Урок физической культуры в теории и практике: реализация начальной, основной и заключительной частей урока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 02.12.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Тришев, Д. Ш. Урок физической культуры в теории и практике: реализация начальной, основной и заключительной частей урока / Д. Ш. Тришев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 436-438. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75958/ (дата обращения: 01.03.2021).



Основной организационно-методической единицей физического воспитания является урок. Урок всегда имеет определенную структуру и построение. Система физического воспитания, учебно-методическая подготовка и правильный выбор упражнений, вносят существенных вклад в решении задач по физическому и психологическому воспитанию учащихся. Очевидно, что физическое воспитание играет большую роль в процессе подготовки подрастающего поколения к сознательному и активному участию во взрослой жизни. Таким образом, урок физической культуры важен не только как процесс обучения, но и как подготовка детей и молодежи к самостоятельности работе в будущем и заботе о своем здоровье. Данная статья представляет собой попытку изложить авторское представление о конкретных задачах обучения и воспитания — как последовательных частях курса уроков физической культуры.

Ключевые слова : урок физической культуры, физическое воспитание

Вступление

На протяжении десятилетий структура физического воспитания была многократно исследована как в теоретическом, так и в методологическом смысле. Можно сказать, что трехстороннюю концепцию построения учебного урока (начало, основная часть и заключительная часть) полностью одобряют все теоретики, методисты и практики физического воспитания. Однако сам подход к ходу урока и учебным заданиям не был так четко определен и описан в предметной и методической литературе. В этой области присутствуют разнообразные методики, различные построения уроков, конкретные программы занятий и оригинальные предложения по выполнению задач физического воспитания.

С практической точки зрения можно предположить, что курс физического воспитания представляет собой целенаправленный отбор определенных задач учебно-воспитательного назначения, обеспечивающих оптимальные условия для развития личности, физических и двигательных качеств обучающихся.

В методике физической культуры принята трехступенчатая структура урока. Поэтому в построении учебного урока различают начальную, основную и заключительную части. Эти три части уроков отличаются друг от друга тем, что каждая имеет:

− специальные задачи;

− собственное содержание;

− организационную составляющую;

− определенную продолжительность.

Задачи урока физической культуры в начальной части

Начальная часть урока физической культуры проводится в интервале от 10 до 15 минут.

Цель этой части — организовать класс для проведения занятия, предоставить основную информацию об уроке, проконтролировать здоровье обучающихся, их самочувствие и подготовку к уроку, создать соответствующую атмосферу и настроение для занятий физическими упражнениями и подготовить комплексные психофизические задания и упражнения на разминку к уроку.

Проверка состояния здоровья учеников, самочувствия и подготовка к занятиям являются в широком смысле оздоровительными функциями уроков физической культуры. Это очень важный педагогический шаг учителя, поскольку он имеет прямое или косвенное отношение к здоровью обучающихся и их безопасности на уроках. Поэтому правильный контроль за здоровьем и самочувствием детей на уроках физкультуры осуществляется через проверку медицинских справок, беседу с родителями ребенка о его здоровье, проверку освобождения ребенка от уроков физкультуры по тем или иным причинам, самостоятельное освобождение ученика преподавателем от урока в случае визуальной констатации его недомогания, освобождение ученика по его просьбе от занятия в связи с плохим самочувствием, освобождения ученика от части заданий, которые были бы опасны для его здоровья или жизни (после предварительной консультации с врачом, родителем), предотвращение ситуации, в которой ученики занимаются в неподходящей обуви или одежде, с кольцами, браслетами, большими серьгами и т. д.

Несомненно, очень важной задачей на вводной части занятия является также мотивация к активному и сознательному участию в занятиях. Некоторые из учебных содержаний программы физического воспитания, например гимнастика или легкая атлетика, вызывают нежелание и отсутствие мотивации к какому-либо участию у учеников, что в свою очередь может привести к трудностям с обучением и преподаванием. Долг каждого педагога — это правильная мотивация к сознательному и активному участию в текущей деятельности. Это может быть достигнуто путем выбора привлекательных форм, методов и средств обучения, использование интересных приемов и инструментов, мотивационный способ поощрения, контроля и оценки студентов, чередование выполнения сложных и менее интересных упражнений с интересными и более легкими упражнениями, выделение даже самых маленьких достижений и успехов учеников в ходе урока, представление определенных соотношений между практическими действиями и теорией физического воспитания, присвоение учащимся дополнительных ролей и функций и т. д.

