Использование интерактивных карт на уроках истории как фактор повышения качества обученности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 04.12.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Филоненко, В. И. Использование интерактивных карт на уроках истории как фактор повышения качества обученности / В. И. Филоненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 440-443. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75982/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье говорится о применении интерактивных технологий в системе изучения истории. Показано, что система применения интерактивных технологий построена на принципе — от простого к сложному, что позволяет поэтапного введения определенных форм интерактивного обучения. А также внедрения в образовательную практику новейших технологий, предусматривающих обучение, воспитание и формирование навыков у учащихся, в том числе раскрыта роль интерактивных карт.

Ключевые слова: интерактивная карта, методика обучения, история, интерфейс, информационные технологии.

The article talks about the use of interactive technologies in the history study system. It is shown that the system of application of interactive technologies is based on the principle — from simple to complex, which allows the phased introduction of certain forms of interactive learning. As well as the introduction of the latest technologies into educational practice, providing for training, education and the formation of skills among students, including the role of interactive maps.

Key words: interactive map, teaching methods, history, interface, information technology.

Введение. Подготовка учащихся к работе в информационном обществе сегодня и в будущем требует применения различных информационных компьютерных технологий, является новейшим подходом к организации обучения в современной школе. Еще совсем недавно для ориентирования можно было использовать только бумажную карту или атлас. Традиционный подход к картам предполагал, что карта является конечным продуктом, который предоставляет пользователю пространственную информацию, показанную определенными условными обозначениями. То есть пользователь не мог переклассифицировать или перегруппировать данные и получить больше информации о территории. Альтернативный подход к картографии возник тогда, когда начали использовать достижения компьютерной техники в виде электронных и интерактивных карт. Сегодня, в эпоху мощного развития информационных технологий, все более актуальным и уместным является использование новейших технических достижений в геоинформационного картографирования вообще и в учебном процессе в частности. Современные образовательные тенденции показывают, что перед учителями стоит основное и довольно интересная задача: повысить интерес учащихся к изучению своего предмета через активизацию познавательной деятельности на уроке. А это возможно только тогда, когда учитель грамотно строит преподавания, используя новые информационные технологии.

Изложение основного материала. Информационные и коммуникационные технологии способствуют повышению мотивации обучения изучению и повышению уровня знаний учащихся. ИКТ нацелены на совершенствование форм и методов учебного процесса.

Сегодня способность использовать компьютеры и телекоммуникации в своей предметной области следует рассматривать как критерий общей грамотности, сопоставимый сегодня с традиционной интерпретацией этой концепции — как читать, писать и считать.

Использование информационных и компьютерных технологий открывает для нас новые возможности в преподавании языка, поскольку с использованием ИКТ на занятиях сталкиваемся с новыми формами и методами обучения, а также с поиском новых подходов и стилей для процесса обучения.

Компьютерные технологии необходимо применять наравне с традиционными средствами обучения. Однако практика показывает, что использование компьютерных технологий на уроках имеет множество преимуществ.

Внедрение ИКТ способствует достижению главной цели модернизации образования — повышения качества образования, повышения доступности образования, обеспечения гармоничного развития человека, ориентированного на информационное пространство, интегрированного с информационными и коммуникационными возможностями современных технологий и обладания информационной культурой.

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках способствует повышению мотивации учащихся и повышению их речевой и умственной активности, эффективному изучению образовательных материалов, созданию интегрированной системы знаний и позволяет увеличить темпы работы на занятие без ущерба для обучения учащихся [3].

Эти технологии открывают возможности для учителей, которые ищут дополнительные инструменты в этих технологиях для решения своих профессиональных проблем. Новые информационные технологии в образовании позволяют более активно использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших учителей для создания курсов дистанционного обучения и расширения аудитории учащихся [2].

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации учебного процесса. Они позволяют на практике использовать психологические и педагогические разработки, обеспечивающие переход от механической ассимиляции знаний к овладению способностью самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личных качеств учащихся.

Несмотря на достаточное количество электронных средств обучения (электронные средства учебного назначения) сегодня около 150 программных средств обучения, имеют гриф Министерства образования РФ.

