Роль руководителя в конфликте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 02.12.2020

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Лобанов, К. В. Роль руководителя в конфликте / К. В. Лобанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 548-549. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75960/ (дата обращения: 01.03.2021).



Ключевые слова :конфликт, руководитель, этапы конфликта, поведение в конфликте, роль в конфликте третей стороны.

Современный человек большую часть времени проводит не в кругу своих родных людей, а на работе в кругу своих коллег. Работа становится для большинства людей вторым домом, местом, куда мы идем либо с большим желанием, либо с большим отвращением. Негативные эмоции на работе могут появляться из-за какой-либо причине: не получается выполнить работу в срок, накричал руководитель, занимаешься не любимым делом, раздражают коллеги и т. д. Причин может быть масса. Негатив может выливаться в конфликты, которые будут дестабилизировать обстановку в коллективе и приводить к ухудшению эмоционального фона в коллективе. Отсутствие опыта в решение конфликтных ситуаций руководителей является большой проблемой в современных реалиях.

Конфликт в менеджменте принято принимать, как отсутствие согласия между сторонами, которых может быть как две, так и несколько, при этом каждая сторона стремиться продвинуть свою точку зрению или цель и при этом мешает другим сделать тоже самое.

Первостепенно руководителю необходимо обладать пониманием, какие этапы развития имеет конфликт. Первый этап — зарождение конфликта. Открытого противостояния нет, противоречия на этом этапе существуют потенциально. Второй этап — созревание конфликта. Открытого противостояния нет, но стороны конфликта начинают выбирать те связи, которые он считает приемлемыми. Это может быть форма поведения, работа, власть, деньги и т. п. Третий этап — это инцидент. Начала открытой конфронтации, инцидентом может стать абсолютно все что угодно. Четвертый этап — это непосредственно конфликт. На этом этапе, стороны применяют все имеющие ресурсы для достижения своей цели. Пятый этап — развитие конфликта. Происходит изменение некоторых характеристик, которые присутствуют в ситуации, а также факторов, оказывающих влияние на конфликт. Шестой этап — постконфликтная ситуация. Стадия, на которой происходит подведение итогов конфликтов, заключение каких-то договоренностей, достижение целей, перемирий.

Любой конфликт ведет к появлению стресса, беспокойства, дискомфорта, снижению работоспособности. Все это конечно негативно сказывается на работе.

Руководитель также должен понимать, как могут повести себя стороны конфликта. Так выделяются следующие типы поведения в конфликте: соперничество (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество. Разберем более детально каждый из типов поведения в конфликтной ситуации. Соперничество является наиболее разрушительный типом поведения, поскольку подразумевает победу только одной стороны и полный проигрыш другой. Присуще давление, использование всех ресурсов, которыми обладает сторона для реализации своих целей. Компромисс позволяет сторонам добиться желаемого, но с определенными оговорками, чаще всего приводит к новым конфликтам, поскольку стороны не добиваются желаемого. Приспособление можно обозначить, как добровольное принятие поражения, причиной такого поведения могут стать разные причины: сторона понял, что она не права, желание сохранить хорошие отношения. Уход от конфликта самый глупый, но популярный тип поведения при конфликте. Конфликт не может быть разрешен, он будет назревать как гнойник и рано или поздно вскроется и будет носить разрушительный характер. Сотрудничество позволяет сторонам конструктивно обоюдно решить конфликтную ситуацию.

И последнее, что необходимо понимать руководителю это какова его роль и стратегия в решении конфликта. Можно выделить следующие стратегии: Арбитраж, третья сторона выступает в роли арбитра, судьи. Полностью берет на себя всю ответственность и принимает решение в спорных ситуациях. Посредничество третья сторона содействует двум другим сторонам в решении конфликта, при этом не встает на сторону какой-то одной стороны. Переговоры, возможны при сотрудничестве двух сторон, когда обе стороны понимают важность решения конфликта и готовы пойти на определённые уступки, третья сторона принимает участие как сторонний наблюдатель.

Не стоит выпускать из вида, какими качествами должен обладать эффективный руководитель: настойчиво стремиться к управлению людьми, быть образованным, обладать нетрадиционным мышлением, признавать, что не все знает сам, быть уверенным в себе, инициативным, требовательным и строгим, уметь поощрять и наказывать, обладать чувством юмора, уметь говорить и слушать, уметь радоваться чужим успехам, быть честным и неподкупным, самостоятельным и независимым, способным взять на себя риск и ответственность [3]. Конечно, руководитель должен уметь повести за собой и иметь уважение у своих сотрудников, обладать авторитетом. Если руководитель обладает большей частью данных качеств, то решение конфликтных ситуаций для него не составит труда.

Подведем итог, руководитель является лицом, который может, как разрешить конфликтную ситуацию, так и повлиять на результаты конфликта. Для этого он должен обладать рядом качеств и обладать знаниями в конфликт менеджменте. Безусловно, чем шири его знания в данной области, тем эффективней он будет при разрешении конфликтов. Наиболее эффективным поведением при конфликтной ситуации является сотрудничество, поскольку все стороны конфликта стремятся его решить мирным путем, без серьезных последствий [1]. Если руководитель участвует в конфликте с одной из сторон, то ему необходимо выбирать только такой стиль поведения. Иначе конфликты в коллективе будут повторяться, и будут носить разрушительный характер. Самым нежелательным стилем поведения при конфликте является уход, поскольку стороны не решают конфликт, и он начинает накапливаться, что может привести к появлению нескольким более мелким конфликтам, а в дальнейшем к повторению конфронтации, но уже с большей силой. При конфликтной ситуации руководителю, стоит придерживаться стратегии посредничества, поскольку так стороны сами смогут решить конфликт, и он будет полностью исчерпан. Для эффективной реализации стратегии арбитража, руководителю потребуется большой объём административного ресурса, личных качеств и авторитет среди подчинённых. Иначе конфликт может быть не разрешен, что приведет к повторному противостоянию.

Литература:

  1. Блюм М. А., Хазанова Д. Л., Малышев Д. Н. Управление персоналом в коммерческой организации: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2019. 112 с.
  2. Федорова А. В. Конфликтология. Для экономистов и менеджеров. Учебное пособие. М.: КноРус, 2019. 212 с.
  3. Анцупов А. Я. Конфликтология. Теория и практика: /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. -5-е изд., перераб. и доп. -М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2020. -503 с.
  4. Бунтовская Л. Л., Бунтовский С. Ю., Петренко Т. В. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2018. 144 с.
  5. Охременко И. В. Конфликтология. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2018. 156 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, сторона, конфликтная ситуация, руководитель, сторона конфликта, тип поведения, этап, открытое противостояние, разрушительный характер, решение конфликта.


Ключевые слова

конфликт, руководитель, этапы конфликта, поведение в конфликте, роль в конфликте третей стороны
Задать вопрос