Основной задачей разминки является плавная и постепенная подготовка организма, его отдельных систем, органов и органов к нагрузке. Форма и содержание разминки, ее объем, интенсивность, и продолжительность зависят от: возраста, пола, телосложения, индивидуальных предпочтений, а также температуры окружающей среды, погодных условий, материальных условий и т. д. Поэтому трудно говорить о рецепте универсальной модели разминки. Однако важны ее основные принципы, на основе которых можно реализовать конкретный учебный урок. Время разминки обычно занимает 10–15 мин и зависит в основном от характера упражнений, которые будут выполняться в основной части. Следует помнить, что хорошо проведенная разминка защищает учеников от травм.

Задачи урока физической культуры в основной части

Основная часть урока физической культурой — это выполнение основных и дополнительных заданий, которые являются обязательными в школьной программе физического воспитания. В настоящее время в учебной программе физического воспитания содержаться задания, которые формируют физическое и двигательное развитие, отрабатывают правильную осанку, развивают творческие способности, подготавливают к осознанному отношению к своему здоровью и физической подготовке. Другими важными задачами, которые составляют основную часть занятий, являются контроль и оценка целей учебно-воспитательного процесса, самоконтроль и самооценка физической подготовленности и двигательных навыков, формирование личности занимающих, а также целенаправленная передача основных знаний, связанных с физической культурой.

Основная часть урока составляет от 20 до 25 минут. Главными задачами основной части урока являются:

− обучение и совершенствование двигательных навыков учеников;

− выполнение заданий, упражнений и творческих задач;

− диагностика и оценка физического и двигательного развития, а также знаний учащихся;

− самоконтроль, самоуважение и взаимоуважение;

− тренировка правильной осанки (корректирующие упражнения);

− развитие хороших привычек гигиены и отношения к здоровью;

− ознакомление детей с принципами добросовестного сотрудничества, независимости и оценки;

− обучение принципам честной игры;

− подготовка к соревнованиям и олимпиадам;

− организация классных или межклассовых соревнований и спортивных мероприятий;

− участие в экологически значимых мероприятиях, связанных со спортом или отдыхом;

− продвигать значимость физической активности, спорта и отдыха в школьной среде, например, путем подготовки информационных бюллетеней и статей;

− развитие физических навыков;

− контроль состояния здоровья или осанки учащихся.

Следует подчеркнуть, что основная часть урока из-за упражнений с большой физической и умственной нагрузкой считается самой сложной. Существует большое разнообразие в организации основной части урока. Ход основной части урока во многом будет зависеть от вида физической нагрузки.

Задачи урока физической культуры в заключительной части

Заключительная часть урока занимает от 3 до 5 минут. Его основная задача — привести ученика в относительное спокойствие. В этой части должны применяться такие упражнения, которые оказывают положительное влияние на организм занимающегося. Обязательно следует провести заминку. Это могут быть также упражнения расслабляющего, седативного и успокаивающего характера. Задача заключительной части урока состоит в том, чтобы подвести итоги урока, очистить спортзал и побудить к внеклассной и самостоятельной физической активности.

Основные педагогические мероприятия в заключительной части урока включают в себя обсуждение вопросов достижения целей и задач урока; предоставление комментариев о поведение учеников; выставление оценок; предоставление советов о методах, формах и средствах работы над двигательными навыками и физической подготовки, имеющих специфические трудности и проблемы в освоении основных программ; похвалу индивидуальных успехов учащихся, особенно тех, кто имеет низкий уровень физической подготовки и физической активности; контроль теоретических знаний, пройденных в ходе урока и оценка урока.

Резюме

Представленные задачи начальной, основной и заключительной частей уроков физической культурой были представлены таким образом, чтобы обеспечить надлежащую реализацию всех целей учебно-воспитательного процесса. Каждому педагогу необходимо помнить, что уроки по физической культуре являются наглядным примером правильного процесса физического воспитания, а также способствует личностному, умственному и физическому развитию детей и молодежи.

Качество и эффективность физического воспитания в школе также определяется уровнем содержания, методики и организации уроков физической культуры. Каждый педагог по физической культуре должен об этом помнить.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, основная часть урока, задача урока, заключительная часть, задача, заключительная часть урока, основная часть, учебный урок, физическая подготовка.


Задать вопрос