issue of the ratio of price and quality of the supplied products, leading to the supply of low-quality goods, works, services, a number of reasons for its occurrence and the proposed methods of overcoming this problem.

Key words : government order, government procurement, the problem of the ratio of price and quality, the contract system.

Неизбежная необходимость в совершенствовании законодательства, обусловленная наличием пробелов в нормативно–правовом регулировании госзаказа, представленного в контрактной системе государственных закупок, присутствует и на стадии исполнения контракта.

В частности, одной из проблем государственных закупок, характерной не только для стадии приемки товаров, но и для всего процесса закупки, является соотношение цены и качества поставляемой продукции. Рядом правовых норм перед заказчиком поставлена задача максимально сэкономить бюджетные средства, как например ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ или ст.68 Закона № 44-ФЗ, что приводит к формированию у заказчиков обязанности отдавать предпочтение самому низкому ценовому предложению. В результате чего нередко страдает качество поставляемой продукции, что, по нашему мнению, является недопустимым, в связи с тем, что закупаемые в рамках государственного заказа товары, работы, услуги в большинстве своем предназначены для удовлетворения наиболее важнейших потребностей общества — в здоровье, в качестве жизни, в безопасности. Следовательно, от того, насколько качественным будет закупленный товар, зависит благополучие граждан.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000–2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», «качество» определяется как, «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности» [1]. Анализируя данное определение, можно сформулировать главный признак некачественного товара — это невозможность с помощью данного товара удовлетворить потребности отдельного лица, группы лиц или организации.

Для того чтобы сформулировать предложения по преодолению данной проблемы необходимо определить каковы причины поставки некачественных товаров. Автор считает, что в данном случае необходимо не анализировать коррупционные схемы или должностные преступления, относящиеся к умышленным деяниям лица или группы лиц, а сосредоточиться на ряде ситуаций, при которых некачественные товары попадают к заказчикам без злого умысла со стороны последних.

Первой причиной подобной проблемы является разработка заказчиком некорректного технического задания. Как отмечает А. С. Федотов, наиболее ярко данный аспект выражен «при разработке заданий на технически сложные товары» [7, стр.70], с чем нельзя не согласиться, так как сотрудники, работающие в контрактных службах, сталкиваются с огромным разнообразием закупаемой продукции, а закупка мебели и закупка томографов совершенно несоизмеримы по сложности. Решением данной проблемы можно считать разработку типовых технических заданий для различных товарных групп, которые позволят облегчить процесс подбора сложных товаров.

Кроме того, еще одним вариантом решения данной проблемы может стать введение обязательной частичная централизация закупок, при которой приобретением товаров определенной категории будут заниматься специалисты в этой сфере деятельности, например, закупкой сложного медицинского оборудования будут заниматься специалисты крупного регионального медицинского учреждения для нужд медицинских учреждений всего региона.

Второй же причиной поставки некачественной продукции могут являться ошибки при приемке товара. Анализируя этапы исполнения контракта в совокупности с данной проблемой можно прийти к выводу, что приемка, по своей сути, является последним барьером, не позволяющим некачественному товару попасть к заказчику, т. к. вопросы по качеству или количеству поставляемого товара могут быть урегулированы в процессе приемки значительно быстрее, нежели после подписания акт приемки-передачи. К числу распространённых ошибок при приемке товара можно отнести:

  1. Нарушение численности состава приемной комиссии [2].
  2. Несоответствие товаров требованиям, установленным техническим заданием [5].
  3. Приемка товара без сопроводительной документации или приемка с нарушениями в ней [3].

Таким образом, главной причиной возникновения ошибок при приемке товара является низкий уровень подготовки кадров. В ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ. прописаны требования к профессиональной переподготовке и квалификации контрактного управляющего и работников контрактной службы, согласно которым контрактный управляющий и члены закупочных комиссий обязаны проходить профессиональную переподготовку и/или повышение квалификации в сфере госзакупок.

Однако, как отмечает Фахретдинов С. Б., «утвержденные приказами Минтруда России профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» по сути, копируют Типовое положение (регламент) о контрактной службе (утв. приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631)» [8], что крайне отрицательно сказывается на практическом применении данных профстандартов. Так же к недостаткам подготовки квалифицированных кадров можно отнести «отсутствие надлежащих требований к учебному процессу и квалификации преподавателей» [7]. Для решения данной проблемы и повышения качества поставляемой продукции необходимо повысить требования к подготовке кадров:

— Реализовав программы подготовки профессионалов в области закупок и снабжения в учебных заведениях: от специалиста в области закупок и снабжения до программ MBA.

— Актуализировав профессиональные стандарты и обеспечив их качественное внедрение.

— Сформировать систему оценки профессиональных качеств сотрудников компаний, и отделов закупок.

— Систематически проводить выборочные проверки качества обучения и проведения оценки квалификации.

