Историко-теоретические аспекты эволюции налоговых отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 02.12.2020

Статья просмотрена: 249 раз

Библиографическое описание:

Кирьянов, Р. В. Историко-теоретические аспекты эволюции налоговых отношений / Р. В. Кирьянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75961/ (дата обращения: 11.12.2024).



Актуальность темы обусловлена тем, что через призму Всемирной и Отечественной истории нами предпринята попытка выделить основные черты процесса формирования налоговых отношений, отметить особенности построения налоговых систем. Это необходимо, для всестороннего понимания основных этапов становления правовых основ организации и развития налоговых отношений в России.

Для того, чтобы определить основные этапы становления налоговых отношений в РФ, нам необходимо определить такие этапы в исторической ретроспективе. Это обусловлено тем, что налоговые отношения не могут зародиться в одночасье, они, как и любой другой сложный механизм, проходят целую цепочку эволюционных изменений и метаморфоз.

Первым таким этапом является налогообложение Древнего мира. На данном этапе налоговые отношения выступают скорее в роли экономической категории, а свои правовые оттенки они приобрели уже значительно позже. Не будем с Вами забывать и о ярким примерах. Так, в эпоху древнего мира, своего пика расцвета достигли такие великие государства как Древняя Греция и Древний Рим. Около 425 г. до Н. Э. в Древней Греции происходила Пелопонесская война между Афинами и Спартой. Уже тогда, великие политики (Леонид 1, Перикл), философы (Сократ, Аристотель, Демокрит) и юристы (Солон и др.) поняли какое большое значение для государства несут в себе налоги. Ведь на какие средства ведутся войны? На какие средства возводятся великолепные храмы Древней Греции? Верно! Все это благодаря зарождению налоговых отношений между Государством и Обществом. Следует отметить, что свидетельства письменного закрепления таких налогов отсутствуют, но это объясняется следующими доводами:

− Чеканка денег началась только в 7 веке до н. э. До этого времени налог оплачивался в натуральной форме.

− Не существовало прямого и постоянного налогообложения граждан, суммы взыскивались посредством государственных займов. Например, при помощи литургии — налоговых повинностей для наиболее богатых граждан в размерах 1/10 или 1/20 от дохода.

− В случае, если государству не хватало налоговых поступлений, оно прибегало к крайним для того времени мерам — взимания налога с доходов от сельского хозяйства. Такой налог назывался метэкион.

Таким образом, первый этап формирования налоговых правоотношений характеризуется существованием почти бессистемных платежей, взимаемых в натуральной форме.

Давайте рассмотрим с вами второй этап становления налоговых правоотношения. Временные рамки этого этапа: 5 век — конец 18 века. Со времен Древней Греции произошли огромные изменения как в сфере общественных, экономических, так и в сфере налоговых правоотношений. Формируется государственный бюджет, а налоги становятся его ведущим источником доходов. Но следует иметь в виду, что существующие налоговые системы запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся в связи с определённой необходимостью и на определенный период. Для того, чтобы проанализировать процесс формирования налоговых отношений того времени, нам необходимо обратиться к наиболее известным идеям современников, выдающихся ученых и ярких личностей [10]:

− Фома Аквинский (1226–1274) говорил, что: «Налоги — это узаконенная форма грабежа государством своего народа»

− Диомед Караф (…- 1487) был первым, кто утверждал, что основным источником дохода для государства должны быть: налоговые отчисления с объектов недвижимости и денежного капитала.

− Жан Боден (1530–1597) первый в истории употребил термин «финансы», является автором систем классификации дохода государства (подробно описал следующие налоговые отчисления: домен, пошлина с торговой деятельности, пошлина за ввоз-вывоз товаров)

− Адам Смит (1723–1790) ввел научное определение «налоговая система» и сформулировал четыре основных принципа построения такой системы:

  • Принцип равенства и справедливости
  • Принцип удобства уплаты налога
  • Принцип определенности (исчисления)
  • Принцип экономичности (минимум государственных затрат на взимание налога)

Кроме того, в обществе возникает новый общественный класс — буржуазия, чье появление в корне меняет всю налоговую систему мира. Буржуа, нередко, выкупали у государства право на сбор налога, что только увеличивало состояние их капитала. Следовательно, появляются первые подушные и подоходные налоги, акцизы. В эту эпоху формируются первые законодательные принципы в сфере налоговых отношений, один из таких принципов это — установление налогов только представительными органами власти (Парламентом).