Но готовы электронные средства учебного назначения не всегда удовлетворяют требования конкретного учителя. И не потому, что эти средства некачественные, а потому, что специфика каждой учебной группы, индивидуальности каждого ученика требуют адаптации учебного процесса. Такие адаптации могут быть осуществлены путем педагогически целесообразного применения разработки собственного урока с помощью ИКТ. По нашему мнению, никакие существующие учебные или приложения, даже созданные программы на заказ не смогут удовлетворить потребности творчески работающего учителя. Именно поэтому необходимо каждому самостоятельно учиться адаптировать методы обучения к своим потребностям, разрабатывать и создавать их содержательное наполнение.

Педагогически целесообразно, дидактически обоснованное применение современных средств обучения возможно только тогда, когда учитель, преподаватель знает особенности средства обучения, умеет, имеет навыки управления этим средством.

Известно, что существует мнение: «учебно-воспитательный процесс обеспечен компьютером, проектором и еще и интерактивной доской, тогда и оснастите программами к доске».

Каждый преподаватель всегда был творцом своих занятий, в информационном обществе он им и остается, а все средства ИКТ является только помощью в его деятельности.

Творческий подход к подготовке современного урока (занятия) заключается не только в поиске новых, более эффективных приемов и методов обучения, применение техник интерактивного обучения. Наличие компьютеризированных средств обучения дает возможность учителю более полной мере проявить свое творчество.

Итак, в настоящее время при подготовке к занятиям преподавателям приходится разрабатывать электронные учебные материалы. Современные педагоги, будущие преподаватели естествознания также, под руководством опытных коллег, могут создавать электронные наглядные материалы, тесты, презентации, кроссворды и тому подобное.

Конечно, подготовить качественную электронную разработку не так легко — такая работа занимает много времени и требует дополнительных знаний в области информационно-коммуникационных технологий. Но в дальнейшем, при проведении занятий, в учебно-воспитательном процессе, все затраты оправдываются , поскольку все дети с интересом воспринимают учебный материал, увеличивается эффективность обучения, улучшаются его результаты.

Следует заметить, что речь не идет о том, что каждое занятие должно быть творческим, но хотя бы некоторые элементы творчества в каждое занятие добавлять — это, по моему мнению в силах каждого современного преподавателя, тем более разговор идет об использовании средств информационно-коммуникационных технологий.

Интерактивная доска. Все чаще в учебных заведениях можно услышать термин «Интерактивная доска» и даже «Мультимедийная доска».

В условиях отсутствия понятийного аппарата и признанной терминологии в области информатизации образования, термин «Интерактивная доска» хотя и является очевидно некорректным, но призван отразить субъективные ощущения пользователя от информации, «ожила» под пальцами, что касаются поверхности доски.

При этом интерактивная доска в большинстве случаев при поверхностном ознакомлении с ней воспринимается как некое самодостаточное устройство, которое по какой-то причине подключено к компьютеру и иногда — к мультимедийному проектору.

Интерактивная доска (ИД) представляет собой периферийное устройство компьютера и выполняет роль дополнительного монитора. ИД отличается от обычного монитора поверхностью, чувствительная к прикосновению и имеет большие размеры — для удобства в работе с аудиторией.

Подобно обычного компьютерного монитора управления приложениями компьютера осуществляется или курсором мышки, или с экранной клавиатуры. Роль курсора мыши на этом вторичном мониторе с сенсорной поверхностью выполняет любой твердый предмет, в частности палец, фломастер или указка.

ИД предназначена для использования в комплекте с компьютером и мультимедийным проектором и составляет программно-технические учебные комплексы.

Основная возможность и назначения:

  1. Обеспечивается возможность управления компьютером непосредственно с поверхности доски — прикосновение рукой к поверхности или другим твердым предметом воспринимается как действие левой кнопки мыши.
  2. Протяжка объекта пальцем — аналогичное протаскиванию мыши с нажатием левой кнопки мыши.
  3. Длительное нажатие объекта, на поверхности рабочего поля — вызывает контекстное меню

Обычные возможности:

  1. Широкие возможности комментирования любого профиля с помощью маркеров — поверх текста, графического изображения, фото и видеокадров.
  2. Возможность написания текста на поверхности доски с помощью маркеров или набора текста с экранной клавиатуры, удаления или написанного, сохранение на ПК информации, которая находится на поверхности доски.
  3. Редактирование информации в реальном времени, сохранения изменений, печать на принтере, рассылка по электронной почте.

