Значение структурных и институциональных реформ в развитии сферы услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 07.12.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Рузиева, Н. Б. Значение структурных и институциональных реформ в развитии сферы услуг / Н. Б. Рузиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75918/ (дата обращения: 01.03.2021).



На сегодняшний день структурные и институциональные реформы занимают одно из приоритетных мест в развитии сферы услуг. Внедрение новых реформ позволит нам улучшить эту отрасль и решить цели и задачи, поставленные перед нами.

Ключевые слова: экономика, услуги, реформы, структурные реформы, институциональные реформы, развитие.

Для получения эффективного результата от структурных и институциональных реформ, осуществление которых неразрывно связано с дальнейшим развитием сферы услуг, необходимо повысить роль структурных и институциональных реформ в решении важнейших социальных и экономических задач. Изобилие услуг способствуют улучшению качества жизни, повышают мотивацию жизни у значительной части населения, устраняя предпосылки для возникновения острых социальных конфликтов. Напротив, неразвитость сферы услуг, нехватка и низкое качество многих видов услуг имеют весьма существенные негативные социальные последствия, которые ведут к образованию разрушительных тенденций в развитии экономики, а также в условиях и уровне жизни населения.

Указ Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «О программе развития сферы услуг на 2016–2020 годы», где приоритет отдан развитию сферы услуг на 2016–2020. [1,с 1–5.]. Это позволит вывести на новый уровень проводимую работу по развитию и совершенствованию структурных и институциональных реформ в сфере услуг, эффективному использованию возможностей отрасли и повышению ее роли в экономике. Для этого необходима разработка и внедрение значимых реформ в развитии сферы услуг. В свою очередь, осуществление реформ в современных условиях должно определяться на основе конкретного анализа сложившейся ситуации, которое позволит выявить основные факторы и направления, для качественного изменения институциональной среды. Существуют несколько причин в потребности отдельных реформах. При систематизации необходимости реформ можно выделить следующие:

1. Формирование рыночной среды. Таким образом, основными направлениями формирования необходимой рыночной среды развития экономики должны стать:

1) формирование эффективно функционирующего сектора сферы услуг: проведение технико-технологического обновления предприятий сферы услуг; решение задач формирования и наращивания компетенций отдельных предприятий обслуживания, согласованности действий участников конкурентного рынка;

2) развитие и стимулирование инновационной активности в предпринимательском секторе: обеспечение согласования интересов владельцев инвестиционного капитала и реализации государственной политики в сфере услуг; предоставление компенсации по затратам в разработке новых услуг и методов их предоставления; формирование налоговых стимулов для внедрения инноваций и развития сервисных компаний, занятых в сфере высоких технологий; предоставление доступа населения к обучению основам предпринимательства;

3) формирования институциональной среды: путём преодоления разногласий в нормативных документах, программах и инновационных стратегиях и их реализация; преодоление низкого уровня институционализации отношений собственности.

На наш взгляд, в решении этих задач особое значение должны приобретать реформы собственности, прежде всего, реформа естественных монополий, налоговые и бюджетные реформы, правовая и судебная, реформы банковской системы.

2. Продолжение институциональных и структурных реформ, направленных на сокращение присутствия государства в экономике, дальнейшее усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства:

1) обеспечение надежной защиты прав и гарантий частной собственности, устранение всех преград и ограничений, предоставление полной свободы на пути развития частного предпринимательства и малого бизнеса, реализация, на практике принципа «Если богат народ, то и государство будет богатым и сильным»;

2) создание благоприятной деловой среды для широкого развития малого бизнеса и частного предпринимательства, строгое пресечение незаконного вмешательства государственных, контролирующих и правоохранительных органов в деятельность предпринимательских структур;

3) дальнейшее расширение и упрощение процедур приватизации государственной собственности, сокращение участия государства в уставных фондах хозяйствующих субъектов, создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства на базе приватизированных объектов государственной собственности;

4) совершенствование инвестиционного климата, активное привлечение в отрасли экономики и регионы страны иностранных, прежде всего, прямых иностранных инвестиций;

5) внедрение современных международных стандартов и методов корпоративного управления, усиление роли акционеров в стратегическом управлении предприятиями;

6) сокращение роли государства в регулировании социально-экономического развития страны, децентрализация и демократизация системы государственного управления, расширение государственно-частного партнерство, повышение роли негосударственных, общественных организаций и местных органов самоуправления.