Таким образом, мы с вами обратили внимания на точки зрения разных исторических личностей, посмотрели на основные этапы формирования налоговых отношений и поняли, что: в эту эпоху налог переходит из разряда экономической категории в правовую.

И наконец, мы переходим с вами к третьему этапу нашего исследования. Развитие экономических отношений с 19 века и по настоящее время. Общая тенденция складывается следующим образом: количество налогов уменьшается, а роль законодательства при их установлении и взимании увеличивается. Уже после Первой мировой войны мы отчетливо видим зачатки конструкции (системы) современной налоговой системы. Это связано в том числе и с развитием промышленности, переходом от мануфактур к использованию паровых машин и механизмов.

Так были проведены масштабные налоговые реформы во всех ведущих индустриальных странах мира, которые имели своей целью сокращение бюджетного дефицита, налоговых льгот и упрощение структуры налогов. Основным принципом налоговых правоотношений становится принцип — всеобщности. А следовательно, уже с начала XX века, ведущее место в конструкции налоговой системы занимает прямое налогообложение. История России вызывает особый интерес, так как в XX веке на территории данной страны был проведен первый исторический опыт по обобществлению собственности и образованию государства нового типа — социалистического. Так, частная собственность в России потеряла свое главное финансово-экономическое значение, а на ее смену пришла общедолевая и обще-совместная собственность [10].

Давайте обратим внимание на международный опыт в данном вопросе. Так, мировой экономический кризис 1929–1933 годов являлся юридическим фактом (или даже доказательством) всей несостоятельности классической теории налогообложения в условиях послевоенного времени и указал тем самым на необходимость пересмотра роли государства в регулировании экономических (налоговых) отношений. Такую ситуацию смог изменить Джон Кейнс (1883–1946), когда на свет появилась его работа «Теория занятости, процента и денег». Данная теория предполагала введение активной роли в регулировании налогообложения и иных процессов формирования государственных (бюджетных) доходов.

Многие ученые выделяют еще дополнительные подэтапы процесса эволюции налоговых правоотношений в данном периоде, а именно:

− Формирование основных принципов налоговых правоотношений: безусловность и общеобязательность. Так, акты о налогообложении имели под собой основную задачу — обеспечить защиту и признание прав только государства.

− Формирование иных принципов налоговых правоотношений: соблюдение прав налогоплательщика, законности, соразмерности налога и справедливости. Так, акты о налогообложении имели под собой задачу защитить права и интересы не только государства, но и налогоплательщика.

Этот период истории налоговых отношений, по праву считается периодом сочетания налоговых отчислений , что происходило в результате обобществления собственности (в социалистических странах) и периодом утверждения форм государственного налогового (экономического) регулирования (в капиталистических странах) [10].

Таким образом, мы рассмотрели основные этапы эволюции налоговых правоотношений, выделили основные черты того или иного периода времени, отметили особенности построения налоговых систем. Следовательно, мы приходим к выводу, что налоги и сборы являлись и являются главным источником формирования бюджета государства, кроме того, налоги и сборы являются детерминантной налоговой и экономической политики государства. А теперь, обладая понятием основных категорий налоговых правоотношений в мире, мы можем переходить непосредственно к рассмотрению правовых основ организации и развития налоговых правоотношений в России на современном этапе.

