Именной российский фестиваль звезд классической музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 04.12.2020

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Редько, А. М. Именной российский фестиваль звезд классической музыки / А. М. Редько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 556-563. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75971/ (дата обращения: 01.03.2021).



Статья о десятом мацуевском фестивале-2020 Пермского региона. Мастерский десант международного уровня высадился в г. Перми несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку в Прикамье, правда с соблюдением всех противоэпидемических требований: маски, шахматная рассадка слушателей, много свободных мест, не было бумажных программ, буклетов, отсутствие буфетов.

Ключевые слова: фестиваль, конкурс, проект, лауреаты-2020.

Юбилейное ежегодное (10-е по счету) мероприятие[1] открылось сольным концертом выдающегося пианиста современности Д. Л. Мацуева[2](см.: рис. 1).

Приветствуя пермскую публику, пианист пожелал краевой филармонии и пермякам в это непростое время, чтобы на сцене звучала музыка, а в зале находились слушатели, и чтобы все были здоровы. «Настоящая музыка лечит. Это вакцина, которая необходима в любое время, в любой точке света, а сейчас и подавно. И на наших концертах можно заразиться только настоящим искусством!».

В музыкальном календаре проекта — два важнейших имена и две важнейших даты: 180 лет со дня рождения П. И. Чайковского и 250 лет со дня рождения Л. ван Бетховена [3] .

«Конечно, мы не могли пройти мимо этих юбилеев двух гениев, — говорил Денис Мацуев. — первому посвятили концерт «Чайковский — гала» — выступления победителей Международного конкурса имени П. И. Чайковского разных лет: это я сам, собственной персоной /Д. Мацуев/ (1998), Х. Герзмава (Гран-при, 1994), С. Догадин (2019). Что касается немецкого композитора, это — абсолютный гений. И у меня (Д. Мацуева) в репертуаре уже достаточное количество его сонат. Но Соната № 31 («Аппассионата) и Соната № 32 в г. Перми в моем исполнении прозвучали впервые. Никогда я еще не играл все три гениальных сонаты подряд. Это — настоящий бетховенский манускрипт. И каждая из них — откровение».

Меломаны рады новой встречи с музыкантом на самых престижных концертных площадках мира в качестве камерного исполнителя, с сольными концертами, с оркестрами под управлением лучших дирижеров нашего времени. БЗПФ.

Рис. 1. Меломаны рады новой встречи с музыкантом на самых престижных концертных площадках мира в качестве камерного исполнителя, с сольными концертами, с оркестрами под управлением лучших дирижеров нашего времени. БЗПФ.

Прозвучали сочинения, не только восхищающие своей глубиной и красотой, но и ставящие перед исполнителями сложнейшие креативные задачи.

Сочинение огромной трагической силы. Характеристика[4], данная гамбургским издателем А. Кранцем, оказалась очень удачной и стала практически официальным названием произведения. Сам же композитор, отвечая на вопрос, о чём его музыка, советовал прочесть «Бурю» У. Шекспира. Когда слушаешь финал, то невольно вспоминаются слова Р. Роллана: «...словно ряды наступающих волн, которые разбиваются о скалу, покуда не сокрушат и не потопят её» /вышеперечисленное относится к сонате № 23, f-moll/.

Романтичная соната, небольшая по размерам, она поражает полнотой чувств, выраженных в каждом из её лаконичных и контрастных разделов. Переход от безмятежности к душевным страданиям находит отражение в образном строе произведения /вышеперечисленное относится к сонате № 31, As-dur/.

Вершина его творения в жанровости, соната сведена к двум частям, в ней есть место и героическому началу, и созерцательным вариациям. Напряженный, стремительный драматизм первой части разрешается высочайшим спокойствием и безмятежностью в его финале /вышеперечисленное относится к сонате № 32, c-moll/ (см.: рис. 2).

Великолепная программа сольного концерта пианиста в сочетании с редким талантом исполнителя не оставила равнодушным многочисленных почитателей его искрометного таланта! БЗПФ

Рис. 2. Великолепная программа сольного концерта пианиста в сочетании с редким талантом исполнителя не оставила равнодушным многочисленных почитателей его искрометного таланта! БЗПФ

Традиционная страница — пристальное внимание к юным «искоркам», как называет их сам Денис Леонидович, — молодым дарованиям г. Перми; пермского региона. Состоялось церемония награждения (см.: рис. 3) стипендиатов Межрегионального конкурса «Новые имена», которые были определены весной на региональном конкурсном[5] отборе[6] дистанционно в связи со сложившийся санитарно-эпидемиологической ситуацией: а именно по видеозаписям (для юных музыкантов), по фотослайдам живописных картин (для юных художников).

