Естественная монополия в России: проблемы государственного регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 04.12.2020

Статья просмотрена: 135 раз

Библиографическое описание:

Бутырина, К. А. Естественная монополия в России: проблемы государственного регулирования / К. А. Бутырина, А. С. Краснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75964/ (дата обращения: 01.03.2021).



В данной статье приведены результаты исследования на тему: «Проблемы государственного регулирования естественных монополий в России». В ходе работы были рассмотрены проблемы регулирования и возможные пути их решения.

Ключевые слова: естественная монополия, проблемы регулирования, экономика, конкуренция, ценообразование, тарифообразование.

This article presents the results of research on the topic: «Problems of state regulation of natural monopolies in Russia». In the course of the work, the problems of regulation and possible ways of solving them were considered.

Keywords: natural monopoly, regulation problems, economics, competition, pricing, tariff setting.

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. [1, Ст. 3]

Исходя из этого определения, мы понимаем, что естественная монополия — это производственная отрасль, занятой компанией, способной нормально работать только в том случае, если нет конкуренции. Если появится конкуренция, то издержки перестанут быть минимальными и в конечном счете, это приведёт лишь к уменьшению доходности. На рынке естественная монополия занимает специфическое положение, особенность которой проявляется в ее производстве, необходимости использовать дорогое оборудование, единоличное владение природными ресурсами и т. д.

Рассмотрим примеры естественных монополий в России на 2020 год. На данный момент в России естественными монополиями являются ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», АО «Почта России», а также ПАО «Транснефть».

В каждом регионе существуют свои локальные монополисты, поставляющие тепловую и электрическую энергию, обеспечивающие водоснабжение и водоотведение.

Естественные монополии обладают как плюсами, так и минусами. Плюсами являются: возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции; возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне; возможность использования достижений научно-технического прогресса; возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги; возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации. А также присутствуют и минусы: возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя; возможность блокировать технический прогресс; возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг. [2, С. 149–150]

Невозможно в данном случае определить, что перевешивает — плюсы или минусы. Рыночная форма организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии, потому что механизм распределения ресурсов в данном случае не работает, а разрешить противоречия общество может только одним способом -регулированием естественной монополии.

Существует несколько способов регулирования естественных монополий: прямое государственное регулирование, торги за франшизу, ценовая дискриминация.

Естественные монополии довольно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они делят рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, должным образом, пониженных тарифов — для граждан. Однако механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения, таких как: пенсионеров, инвалидов и др. Например, широко применяемая практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами. Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Очень часто в России он не определяется без соответствующих расчетов, безосновательно перекладывается на производителя. Самый распространенный пример — льготы за коммунальные услуги. Количество льготников у сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.

Теперь нужно перейти к главной задаче данной статьи, выяснению проблемы регулирования естественных монополий. Но для начала разберемся с самим регулированием естественных монополий, которое является важным фактором обеспечения и нормального функционирование экономики. Поэтому реализация антимонопольного законодательства должна быть умеренной, так как жесткий контроль приведёт лишь к дисбалансу данных рыночных отношений.

Цель у государственного регулирования поставлена на сохранение и достижение равенства интересов потребителей и субъектов естественных монополий, а также на регулирование их функционирования посредством определенных норм поведения.

Также имеются законы и подзаконные акты, которые регулируют деятельность естественных монополий и причем имеют важнейшее значение, но их применение встречается с различными трудностями.

Исходя из всего выше сказанного, мы выявили такие проблемы как:

Понятие естественной монополии, которое представлено в ФЗ «О естественных монополиях», допускает неоднозначную трактовку. В законе противопоставляются понятия естественной монополии и конкуренции.

Что касается ценообразования, чаще всего в отраслях общественного потребления (коммунальное хозяйство) существует возможность злоупотребления со стороны естественных монополий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен предприятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. (Именно такую картину можно наблюдать в случае увеличения цен главными естественными монополистами в России — РАО «Газпром», РАО «Единая энергетическая система России», Министерством путей и сообщений). Данные факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специальных административных органов. Существует два возможных варианта действий государства в этом случае:

  1. Установление государственной собственности на предприятия-естественные монополии, а следовательно, и государственных цен на их продукцию.
  2. Государственное регулирование естественных монополий с помощью установления предельного уровня рентабельности или с помощью прямого ограничения уровня цен на продукцию естественных монополий. [3, С. 213–214]

Следующей проблемой является отсутствие результативного механизма тарифообразования. Происходит это из-за бесконтрольного завышение цен на нерегулируемые услуги, игнорирования интересов естественных монополий, низкое состояние инфраструктуры субъектов естественных монополий, а также отсутствие права у потребителя обжаловать установленный административным путем размер тарифа. К основному пути решений данной проблемы относится сохранение тарифов на услуги естественных монополий на наиболее лучшем для экономики и населения уровне, т. к. неконтролируемое повышение может привести к замедлению или прекращению экономического роста в стране. Вследствие чего произойдёт снижение потребительского спроса со стороны населения, а также снижение конкурентоспособности некоторых отраслей экономики.

В заключении мы хотим выразить своё мнение на эту тему, так как, для нормального регулирования естественных монополий, нужно совершенствовать законодательство, которое регулирует деятельность естественных монополий, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Правовое регулирование не должно быть направлено только на то, чтобы устанавливать цены и тарифы и конечно же не должно сводиться лишь к контролю за деятельностью естественных монополий.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 21 августа 1995 г. — № 34. — Ст. 3
  2. Басовский, Л. Е. Экономика отрасли: учебное пособие / Л. Е. Басовский. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — С. 149–150
  3. Бардовский, В. П. Экономика: учебник / В. П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е. М. Самородова. — Москва: Форум: ИНФРА-М, 2020. — С. 213–214
Основные термины (генерируются автоматически): естественная монополия, монополия, Россия, государственное регулирование, естественный монополист, проблема регулирования, производимая продукция, тариф, услуга.


Задать вопрос