Как формировались налоговые отношения в РФ? Давайте разберемся. Уже понятно, что отношения не могут возникнуть из ниоткуда. Даже если та или иная модель налоговых отношений была позаимствована нами из-за границы, ее необходимо адаптировать на существующие реалии национальной экономики. Поэтому полностью идентичных налоговых отношений в разных странах быть не может. Современные налоговые отношения в РФ начали формироваться аж в 1991–1992 гг. когда осуществлялся переход на рыночную экономику. Было принято решение взять за образец систему налогообложения международных стран. Предлагаю рассмотреть основные этапы организации и развития налоговых отношений в России [12]:

1. В июле 1990 года на территории России с принятием Верховным Советом РСФСР закона «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» был введён особый режим налогообложения. Так, согласно этому закону, для предприятий, находящихся под юрисдикцией России, был установлен более льготный режим налогообложения, чем для предприятий иных союзных государств. Это было сделано для стимулирования компаний и предприятий открывать свои производства на территории РФ, что, несомненно, увеличивало поступления денежных потоков от налогов и сборов в Российский Бюджет.

2. В марте 1991 года с принятием Закона № 943–1 «О Государственной налоговой службе Российской Федерации» был сформирован налоговый орган на территории РФ. Это объясняется тем, что молодому российскому государству, после распада Советского Союза необходимо было в кратчайшие сроки сформировать собственную систему доходной части бюджета РФ.

3. Период август — ноябрь 1991 года, по праву считается наиболее богатым на масштабные налоговые реформы. Так, в России был принят целый пакет законов: «О подоходном налоге с физических лиц», «об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и др.

4. В ноябре 1991 года Президент РФ издает Указ № 218 «Об образовании самостоятельной Государственной налоговой службы РФ» (уже не входящей в состав Министерства Финансов РФ).

5. В декабре 1991 года было утверждено положение «О налоговой службе РФ»

6. Отдельно следует отметить, что 27 декабря 1991 г. вступил в силу закон № 2118 «Об основах налоговой системы в РФ». Благодаря которому были определены общие принципы построения всех налоговой системы РФ. Были определены виды налогов, сборов, пошлин и иных платежей, а также права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.

Таким образом, уже к декабрю 1991 года в РФ в общих чертах была сформирована налоговая система РФ, а значит были очерчены границы возможных налоговых отношений в молодом государстве. Было определено как налоговые отношения будут организованы и как они будут развиваться дальше. Но на практике современная налоговая система РФ была введена только с 1 января 1992 г.

Давайте отметим основные положения сформировавшихся налоговых отношений РФ с точки зрения их правовой основы и организации [12]:

− Основными налогами, обеспечивающими основную часть доходов бюджета стали налоги: на акцизы, добавленную стоимость, на прибыль, на имущество. Уже к 1998 г. эти налоги обеспечивали более 86 % от всех налоговых поступлений.

− Налог с оборота был заменен на налог на добавленную стоимость и акцизы.

− Состав и структура налоговых доходов были изменены, но порядок взимания и принципы начисления — остались прежними.

− В основе такой налоговой системы лежала ориентация на ее пополнение за счет государственных и приватизированных предприятий (В отличие от развитых странах Европы, где основу налоговых поступления составляли подоходный налог и налог по социальному страхованию)

Таким образом, для России того времени было характерно основывать налоговые отношения на основе корпоративных доходов (налог на прибыль). Это делалось в ущерб налогам на доходы физических лиц.

− В 1995 г. были ликвидированы (либо включены в федеральный бюджет) все внебюджетные фонды (за исключением фондов социального страхования).

− В 1998 г. Указом Президента РФ № 314 Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС РФ).

− Уже в 1999 году повсеместно был введен налог с продаж с налоговой ставкой, которая варьировалась от 2 до 5 %.

− Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 [5] отдельные полномочия Министерства по налогам и сборам были переданы Министерству Финансов РФ.

− Федеральный закон № 146-ФЗ от 01.01.1999 (Первая часть Налогового кодекса РФ) заменил закон от 27 декабря 1991 № 2118 «Об основах налоговой системы в РФ». Уже в 2001 г. Федеральным законом № 117-ФЗ была введена вторая часть НК РФ [4].