Слово предоставляется вице-президенту БФ «Новые имена» имени И. Вороновой А. Петросян (Москва). Традиционный ритуал: зажигание чаши, ассоциирующее с новыми искорками ОЗПФ

Рис. 3. Слово предоставляется вице-президенту БФ «Новые имена» имени И. Вороновой А. Петросян (Москва). Традиционный ритуал: зажигание чаши, ассоциирующее с новыми искорками ОЗПФ

Шесть юных музыкантов и художница (стипендиаты 2020): художница Майя Узерина (педагог: Е. Н. Галкин, ДШИ № 1 г. Чайковский); виолончелистки Вера Вятчанина (1 курс ПМК), Василиса Павленко (педагог: зрк РФ М. В. Вдовина, ДМШ № 3 «Доминанта»); гитарист Ярослав Ромашев (педагог: А. А. Круч, отделение дополнительного образования ПМК); баянист Иван Дозморов (педагог: Н. В. Юнкинд, ДМШ № 4 «Кварта»); скрипачка Софья Тюленева (педагог: Е. В. Стратулат; ДМШ № 10 «Динамика»; флейтистка Олеся Яманаева (педагог: Е. Б. Смыслова, ДШИ № 9) /см.: рис. 4).

Победители после награждения. ОЗПФ

Рис. 4. Победители после награждения. ОЗПФ

Лучшие концертные номера, запечатленные фотообъективом (см.: рис. 5, 6).

Выступают участники концертной программы. ОЗПФ

Рис. 5. Выступают участники концертной программы. ОЗПФ

Выступают участники концертной программы. ОЗПФ

Рис. 6. Выступают участники концертной программы. ОЗПФ

Российский национальный оркестр (художественный руководитель: М. Плетнев), кстати, именно РНО — лучший симфонический коллектив страны — отметил свое 30-летие, с чем оркестр и поздравил демиург фестиваля Денис Леонидович Мацуев. А его главный дирижер Михаил Плетнев также лауреат VI Международного конкурса имени П. И. Чайковского 1978 года. И то, что свой юбилей выдающийся оркестр отпраздновал концертом в г. Перми, по словам Мацуева, знак особого благоговения к пермской сцене и фестивалю, с дирижером Д. Ботинисом[7], представил концертную программу с участием блистательных солистов, музыкантов европейского уровня: Евы Геворгян [8] (фортепиано), Александра Рамма [9] (виолончель), Дениса Мацуева (фортепиано).

Поддержал инициативу солистов и РНО, исполнив редко звучащие Вариации на тему П. И Чайковского А. Аренского. На сцене краевой филармонии музыканты РНО подчинялись дирижерским палочкам дебютантов фестиваля: вышеперечисленного Димитриоса Ботиниса и Валентина Урюпина –единственного российского лауреата VIII Международного конкурса дирижеров имени сэра Г. Шолти (Франкфурт, 2017).

Ева Геворгян исполнила Концерт № 3 C-dur для фортепиано с оркестром С. Прокофьева (см.: рис. 7). Яркий, полный виртуозного блеска концерт был коронным номером многих выступлений Прокофьева в качестве пианиста.

Лучшее произведение композитора — итог его многолетних исканий в области фортепианной музыки, самый совершенный из сочинённых им пяти концертов. БЗПФ

Рис. 7. Лучшее произведение композитора — итог его многолетних исканий в области фортепианной музыки, самый совершенный из сочинённых им пяти концертов. БЗПФ

Музыка Петра Ильича звучала два вечера подряд. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром исполнил лауреат Международного конкурса виолончелистов Paulo Cello Competition в Хельсинки, А. Рамм (виолончель) (см. рис. 8). Это произведение уже много лет входит в обязательную программу третьего тура Международного конкурса им. П. И. Чайковского. «Когда я играю вариации на тему рококо, то вспоминаю конкурсное состязание и ощущение тотального счастья, — признается Александр. — Исполняю довольно часто, но каждый раз с удовольствием. И, конечно же, стараюсь с каждым разом глубже погрузиться в эту музыку».