3. Повышение конкурентоспособности национальной экономики за счет углубления структурных преобразований, модернизации и диверсификации ее ведущих отраслей:

1) Обеспечение сбалансированности и устойчивости национальной экономики, увеличение в ее структуре доли промышленности, сферы услуг, малого бизнеса и частного предпринимательства;

2) Проведение активной инвестиционной политики, направленной на модернизацию, технического и технологического обновления сферы услуг, реализации проектов сервисной деятельности;

3) Создание эффективной конкурентной среды для отраслей экономики и поэтапное снижение монополии на рынках товаров и услуг;

4) Ускоренное развитие сферы услуг, повышение роли и доли услуг в формировании валового внутреннего продукта, кардинальное изменение структуры предоставляемых услуг, прежде всего за счет современных высокотехнологичных видов услуг;

4. Преодоление негативных институциональных процессов, получивших развитие и закрепление на истекших этапах переходного периода. Особенно таких, как коррупция, бюрократия, теневая экономика и неформальные отношения и т. д. Предотвращение этих отклонений потребует больших усилий и немалого времени. Между тем, особая роль принадлежит укреплению демократических начал в государстве, формированию и движению к зрелости институтов гражданского общества, обеспечивающих развитие инициативы граждан и усиление общественного контроля, повышению ответственности государственного аппарата и т. д.

Структурная политика должна включать в себя обоснование и выбор приоритетных направлений развития, как самой экономики, так и отдельных отраслей, а также соотношение этих отраслей между собой. В качестве целей структурной политики А. Н. Фоломьев [2, с 21] предлагает считать обеспечение сбалансированного развития страны и ее регионов, возможно полный учет достижений НТП, решение задач повышения эффективности производства и удовлетворения потребностей общества.

Рассматривая проблему взаимосвязи структурных и институциональных изменений в экономике, необходимо отметить, что, согласно институционально-эволюционной теории [3, с 410], экономике присущи два уровня динамики: уровень организационных структур (фирмы, банки, страховые компании и т. д.), а также их взаимоотношений (рынки) и уровень институциональных норм и правил. Эволюционные процессы структурных и институциональных изменений взаимосвязаны между собой. Так, структурные изменения в экономике требуют создания новых институциональных механизмов, которые, в свою очередь, приводят к дальнейшему совершенствованию структуры экономики. Таким образом, в экономике существует большое число локальных эволюционных циклов, находящихся на разных стадиях и переплетенных между собой. В условиях переходного периода эти процессы протекают в ускоренном режиме, то есть изменения происходят революционно. И эти процессы приводят к необходимости реструктуризации предприятий, которая заключается в обновлении на программной основе структуры сферы услуг, а также управления хозяйственными процессами, что в конечном итоге позволит преодолеть кризисное состояние, войти в зону рентабельного производства и улучшить финансово-экономические показатели.

Разработка структурных и институциональных реформ в сфере услуг приблизились сейчас к определённому рубежу. Многочисленные обстоятельства нашей экономической и социальной жизни приводят к необходимости решительных действий. Новые решения в свою очередь, должны безусловно опираться на уроки, извлечённые из уже имеющегося опыта. На наш взгляд, главной причиной наших успехов может стать — хорошая система управления, структурная мобильность, технологический рост.

Литература:

  1. Указ Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «О программе развития сферы услуг на 2016–2020 годы»
  2. А. Н. Фоломьева «Структурная перестройка экономки и экономический рост». М., 1999. С. 21.
  3. Нестеренко А. Н. Экономика и институциональная теория. М.: УРСС, 2002. С. 410
Основные термины (генерируются автоматически): реформа, частное предпринимательство, малый бизнес, сфера услуг, развитие сферы услуг, государственная собственность, институциональная среда, национальная экономика, переходной период, структурная политика.


Ключевые слова

развитие, реформы, экономика, услуги, структурные реформы, институциональные реформы
Задать вопрос