Несправедливым будет проигнорировать реформы, которые проводились в период с 2000 по 2008 гг. так они оказали значимое влияние на современные правовые основы организации и развития налоговых отношений. Поэтому давайте разберем какие основные реформы были проведены [10]:

− Был упрощен режим налогообложения малого бизнеса;

− Были упразднены «оборотные» налоги и налоги с продаж;

− Были снижены налоговые ставки НДФЛ;

− Была усовершенствована системы налоговых вычетов по НДФЛ

− Был введен единый социальный налог;

− Была проведена реформа имущественных налогов (Уменьшения числа объектов налогообложения и отчисление земельного налога с опорой на кадастровую стоимость земли);

− Была реформирована система налогообложения с добычи полезных ископаемых (и иных ресурсов) путем прямой зависимости от объёма изъятия природных ресурсов;

− Налоговая нагрузка между налогоплательщиками была распределена более равномерно, чего удалось достигнуть благодаря отмене неэффективных налоговых льгот.

Таким образом, результатом реформирования налоговой системы РФ, налоговых отношений РФ являлось принятие Налогового кодекса РФ. И только благодаря этому, в настоящее время налоговые отношения Российской Федерации отражают общераспространенные в международной практике принципы налоговых правоотношений. Кроме того, в результате налоговых реформ 2000–2008 годов налоговое бремя между налогоплательщиками было распределено более равномерно, а государство заметно увеличило объём налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Литература:

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: [Принята общенародным голосованием в 1993г.] // Российская газета. — 1993. — № 248. -22 ноября 2020г.
  2. Федеральный закон от 08 июля 1999 года № 151 — ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации» // Российская газета. — 1992. — № 182. -22 ноября 2020г.
  3. Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2128–1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Российская газета. — 1992. — № 56. -22 ноября 2020г.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 200. № 32. Ст. 3340. -22 ноября 2020г.
  5. Постановление правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Российская газета. — 2004. -22 ноября 2020г.
  6. Бельский К. С. Основы налогового права (Цикл материалов по теории налогового права из пяти частей) / Гражданин и право. 2006 № 1 с.54–59.
  7. Брызгалин А. В. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Установление, введение и отмена налогов/ Финансовое право Российской Федерации: Учебник / отв. Ред. М. В. Карасева. — М: Юристъ, 2012. — С. 324–329.
  8. Горбунова О. Н. Финансовое право: Учебник/ Под ред. О. Н. Горбуновой, доп. Артемов Н. М., Ашмарина Е. М., Арефкина Е. И. 5-е, перераб. М.: Юристъ, 2011. — 567 с.
  9. Грачева Е. Ю. Финансовое право: Учебник/ под. ред. Е. Ю. Грачевой и Г. П. Тостопятенко. М.: Проспект, 2009. — 553 с.
  10. Зайков В. П. Эволюция налоговых отношений с позиции истории налогообложения и развития государственности / В. П. Зайков. изд. М.: Налоги и налогообложение — 42–28 с.
  11. Крохин Ю. А. Налоговое право России: учебник для вузов/ отв. ред. Ю. А. Крохина; [Н. С. Бондарь, В. В. Гриценко, А. Ю. Крохина]. 4-е изд., испр. М.: Норма: Инфа-М, 2011. — 719 с.
  12. Кузнецов Л. Д. Правовые основы образования современной налоговой системы России / Л. Д. Кузнецов, 2018. — Москва: Вестник Московского университета МВД России — 4 с.
  13. Кучеров И. И. Налоговое право России/ И. И. Кучеров. 3–4 изд. М.: Центр ЮрИнфорР, 2010. — 378 с.
  14. Пепеляев С. Г. Налоговое право: учеб. Пособие: 2-е изд./ под ред. С. Г. Пепеляева. — М.: Изд. дом «ФБК-ПРЕСС», 2007. — 421 с.
Основные термины (генерируются автоматически): налог, РФ, отношение, Россия, налоговая система, государство, Древняя Греция, правоотношение, налоговая система РФ, правовая основа организации.


Задать вопрос