Третьей же причиной поставки некачественных товаров, по нашему мнению, является вмешательство в закупочный процесс органов контроля.

Как отмечает А. С. Федотов, «достаточно распространена ситуация, когда недобросовестные поставщики подают жалобу в Федеральную антимонопольную службу, выигрывают дело и получают право на заключение контракта» [6, стр. 71]. Проведя анализ текущих данных можно прийти к выводу о том, что данная схема выглядит следующим образом: поставщик, поставляющий товар, не отвечающий требованиям технического задания, обжалует данное техническое задание в Федеральную антимонопольную службу, как правило, на основании «завышенных требований к объекту закупки». Федеральная антимонопольная служба проводит расследование, на основании которого выносит предписание заказчику снизить требования в техническом задании. Заказчик снижает требования либо использует требования, выставленные Федеральной антимонопольной службой и текущий недобросовестный поставщик участвует в закупке.

Как можно понять, последствия такой ситуации могут быть самые разнообразные: от бесполезной траты денег до прямого ущерба здоровью людей. Как отмечает Д. Е. Шацкий, в своем исследовании о совершенствовании государственной контрактной системы, подобная ситуация произошла в Челябинской области: «через конкурс и по предписанию ФАС были закуплены диализаторы по цене в 4 раза ниже, чем аналогичные устройства. Результатом стало ухудшение самочувствия пациентов и срыв процедур гемодиализа» [7].

Решение данной причины является наиболее сложно выполнимой задачей, так как требует достижения максимально идеального баланса между необходимым контролем и вмешательством контролирующих органов, при взаимодействии оных с заказчиками и поставщиками. Среди потенциальных мер, направленных на установление этого баланса, могут быть:

— Разработка процедур для обоснования требований технического задания, позволяющих обеспечить защиту от снижений требований в угоду недобросовестным поставщикам.

— Установление приоритета не минимальной цены, а максимального качества поставляемой продукции, т. е. переход от электронных аукционов, составляющих более 70 % от всех закупочных процедур в 2019 году [9], к иным способам определения поставщика, учитывающим не только минимальную цену, но и качество продукции, работ, услуг.

— Разработка механизма экспертной оценки при рассмотрения дел в Федеральной антимонопольной службе, т. е. при осуществлении оценки спорного технического задания для вынесения обоснованного решения необходимо реализовать привлечение экспертов из соответствующих профильных организаций.

На наш взгляд, указанные меры помогут не только повысить качество поставляемой продукции, но и защитить права заказчика, сэкономить бюджетные средства и поднять уровень системы госзаказа, выведя за границу непрофессионалов и недобросовестных поставщиков.

Литература:

1. ГОСТ Р ИСО 9000–2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (с Изменением № 1)» // [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. — (http://docs.cntd.ru/document/1200015260) (дата обращения: 10.08.2020).

2. Акт администрации Сортавальского муниципального района Республики Карелия от 05.03.2018 № 02 // [Электронный ресурс]: Журнал «Главбух». — (https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_435797#) (дата обращения: 10.08.2020).

3. Акт Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 05.03.2018 № б/н // [Электронный ресурс]: Журнал «Главбух». — (https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_10801593) (дата обращения: 10.08.2020).

4. Акт Контрольного комитета Тульской области от 22.02.2018 № 01/ПЛ/2018 // [Электронный ресурс]: Журнал «Главбух». — (https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_435806) (дата обращения: 10.08.2020).

5. Федотов, А. С. Государственная контрактная система, как инструмент управления государственной и муниципальной собственностью [Текст]: магистерская диссертация: 38.04.02 / А. С. Федотов., науч. рук. А. В. Лихтер — Красноярск: СФУ, 2016 г.

6. Шацкий, Д. Е. Совершенствование государственной контрактной системы: причины возникновения проблем и пути их решения [Электронный ресурс] // Вестник ГУУ. — 2018 г. — № 2. — (https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-gosudarstvennoy-kontraktnoy-sistemy-prichiny-vozniknoveniya-problem-i-puti-ih-resheniya) (дата обращения: 12.08.2020).

7. «Одна из проблем госзакупок — нет квалифицированных кадров» // [Электронный ресурс]: Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». — 2017 г. — (https://deloros.ru/odna-iz-problem-goszakupok-net-kvalificirovannyh-kadrov.html) (дата обращения: 10.08.2020).

8. Итоги года: Госзакупки — упрощение как новый виток эволюции // [Электронный ресурс]: Аналитический Центр «Интерфакс-ProЗакупки». — 2019 г. — (https://prozakupki.interfax.ru/articles/1588) (дата обращения: 12.08.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): поставляемая продукция, Федеральная антимонопольная служба, приемка товара, техническое задание, причина поставки, товар, требование, государственный заказ, контрактная система, контрактная служба.


Ключевые слова

государственные закупки, контрактная система, государственный заказ, проблема соотношения цены и качества
Задать вопрос