Лучшие скрипачи мира почитают за честь исполнять это произведение, а отношение широкой публики к концерту иначе как восторженным не назовешь. БЗПФ

Рис. 8. Лучшие скрипачи мира почитают за честь исполнять это произведение, а отношение широкой публики к концерту иначе как восторженным не назовешь. БЗПФ

Сергей Догадин [10] филигранно сыграл концерт для скрипки с оркестром D-dur — эталонное произведение композитора, обязательное для исполнения на третьем туре Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Виртуозное владение инструментом произвело на публику неизгладимое впечатление, за что музыкант отблагодарил пермяков, рассыпав на бис невероятную, сверхчеловеческую игру на тему оперы La Molinara («Прекрасная мельничиха») Н. Паганини (см. рис. 9).

С.Догадин в музыкальном экстазе показывал свое мастерство владения и великолепное звучание коллекционной скрипки венецианского мастера. БЗПФ

Рис. 9. С.Догадин в музыкальном экстазе показывал свое мастерство владения и великолепное звучание коллекционной скрипки венецианского мастера. БЗПФ

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром G-dur П. И. Чайковского — еще одно приношение меломанам от самого Маэстро Мацуева. Эффектный, воспевающий жизнь во всей её безудержности, этот не часто исполняемый предоставил благодарные возможности для демонстрации виртуозного мастерства исполнителя и возможностей рояля.

Всемирно известная Примадонна Х. Герзмава нашла в своем напряженном графике время для выступления в г. Перми. Она прибыла в наш город буквально на несколько часов. Для пермяков она исполнила арию Леоноры из оперы «Трубадур» Д. Верди. Чарующая музыка этой арии вызывает сострадание и нежность к отважной женщине, принимающей решение принести себя в жертву ради любви. А также рнп «Травушка-муравушка», трогательный романс «Букет цветов из Ниццы» Д Будея.

Представитель мировой элиты русской фортепианной школы, исполнил также солирующую партию в Концерте № 2 для фортепиано с оркестром f-moll Ф. Шопена.

«Этот инструментальный концерт я называю пандемическим: можно сказать, что пандемия в этом отношении мне помогла, потому что ранее я никогда не решался вынести этот концерт на сцену, но, как ни странно, в эти месяцы, что мы провели дома, была возможность разучивать новый материал. Конечно, я много чего сделал за это время, но на выходе из карантина в концертную жизнь концерт № 2 Ф. Шопена — это сочинение неописуемой красоты — прочно вошел в мой репертуар. И, конечно, я не мог не включить его в программу нашего юбилейного фестиваля в г. Перми» — рассказал Маэстро.

Эта та грань его таланта, которую мы так хотим услышать, которую мы так все дорожим, это тончайший музыкант, он раскрывается как человек абсолютного вкуса, ведь Шопен — это лакмусовая бумажка, это тот вариант, когда легко уйти в салонность, уйти в некую расплывчатость, Денис сделал уникально точно, сохраняя стиль, форму, правда он потом пошутил, что впервые играю при пустом зале. Но эта шутка кажется веселой, совсем веселой, по сравнению с 25 %. Это не комментируем и не можем осуждать, не восхвалять, это данность. Спасибо за 25. Для музыкантов это важно, без публики не можем. Создавать, воплощать только с публикой. Это при обратной связи, энергетической волны и поэтому так трудно играть в пространстве интернета, почувствованные нехватку живой публики. Без публики никаких шедевров создать не удается (см. рис. 10).

Д.Мацуев исполняет инструментальные концерты П. И. Чайковского; Ф. Шопена

Рис. 10. Д.Мацуев исполняет инструментальные концерты П. И. Чайковского; Ф. Шопена

Подводя итоги юбилейного проекта, Денис Мацуев подчеркнул, что 10 лет фестиваля, безусловно, укрепили его сотрудничество с Пермской филармонией: «Но я бы не назвал это сотрудничеством, а назвал бы большой дружбой с замечательным коллективом и ее директором Г. Ю. Кокоулиной — вечным двигателем культуры в Пермском крае. И тот коллектив, который она собрала, — это всегда чувство локтя, всегда команда и добрая семья, которая делает свою потрясающую работу безукоризненно. Я прекрасно знаю, что такое провести фестиваль — это нелегко. Успех фестиваля — это не только те лица, которые мы видим на сцене, это и невидимые герои, которых тоже поздравляю с нашим юбилейным фестивалем. И спасибо губернатору Пермского края Д. Махонину, который посетил третий день фестиваля, что он не закрывает концертную жизнь. Поверьте, вам, пермяки, завидуют практически во всем мире, потому что концерты мало где проходят, и огромное счастье, что у вас и нас есть такой фестиваль. А пермская публика — это тот показательный пример, о котором я говорю практически во всем мире. Мы знакомы больше 22 лет, я прекрасно вижу, как и количественно увеличилось число зрителей — залы переполнены, всегда аншлаги. И самое главное наше достижение, о котором я действительно не устану твердить, — это рождение новой аудитории, нового поколения слушателей, которое приучено ходить на концерты академической музыки. И, конечно, Пермская филармония — соучастник этого процесса, развивающий эту аудиторию, делающий правильные программы. Уникальная афиша филармонии — действительно бренд, показатель некой планки. Такую афишу не стыдно иметь самому знаменитому залу мира! Тот уровень, который задан краевой филармонией за эти годы, уверен, будет поддерживаться и дальше, зная, как трепетно относится коллектив филармонии к зрителю и артистам».

