Роль куратора в современных условиях среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 03.12.2020

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Попова, И. Ю. Роль куратора в современных условиях среднего профессионального образования / И. Ю. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 420-421. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75977/ (дата обращения: 01.03.2021).



Ключевые слова: кураторство, воспитательная деятельность, СПО

Актуальность и значимость воспитательной работы в среднем профессиональном образовании в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается.

Сегодня под воспитательной работой понимают чаще всего внеучебную работу, то есть мероприятия, направленные на организацию досуга студентов. Преподаватели сняли с себя ответственность за воспитание студентов, что называется, самоустранились. В то же время закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Следовательно, воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеучебной работе, но и, прежде всего, в учебном процессе. В то же время личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, поскольку, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение. Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль как активного участника собственного образования еще не до конца осознана.

Неслучайно роль преподавателя, преподавателя-куратора студенческой группы в процессе обучения и воспитания молодежи в настоящее время важна и значительна, как никогда. Выступая в роли наставника молодежи, куратор призван помогать студентам адаптироваться в вузе, знакомить ребят с традициями университета в учебной, научной, спортивной и общественной деятельности.

Значение слова Куратор по Ефремовой:

Куратор — 1. Лицо, которому поручено наблюдение за кем-л., чем-л.2. устар. Попечитель.

Куратор в Энциклопедическом словаре:

Куратор — (от лат. curator — попечитель) -..1) лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы.

2) В некоторых учебных заведениях -преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов).

Значение слова Куратор по словарю Ушакова:

КУРАТОР, куратора, м. (латин. curator -попечитель). 1. Опекун, попечитель (устар.). 2. Студент в клинике, наблюдающий за больным (мед.).

Значение слова Куратор по словарю Даля:

Куратор м. опекун, попечитель; член конкурса над несостоятельным должником. Кураторовь, ему прнадлеж щ. Кураторский, к куратору относящ. Кураторство ср. должность, звание это; опекунство, попечительство.

Кураторство сегодня — это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу. От того, насколько куратор сам по себе личность, насколько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень многое. Работа куратора сегодня должна быть направлена на решение приоритетной задачи воспитания в СПО — создание оптимальных условий для саморазвития личности студента.

Основными направлениями работы куратора являются:

− изучение и анализ данных о студентах, определение уровня их воспитания, способностей и личных особенностей;

− постановка учебно-воспитательной цели и задач по ее реализации;

− совместное коллективное обсуждение программы жизни студенческого коллектива, составление планов культурно-массовой и воспитательной работы в группе;

− выявление трудностей адаптационного периода, помощь в решении учебных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов;

− формирование актива студенческой группы и помощь активу в организационной работе;

− сплочение учебной группы, создание в ней атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки, взаимопомощи и сотрудничества, творческого отношения к учебе;

− вовлечение студентов во внеучебную деятельность группы, учебного заведения;

− установление контактов с родителями и привлечение их по возможности к воспитательной деятельности в группе

Периодическое независимое анкетирование студентов курируемых групп с последующим анализом «Эффективность работы куратора академической группы». В процессе анкетирования ставится задача выяснить уровень и качество взаимоотношений куратора со студентами, отношение студентов к проводимой куратором работе в академической группе и налаживанию неформальных взаимоотношений с отдельными студентами, степень вовлечения куратором студентов во внеучебную деятельность,

Очень важно обеспечить включенность каждого студента в деятельность, что достигается с помощью создания соответствующей обстановки. Во-первых, целесообразно изменить традиционно сложившуюся организацию пространства учебного взаимодействия, организовать так общение, чтобы каждый имел возможность высказаться, принять участие в групповой работе. Во-вторых, куратору необходимо демонстрировать и проявлять крайнее внимание к высказыванию каждого студента, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. Особенность кураторской деятельности заключается в том, что куратор одновременно является и субъектом деятельности, и ее объектом. Это позволяет ему ставить перед собой личные цели саморазвития и достигать их в процессе деятельности. Эти цели связаны с формированием педагогических и управленческих способностей.

Стиль педагогического общения — индивидуальный с приоритетом демократического. Но необходимо владеть всеми стилями педагогического общения, гибко меняя их в зависимости от ситуации. Главное правило куратора “не навреди”.

Литература:

  1. Л. В. Кудашева «Роль куратора в формировании студенческого коллектива» // СПО (приложение), 2012. № 1. С.152–155.
  2. Е. П. Милойчикова «Об аспектах работы куратора учебного заведения среднего профессионального образования» // СПО (приложение), 2012. № 3. С.83–86.
  3. Н. И. Чуева «Проблема становления субъективности первокурсника в процессе социально — профессиональной адаптации» // СПО (приложение), 2012. № 2.- С.118–126.
  4. Н. И. Петрова «Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация» // Психологический журнал. 2003. № 3. — С.116–120.
  5. Е.Соловцова «Адаптация при обучении профессии» // Народное образование. 2004. № 9.- С.202–207.
  6. И. А. Зимняя «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  7. Т. П. Царапина, Т. А. Ульрих, И. В. Никулина «Эффективная организация кураторской деятельности», Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2010.-147с.
  8. С. И. Рябцева Авторская концепция воспитательной работы куратора техникума [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 178–180.
Основные термины (генерируются автоматически): куратор, студент, воспитательная деятельность, воспитательная работа, значение слова, академическая группа, внеучебная работа, педагогическое общение, попечитель, студенческая группа.


Ключевые слова

СПО, воспитательная деятельность, кураторство
Задать вопрос