Дополнительные возможности:

  1. Дистанционное управление переключением компьютерных файлов с дистанционного пульта управления.
  2. Система беспроводного управления компьютером с поверхности интерактивной доски.
  3. Полезные мелочи: распознавание рукописных букв (латиница) и цифр и их превращение в печатные, освещения и затемнения доски, зашторивания доски, регулирования и выбор цвета и толщины доски, возможность быстрого рисования прямых линий и геометрических фигур и тому подобное.

Учебные интерактивные карты — прекрасное пособие для совершенствования изучения истории. Они являются наглядным учебным средством, путем сочетания различных форм восприятия помогает учителю в подготовке и проведении уроков на базе компьютерного класса, мультимедийного проектора, интерактивной доски, а ученикам — в углублении исторических знаний. С ее помощью учитель творчески обрабатывает тему урока, выбирая и соединяя различные формы представления материала, способы преподавания информации, тем самым активизирует самостоятельную деятельность учащихся. Кроме того, учитель обогащает собственный педагогический опыт и реализует принципы развивающего и личностно ориентированного обучения. Интерактивные карты позволяют повысить уровень преподавания истории за счет увеличения информативности карт с одновременным обеспечением простоты и легкости восприятия картографического материала [1].

При создании интерактивных карт разработчикам необходимо учитывать некоторые предварительные требования. Во-первых — это наличие программного обеспечения для разработки, обновления и функционирования интерактивных карт. Но видимо главным в данном контексте является разработка интуитивно понятного интерфейса, который соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и психологически возрастным особенностям учащихся.

Во-вторых — анализ объема картографической и текстовой информации, количества слоев, возможности сочетания информации по различным темам.

В-третьих — любой картографический пособие требует включения в содержание иллюстративного материала, а для интерактивных карт это могут быть слайды, анимации или видеоизображения. Рассматривая разработку интерактивных карт, стоит обратить внимание на проблемы редакционной подготовки, ведь методика проектирования и редактирования электронных картографических пособий имеет свои особенности по сравнению с редакционной подготовкой традиционных карт.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь компонентов различных курсов, комплексность и интерактивность делают интерактивные карты по истории незаменимыми помощниками учителя. Использования в процессе обучения влияет на повышение профессиональной компетентности учителя и, соответственно, на качество образования, ведет к решению главных задач современной школы. Анализируя опыт использования интерактивных карт на уроках, можно с уверенностью сказать, что применение информационно-коммуникативных технологий позволяет:

− обеспечить положительную мотивацию обучения;

− проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (звук, анимация)

− усовершенствовать контроль знаний;

− рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

− формировать навыки настоящей исследовательской деятельности;

− обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

При разработке интерактивных карт основной проблемой является большая трудоемкость, необходимость привлечения специалистов высокой квалификации. Еще одной проблемой является отсутствие опыта использования учителями интерактивных карт на уроках истории. Интерактивные карты на уроках истории — значительный шаг вперед. Они не только облегчают работу учителя, но и поощряют учеников к лучшему изучению предмета, закладывают базовые основы понимания информационных систем по истории, опыта работы с ними. Но нельзя забывать о традиционных бумажные карты. Желательно комбинировать бумажные и интерактивные карты, что позволит развить гармоничную картографическую компетентность и историческую грамотность у тех, кто учится.

Литература:

  1. Божок А. П. Картоведение: учеб. / А. П. Божок, А. М. Молочко В. И. Остроух. — М.: ИПЦ, 2014. — 332 с.
  2. Волосова А. В. Интегрирование ИКТ в учебный процесс в общеобразовательном учреждении//Педагогические науки. -2015. — № 1 (70). — С. 25–29.
  3. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2013. — 536 с.
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, учебный процесс, поверхность доски, учитель, метод обучения, мультимедийный проектор, интерактивное обучение, редакционная подготовка, современная школа, твердый предмет.


Задать вопрос