Из всей трансляции с концертов был смонтирован небольшой по продолжительности видеофильм, который показывался перед началом каждого вечернего концерта, а в конце грандиозного фестиваля был показан уже с добавлением нынешнего события-2020. Еще один видеофильм перед началом чествования нынешних юных победителей-«наших новых искорок»-как ласково называет сам Д. Мацуев.

Литература:

  1. Пермская краевая филармония. Сольный концерт Дениса Мацуева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filarmonia.online/afisha/solnyjkoncertdenisamacueva10.html
  2. Пермская краевая филармония. Гала-концерт «Новые имена» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filarmonia.online/afisha/gala-koncertnovyeimena20.html
  3. Пермская краевая филармония. «В Пермской филармонии триумфально завершился X фестиваль Дениса Мацуева» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://filarmonia.online/filarmonija/novosti/vpermskojfilarmoniitriumfalnozavershilsjaXfestivaldenisamacueva.html

[1]Генеральный партнёр творческих проектов Дениса Мацуева. При поддержке Министерства культуры РФ. В рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

[2]Имя неразрывно связано с традициями легендарной русской фортепианной школы, новаторством творческих концепций и глубиной художественных интерпретаций. «Виртуоз в традиции Э. Г. Гилельса, С. Т. Рихтера, В. С. Горовица» - по мнению одной из наиболее авторитетных газет США «Лос-Анджелес таймс».

[3] Композитор признанный гений, соединивший в своей музыке божественное вдохновение и запредельное мастерство, нежный лиризм, колоссальную волю, глубочайшую мысль, сокрушительную силу чувства.

[4]Appassionatо, что значит «страстно».

[5]Конкурсный отбор стипендиатов является частью долгосрочного проекта по выявлению и поддержке молодых талантов в области культуры и искусства «Новые имена России» (2018 – 2021 г.г), реализуемого с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Председатель жюри первого этапа: ЗРК РФ Н.Н. Горькая. (ДМШ № 3 «Доминанта» г.Пермь).

[6]Работы оценивали: вице-президент благотворительного фонда «Новые имена» имени И. Вороновой А. Петросян, доценты МГК имени П.И. Чайковского Д. Копылов, А. Соколова, профессор РАМ имени Гнесиных В. Круглов, заслуженный художник России С. Олейников.

[7] Дирижер Д. Ботинис в 19 лет одержал победу и стал обладателем всех специальных призов Международного конкурса симфонических дирижеров имени Педротти (Италия, 2006). С 2015г. является главным дирижёром АСО Северо-Кавказской ГФ имени В.И. Сафонова.

[8] Талантливая пианистка, композитор, лауреат Международного конкурса Grand Piano Compeition (проект Д.Л Мацуева). Обладая яркими виртуозными данными, феноменальным артистизмом, точным чувством. В 2019г. она признана победителем Международной премии ICMA в номинации «Открытие года». В 2020 г. получила Гран-при и специальный приз за лучшее исполнение произведения Ф. Шопена на Международном музыкальном онлайн-конкурсе в г. Чикаго (США).

[9] В игре сочетаются виртуозность, глубокое проникновение в замысел композитора, эмоциональность и артистическая индивидуальность.

[10] Исполнитель харизматичный музыкант своего поколения. Его игра каждый раз оставляет неизгладимое впечатление. Музыкант играет на скрипке итальянского мастера Д. Монтаньяны (Венеция, 1721).

Основные термины (генерируются автоматически): Чайковский, концерт, пермь, концертная программа, краевая филармония, Международный конкурс имени, соната, концертная жизнь, Пермская филармония, Пермский край.


Ключевые слова

проект, конкурс, фестиваль, лауреаты-2020
Задать вопрос